Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18752
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Не только преступные с точки зрения международного права, но и грубые массовые нарушения прав человека наносят серьезный ущерб международному правопорядку, вызывают реальные опасные конфликты. Международное сообщество должно принимать все меры к предотвращению и ликвидации нарушений, связанных с правами человека. Условием достижения успеха на этом пути является деидеологизация общества и проблематики прав человека, прекращение использования ее в пропагандистских целях.
Западные специалисты в своем большинстве делят права человека на индивидуальные и социальные. К первым они относят гражданские и политические права и свободы, так называемые права первого поколения, утвердившиеся после буржуазных революций, особенно французской и американской. Такие права, как равенство перед законом, свобода передвижения, свобода слова и ассоциаций, могут быть закреплены в законодательстве, причем их реализация не требует от общества специальных ресурсов и экономических средств. По существу, эти права и свободы возводились в абсолют, провозглашались единственными подлинными правами человека.
Такая концепция отводила второстепенную роль социально-экономическим правам, то есть правам второго поколения, в отношении которых считалось, что они не могут найти позитивное закрепление в нормах права и зависят от уровня экономического развития того или иного государства. Тем самым умалялось значение таких прав, как право на труд, образование, отдых, социальное обеспечение, и ставилась под вопрос сама возможность их реализации. В отрыве от социальных прав превращались в значительной мере в фикцию и личные права. Такой подход полностью еще не изжил себя, о чем свидетельствует отношение ряда государств, и в первую очередь западных, к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, да и в России жертвой перемен стала прежде всего эта категория прав человека.
С такой позицией в принципе вряд ли можно согласиться. В условиях нормального функционирования находящегося на соответствующем уровне правопорядка в современном государстве могут и должны быть обеспечены права как первого поколения – гражданские и политические, так и второго поколения – права экономические, социальные и культурные.
После Второй мировой войны появилось третье поколение прав человека – коллективные права. К ним относятся право на разоружение, на развитие, право свободно распоряжаться своими естественными богатствами, на здоровую окружающую среду. Некоторые считают, что к этой категории прав можно отнести и права разного рода меньшинств, и право на самоопределение. Вопрос о практической их реализации связан с известными трудностями. Например, с точки зрения действующего международного права пользователями защищаемого им права «пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» являются не этнические, религиозные и языковые меньшинства, а лица, принадлежащие к таковым (ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах). Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года также называет как особую категорию культурные меньшинства.
Неурегулированность вопросов защиты прав меньшинств используется для раздувания подчас кровавых конфликтов, подрывающих основы международной безопасности.
2. Международная защита прав человека как отрасль международного права
Нормы и принципы международной защиты прав человека образуют одну из отраслей современного международного права. Иногда к ней относят также нормы и принципы, имеющие целью гуманизацию вооруженных конфликтов, то есть международного гуманитарного права.
С момента возникновения понятия прав человека появилась обоснованная тенденция рассматривать их как естественное, неотъемлемое качество, принадлежащее каждому человеку с рождения, вытекающее из самой человеческой природы как выражение достоинства, присущего человеческой личности. С другой стороны, нельзя отрицать, что права человека находят свое закрепление через гарантирование их в правовых нормах, будь то внутренних или международных.
Права человека как отрасль современного международного права включают в себя как нормы, так и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.
Международное право прав человека включает в себя принципы и нормы, формируемые в основном путем заключения многосторонних международных договоров как универсального, так и регионального характера. Эти договоры, а также многочисленные документы недоговорного характера, принимаемые на международных форумах, устанавливают стандарты в области прав человека, то есть общепризнанные нормы поведения государств, которые последние осуществляют в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Двусторонние договоры играют в этом отношении второстепенную роль. В то же время на процесс формирования норм по правам человека во все большей степени начинают воздействовать принципы этой отрасли, что свидетельствует о значительной роли международного обычая как источника права. И наконец, большое влияние на становление и развитие норм и принципов международного права прав человека традиционно оказывает национальное законодательство.
Закрепление гарантий осуществления прав человека в международных договорах прошло длительный путь, который характеризуется двумя основными константами. Во-первых, от регулирования отдельных категорий прав человека в основном в отношениях между теми или иными государствами международное сообщество двигалось в направлении гарантирования всех категорий прав человека и основных свобод на универсальном уровне. Во-вторых, со времени создания ООН практическое осуществление прав человека рассматривалось в течение длительного времени в качестве сферы внутренней компетенции государств. На конференции в Сан-Франциско по разработке Устава ООН такую позицию отстаивали, в частности, американцы.
Однако еще на конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что создают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осуществлению постановлений Устава, то они перестают быть исключительным делом каждого государства», что является правовой основой для возможности преследования виновных лиц на универсальной основе, независимо от государственных границ.
После создания ОБСЕ и других изменений на международной арене в последние годы права человека во всех странах мира во все большей мере являются предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года в Вене.
3. Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека
Устав ООН содержит юридические обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.
Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии.
После одобрения Устава ООН международным сообществом, главным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.
Представляется, что их можно было бы классифицировать следующим образом.
Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авторитетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм).
В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.
Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и являлись самыми общими по охвату проблематики прав человека актами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных организаций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах признаются такие права, как право на труд, на справедливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятственную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на образование, участие в культурной жизни.
Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом.
Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей декларацией прав человека права и свободы государства – участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе ограничений, необходимых, например, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.
Особую группу актов по правам человека представляют документы, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказываясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания конкретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности.
Ряд договоров имеет своей целью защиту интересов индивида от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав личности на своих территориях, а также по восстановлению нарушенных прав.
Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав человека. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоятельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматривает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политических правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства
1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участниками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности.
Наконец, следует отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стандарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда разработала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных категорий трудящихся и т.д.
Значительную роль играют документы, не имеющие обязательного юридического характера, но в которых отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы прав человека. Среди них решения международных конференций по правам человека в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и другие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, принятые в цивилизованном обществе.