Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18270

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Поступление надлежаще оформленного требования о выдаче и до­кументов, прилагаемых к нему, считается достаточным основанием для взятия под стражу лица, являющегося субъектом требования о выдаче.

Отметим при этом, что взятие под стражу возможно и до получе­ния требования о выдаче, в порядке так называемого предваритель­ного ареста, при наличии ходатайства заинтересованного государ­ства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии под стражу до получения требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство или на территории которого, как считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено преступление.

Лицо, взятое под стражу на основании ходатайства о предвари­тельном аресте, может быть освобождено, если в течение установ­ленного договорного срока со дня отправки уведомления об аресте не поступит требования о выдаче.

В теории и практике экстрадиции считается общепризнанным, что процедура рассмотрения требования о выдачи преступника рег­ламентируется исключительно национальным законодательством государства, которому предъявлено такое требование. В некоторых случаях это специально оговаривается, как, например, в ст. 22 Кон­венции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года. Когда такой оговорки нет, она подразумевается как сама собой разумею­щаяся.

Государство, удовлетворившее требование о выдаче, извещает по дипломатическим каналам государство, направившее это требование, и определяет место и время передачи преступника. Вместе с ним пере­даются вещи, добытые преступным путем, а также предметы, кото­рые могут иметь доказательство по уголовному делу. Такой порядок является общепринятым и подтверждается практически во всех меж­дународно-правовых документах по экстрадиции.

9. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

В 1923 году в Вене был созван Международный полицейский конгресс, в работе которого приняли участие 138 представителей из 20 стран, в основном европейских, а также Японии, Китая и США. Конгресс принял решение об учреждении Международной комиссии уголовной полиции, а также ее устав. Штаб-квартира организации разместилась в Вене.

Согласно ст. 1 устава, основные цели Комиссии заключались в том, чтобы способствовать формированию практики оказания взаим­ной служебной помощи между органами безопасности в рамках дей­ствующих в отдельных странах законов и заботиться о создании и успешной деятельности всех учреждений, призванных вести борьбу с уголовными преступлениями.

Высшим органом Комиссии был съезд представителей стран. Деятельностью Комиссии руководили президент, избираемый сро­ком на пять лет, а также четыре вице-президента. Комиссия не имела межгосударственного статуса. В 1949 году ЭКОСОС ООН установил с Комиссией консультативные связи как с неправительственной организацией.


Период с 1923 по 1941 год – это период организационно-право­вого становления Комиссии. Была создана система учета «особо опасных лиц», а также картотека «международных преступников», которая в 30-е годы насчитывала свыше 100 тыс. человек. Сотруд­ничество стран ограничивалось только обменом информацией.

Вторая мировая война приостановила деятельность Комиссии. Однако после окончания войны руководители полицейских служб выступили с инициативой о возрождении деятельности Международной комиссии уголовной полиции. В 1946 году в Брюсселе состоялся Конгресс, который вместо устава 1923 года утвердил временные по­ложения о целях, задачах и принципах своей деятельности. В част­ности, в них был включен пункт о недопустимости участия органи­зации в военных действиях.

Однако ни устав 1923 года, ни временные правила не отвечали требованиям и реалиям современной жизни. Поэтому в 1954 году участники сессии Комиссии приняли решение о разработке и при­нятии нового устава организации. Новый устав был принят в 1956 году в Вене. Он закрепил новое название организации – Меж­дународная организация уголовной полиции (Интерпол). Местом ее пребывания является Лион (Франция).

Основные цели, которые ставит перед собой Интерпол, – это обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции, развитие учреждений по предупреждению пре­ступности и борьбе с ней. Основные направления деятельности: ре­гистрация и хранение сведений о «международных преступниках» (к примеру, Интерпол имеет картотеку на более чем 600 террористи­ческих организаций) и преступлениях международного характера; международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести, а также похищенного имущества и др.

В соответствии со ст. 4 любое государство может уполномочить свой официальный орган полиции выступать в качестве члена Орга­низации. Просьба о приеме в члены направляется генеральному се­кретарю. Решение о принятии в члены принимается Генеральной ас­самблеей большинством в 2/3 голосов.

Статус международной неправительственной организации в 1982 году был изменен на статус международной межправительствен­ной организации.

Структура Интерпола включает в себя: Генеральную ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Национальные центральные бюро, Институт советников.

Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, в состав которой входят представители государств-участников. Каж­дая страна направляет для участия в сессии делегацию, которая со­стоит из чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, чья работа связана с деятельностью Организации, а также из специа­листов по конкретным проблемам.

Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Все реше­ния принимаются простым большинством голосов, за исключением вопросов, для решения которых требуется42/3 голосов (внесение из­менений и дополнений в устав, прием новых членов, избрание пре­зидента Организации и т.д.).


Генеральная ассамблея проводит ежегодные сессии обычно осенью.

Согласно Уставу, Генеральная ассамблея может принять решение по любому вопросу деятельности Организации. Она определяет ос­новные принципы сотрудничества полицейских органов стран в рамках Интерпола, проводит мероприятия, направленные на такое сотрудничество. Генеральная ассамблея принимает решение о прие­ме новых членов в Организацию, рассматривает и утверждает план мероприятий на будущий год, выбирает должностных лиц, утверж­дает бюджет и т.д.

С целью выполнения уставных задач Генеральная ассамблея об­разует специальные комиссии для изучения конкретных вопросов, которые действуют на постоянной или временной основе.

Решения принимаются Генеральной ассамблеей в форме ре­золюций. Резолюции в отношении Генерального секретариата Организации носят обязательный характер, в отношении полицей­ских и государственных органов стран-участниц – рекоменда­тельный.

Под эгидой Интерпола проводят региональные конференции го­сударств-участников. На них обсуждаются вопросы регионального сотрудничества, формируется мнение и вырабатывается подход стран региона по конкретному вопросу.

Исполнительный комитет – это выборный орган Интерпола. В период между сессиями Генеральной ассамблеи он осуществляет ее функции. Согласно Уставу, Комитет осуществляет контроль за деятельностью генерального секретаря и исполнением решений Ге­неральной ассамблеи, представляет ей планы работы и предложения. Он собирается на заседания не менее одного раза в год по предло­жению президента Интерпола.

Исполнительный комитет состоит из президента Организации, трех вице-президентов и девяти делегатов. Он формируется на ос­нове принципа справедливого географического представительства. Каждый вице-президент представляет в Комитете разные конти­ненты. Кроме того, все члены Комитета должны быть гражданами разных государств.

Президент избирается на четыре года, вице-президенты – на три. По истечении срока полномочий они не могут быть переизбраны на те же должности или делегатами в Исполнительный комитет. Делега­ты избираются на три года, а по истечении срока пребывания на посту они не могут быть сразу же переизбраны на те же должности. Ежегодно трое из них в порядке очередности выбывают из состава Комитета. При выполнении своих функций все члены Исполни­тельного комитета действуют как представители Организации, а не как представители своих государств.

Президент Интерпола председательствует на сессиях Генераль­ной ассамблеи и Исполнительного комитета, осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность Организации соответствовала решениям

Ассамблеи и Комитета, поддерживает постоянную прямую связь с генеральным секретарем Интерпола.

Генеральный секретариат состоит из генерального секретаря, спе­циалистов и административного персонала и осуществляет следую­щие функции: реализует решения Генеральной ассамблеи и Испол­нительного комитета, является международным центром по борьбе с преступностью, а также специализированным и информационным центром, осуществляет административное и техническое руководст­во деятельностью Организации, поддерживает связи с национальны­ми и международными органами, а также с Национальными централь­ными бюро и др. Все сотрудники Секретариата при осуществлении своих функций действуют в личном качестве.


Генеральный секретарь Интерпола избирается Генеральной ас­самблеей по предложению Исполнительного комитета сроком на 5 лет. Его полномочия могут продлеваться и на следующие сроки, но по достижении 65 лет он обязан оставить свой пост. Генеральный секретарь должен быть компетентным в вопросах деятельности полиции.

Генеральный секретарь руководит деятельностью Секретариата Интерпола, распоряжается средствами Организации, представляет на рассмотрение Исполнительного комитета и Генеральной ассамблеи предложения и проекты, касающиеся работы Интерпола. Он имеет право участвовать в дискуссиях всех органов Организации.

Для изучения конкретных научных вопросов генеральный секре­тарь Организации приглашает специалистов, которые назначаются на должности консультантов (советников) Исполнительным комите­том сроком на три года. Такие вопросы включают в себя принципы борьбы государств с незаконным распространением наркотиков, преступления, совершаемые несовершеннолетними, женскую пре­ступность и др.

В настоящее время в структуре Генерального секретариата функ­ционируют четыре отдела: административный (делопроизводство и документация), полицейский (координация сотрудничества нацио­нальных полицейских органов государств-членов), научно-исследо­вательский (обработка данных, подготовка проектов документов, организация участия Интерпола в работе других международных организаций), технического обеспечения (телекоммуникационная служба и автоматизированная обработка данных).

Статья 32 Устава Интерпола обязывает каждое государство-участник создать в национальной структуре полиции Национальное центральное бюро (НЦБ), которое осуществляет сотрудничество и поддерживает тесную связь между самой Организацией и националь­ными полицейскими органами. СССР стал членом Интерпола в сен­тябре 1990 года. Россия является членом этой Организации как пра­вопреемник СССР. В Министерстве внутренних дел РФ в 1996 году было создано НЦБ Интерпола РФ. Это подразделение криминальной милиции. Оно входит в состав центрального аппарата МВД РФ и имеет статус главного управления. Создание, реорганизация и лик­видация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпо­ла в РФ осуществляются МВД России. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России 1996 года, оно выполняет следующие задачи: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях, наблюдение за исполнением международ­ных договоров по вопросам борьбы с преступностью. Деятельность НЦБ Интерпола в РФ не затрагивает преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Интерпол тесно сотрудничает с другими международными орга­низациями, прежде всего с системой органов ООН, региональными и неправительственными организациями. В частности, он принимает активное участие в разработке проектов международных конвенций в сфере международной борьбы с преступностью в рамках работы различных международных организаций и конференций (например, Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).


Глава 18
Международная защита прав человека

1. Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений

Проблема прав человека сложна, всеобъемлюща и многопланова. Для нее характерны международно-правовые, политические, эконо­мические, социальные, культурные, юридические и другие аспекты.

С осуществлением прав человека связаны понимание и реали­зация целого ряда сложных общественных категорий, таких как демократия, социальный прогресс, что делает эту правовую сферу желанным объектом использования в своих целях политиками и идеологами.

Забота о правах человека – подлинная или мнимая, доходящая до требования осуществления «гуманитарных интервенций» – по­рой демонстрировалась и демонстрируется государствами, чей по­служной список в области прав человека оставляет желать много лучшего, особенно с учетом экономической мощи этих стран. Такая позиция не способствует повсеместному и полному обеспечению прав человека, более того, подрывает перспективы такого обеспече­ния, сводит их к роли разменной монеты в достижении геополити­ческих целей.

С другой же стороны, многие государства пытались или пытаются укрыться либо за принципами суверенитета, невмешательства во внутренние дела, либо за неправомерно, вопреки существующим международным стандартам в области прав человека, раздуваемыми социально-экономическими, религиозными, идеологическими и прос­то национальными особенностями, что оказывает отрицательное влияние на повсеместное обеспечение прав человека.

С точки зрения создания лучших перспектив для защиты прав человека большое значение имеет четкое разграничение таких поня­тий, как права человека, демократия и рыночная экономика. Разу­меется, плюралистическая демократия и правовое государство явля­ются существенно необходимыми для обеспечения уважения прав человека и основных свобод, однако далеко недостаточными, чтобы их гарантировать. Не случайно, что в государствах с развитыми де­мократическими традициями, опыт которых может служить объектом изучения и заимствования другими, положение с правами во многом не соответствует международным стандартам. В значительной мере это характерно и для России, где ситуация с правами человека раз­вивается далеко не однозначно.

Что же касается рыночной экономики, то при ее функциониро­вании в цивилизованных формах она может создавать основы как для общего подъема благосостояния, так и для обеспечения прав чело­века. Однако это отнюдь не равнозначно автоматическому гаранти­рованию прав и свобод в результате продвижения вперед по пути рыночных отношений.

В то же время в целом ряде государств господство нецивилизован­ного рынка приводит как к массовым нарушениям прав человека, например трудовых, так и может быть использовано для создания режимов, не способствующих повсеместному и полному обеспече­нию прав человека.