Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18269

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Не только преступные с точки зрения международного права, но и грубые массовые нарушения прав человека наносят серьезный ущерб международному правопорядку, вызывают реальные опасные конфликты. Международное сообщество должно принимать все меры к предотвращению и ликвидации нарушений, связанных с правами человека. Условием достижения успеха на этом пути является деидеологизация общества и проблематики прав человека, прекращение использования ее в пропагандистских целях.

Западные специалисты в своем большинстве делят права человека на индивидуальные и социальные. К первым они относят граждан­ские и политические права и свободы, так называемые права первого поколения, утвердившиеся после буржуазных революций, особенно французской и американской. Такие права, как равенство перед за­коном, свобода передвижения, свобода слова и ассоциаций, могут быть закреплены в законодательстве, причем их реализация не тре­бует от общества специальных ресурсов и экономических средств. По существу, эти права и свободы возводились в абсолют, провоз­глашались единственными подлинными правами человека.

Такая концепция отводила второстепенную роль социально-экономическим правам, то есть правам второго поколения, в от­ношении которых считалось, что они не могут найти позитивное закрепление в нормах права и зависят от уровня экономического раз­вития того или иного государства. Тем самым умалялось значение таких прав, как право на труд, образование, отдых, социальное обес­печение, и ставилась под вопрос сама возможность их реализации. В отрыве от социальных прав превращались в значительной мере в фикцию и личные права. Такой подход полностью еще не изжил себя, о чем свидетельствует отношение ряда государств, и в первую очередь западных, к Международному пакту об экономических, социаль­ных и культурных правах, да и в России жертвой перемен стала прежде всего эта категория прав человека.

С такой позицией в принципе вряд ли можно согласиться. В усло­виях нормального функционирования находящегося на соответ­ствующем уровне правопорядка в современном государстве могут и должны быть обеспечены права как первого поколения – граждан­ские и политические, так и второго поколения – права экономичес­кие, социальные и культурные.

После Второй мировой войны появилось третье поколение прав человека – коллективные права. К ним относятся право на разору­жение, на развитие, право свободно распоряжаться своими естест­венными богатствами, на здоровую окружающую среду. Некоторые считают, что к этой категории прав можно отнести и права разного рода меньшинств, и право на самоопределение. Вопрос о практичес­кой их реализации связан с известными трудностями. Например, с точки зрения действующего международного права пользователями защищаемого им права «пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» являются не этнические, религиозные и языковые меньшин­ства, а лица, принадлежащие к таковым (ст. 27 Международного пак­та о гражданских и политических правах). Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года также называет как особую кате­горию культурные меньшинства.


Неурегулированность вопросов защиты прав меньшинств исполь­зуется для раздувания подчас кровавых конфликтов, подрывающих основы международной безопасности.

2. Международная защита прав человека как отрасль международного права

Нормы и принципы международной защиты прав человека обра­зуют одну из отраслей современного международного права. Иногда к ней относят также нормы и принципы, имеющие целью гуманиза­цию вооруженных конфликтов, то есть международного гуманитар­ного права.

С момента возникновения понятия прав человека появилась обос­нованная тенденция рассматривать их как естественное, неотъемле­мое качество, принадлежащее каждому человеку с рождения, выте­кающее из самой человеческой природы как выражение достоинства, присущего человеческой личности. С другой стороны, нельзя отри­цать, что права человека находят свое закрепление через гарантиро­вание их в правовых нормах, будь то внутренних или международных.

Права человека как отрасль современного международного права включают в себя как нормы, так и принципы, относящиеся к защите прав человека. В основе их лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основ­ные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Этот принцип в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности.

Международное право прав человека включает в себя принципы и нормы, формируемые в основном путем заключения многосторон­них международных договоров как универсального, так и региональ­ного характера. Эти договоры, а также многочисленные документы недоговорного характера, принимаемые на международных форумах, устанавливают стандарты в области прав человека, то есть общеприз­нанные нормы поведения государств, которые последние осущест­вляют в законодательстве и на практике в отношении своих граждан и других лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Двусторонние договоры играют в этом отношении второстепенную роль. В то же время на процесс формирования норм по правам чело­века во все большей степени начинают воздействовать принципы этой отрасли, что свидетельствует о значительной роли международ­ного обычая как источника права. И наконец, большое влияние на становление и развитие норм и принципов международного права прав человека традиционно оказывает национальное законодательство.

Закрепление гарантий осуществления прав человека в междуна­родных договорах прошло длительный путь, который характеризует­ся двумя основными константами. Во-первых, от регулирования от­дельных категорий прав человека в основном в отношениях между теми или иными государствами международное сообщество двига­лось в направлении гарантирования всех категорий прав человека и основных свобод на универсальном уровне. Во-вторых, со времени создания ООН практическое осуществление прав человека рассмат­ривалось в течение длительного времени в качестве сферы внутрен­ней компетенции государств. На конференции в Сан-Франциско по разработке Устава ООН такую позицию отстаивали, в частности, американцы.


Однако еще на конференции в Сан-Франциско указывалось, что если «права и свободы вопиюще нарушаются таким образом, что соз­дают ситуацию, которая угрожает миру или препятствует осущест­влению постановлений Устава, то они перестают быть исключитель­ным делом каждого государства», что является правовой основой для возможности преследования виновных лиц на универсальной основе, независимо от государственных границ.

После создания ОБСЕ и других изменений на международной арене в последние годы права человека во всех странах мира во все большей мере являются предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конфе­ренция по правам человека 1993 года в Вене.

3. Классификация договоров по правам человека и международные стандарты в области прав человека

Устав ООН содержит юридические обязательные общие положе­ния о необходимости осуществления международного сотрудниче­ства в поощрении и развитии уважения к правам и основным сво­бодам человека. Но в нем нет их конкретного перечня.

Вместе с тем Устав ООН сформулировал ряд принципов, регули­рующих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие наро­дов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискримина­ции по признакам расы, пола, языка, религии.

После одобрения Устава ООН международным сообществом, глав­ным образом ООН и ее специализированными учреждениями, было принято большое число документов по правам человека, содержа­щих нормы, регулирующие правоотношения в этой области.

Представляется, что их можно было бы классифицировать сле­дующим образом.

Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят Всеобщая декларация прав человека, Между­народный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 г., явилась первым в истории меж­дународных отношений документом универсального характера, про­возглашавшим перечень прав и свобод человека. Ее значение трудно переоценить, и, по распространенному мнению, в силу своей авто­ритетности и широкого применения она стала, несмотря на свою первоначальную форму резолюции Генеральной Ассамблеи, имею­щей рекомендательный характер актом, обладающим обязательной юридической силой (в качестве обычных норм).

В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Между­народный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году.

Эти документы с самого начала имели форму международных конвенций, обязательных для участвующих в них государств, и яв­лялись самыми общими по охвату проблематики прав человека ак­тами, устанавливающими стандарты в этой области. Они получили широкое международное признание и авторитет. На них постоянно делаются ссылки в резолюциях различных международных органи­заций и в договорах по отдельным аспектам прав человека.


В Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах признаются такие права, как право на труд, на спра­ведливые и благоприятные его условия, на создание и беспрепятст­венную деятельность профсоюзов, на социальное обеспечение, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень, на наивысший достаточный уровень физического и психического здоровья, на об­разование, участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах га­рантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обраще­ние и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, возвращаться в свою собственную страну, на равенство перед судами, свободу от вмешательства в личную жизнь, свободу мысли, совести и религии, право придерживаться своих мнений и на свободу информации, на мирные собрания, свободу ассоциаций, участие в ведении государственных дел, равенство перед законом.

Эти конкретизированные по сравнению со Всеобщей деклараци­ей прав человека права и свободы государства – участники Пактов брали на себя обязательства предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией; при этом государства должны обеспечить пре­творение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путем принятия соответствующих национальных законодательных и иных мер. В то же время допускается возможность их основанных на законе огра­ничений, необходимых, например, для охраны государственной без­опасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободы других.

Особую группу актов по правам человека представляют докумен­ты, направленные на пресечение преступлений против человечества, таких как военные преступления, геноцид, апартеид, на борьбу с грубыми массовыми нарушениями прав человека, затрагивающими интересы больших масс населения или целых народов и могущими иметь серьезные международные последствия, отрицательно сказы­ваясь на межгосударственных отношениях. К ним относятся Конвен­ция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 года, Конвенция о неприменимости срока давнос­ти к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расо­вой дискриминации 1965 года, Дополнительная конвенция об упразд­нении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Согласно этим договорам, государства осуждают политику, указанную в названных Конвенциях, обязуются пресекать и запрещать на своих территориях всякие действия, противоречащие целям этих Конвенций, берут на себя обязательства осуществлять совместные действия по борьбе с проявлениями данной группы правонарушений. Они сотрудничают также в деле наказания кон­кретных лиц, виновных в их совершении, в частности используя институт выдачи лиц для осуществления над ними правосудия или самостоятельно привлекая их к ответственности.


Ряд договоров имеет своей целью защиту интересов индивида от злоупотреблений со стороны органов государства или отдельных лиц и организаций. К ним можно отнести Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Конвенцию о лик­видации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1989 года. По этим Конвенциям государства согласились принимать меры по предупреждению и искоренению отдельных нарушений прав лич­ности на своих территориях, а также по восстановлению нарушен­ных прав.

Другая группа договоров посвящена сотрудничеству государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав чело­века. Это Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года (направлена на обеспечение права женщины на равную с мужчиной оплату труда), Конвенция о граж­данстве замужней женщины 1957 года (предусматривает самостоя­тельность женщины в решении вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем), Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года, Конвенция о статусе апатридов (предусматри­вает предоставление им определенных политических, гражданских, социальных и экономических прав), Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Конвенция о политике в области занятости 1964 года (направлена на обеспечение права на труд), Конвенция о политичес­ких правах женщин 1952 года, Конвенция об охране материнства

1952 года, Конвенция об охране заработной платы 1949 года и ряд других. По договорам этого типа государства, ставшие их участни­ками, обязались принять законодательные и практические меры по обеспечению прав человека, которые международным сообществом рассматриваются в качестве минимальных стандартов социальной защищенности личности.

Наконец, следует отметить конвенции, принимаемые, например, спецучреждениями ООН, в которых конкретизируются общие стан­дарты соблюдения прав человека и в развитие их вырабатываются отраслевые стандарты. Так, Международная организация труда раз­работала большое число конвенций по таким вопросам, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда различных кате­горий трудящихся и т.д.

Значительную роль играют документы, не имеющие обязательно­го юридического характера, но в которых отражается точка зрения международного сообщества на те или иные вопросы прав человека. Среди них решения международных конференций по правам чело­века в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.), декларации и резолюции ГА ООН о праве на самоопределение, декларации, протоколы и дру­гие документы о предупреждении дискриминации, в том числе в отношении лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, правах женщин и детей, правах человека в области правосудия, медицинской этики, которые следует рассматривать как минимальные стандарты поведения, при­нятые в цивилизованном обществе.