Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18267

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Важные документы такого характера принимаются и спецучреж­дениями ООН. Так, ЮНЕСКО приняла Декларацию о распростра­нении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаи­мопонимания между народами 1965 года, Декларацию принципов международного культурного сотрудничества 1966 года, Декларацию социального прогресса и развития 1969 года, Декларацию об исполь­зовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975 года, Декларацию об основных принципах, касаю­щихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, 1978 года, заложившую основы формирования нового международ­ного информационного порядка.

Такие документы, носящие первоначально лишь рекомендатель­ный характер, нередко ложатся затем в основу принимаемых дого­ворных актов, закрепляющих соответствующие положения уже в качестве обязательных для соблюдения государствами.

4. Особенности международной защиты прав человека как отрасли международного права

Одной из особенностей этой отрасли права является то, что в ней в принципе ограничено применение такого международно-правового института, как оговорки. Проблема универсального, то есть наиболее широкого, участия государства в международных конвенциях по правам человека остается. Как известно, оно обеспечивается, в част­ности, тем, что государства, не согласные с теми или иными их поло­жениями, могут присоединиться к этим документам с оговорками.

Общее правило международного права в отношении оговорок гласит, что оговорки недопустимы в случае их несовместимости с объектом и целями договоров (ст. 19 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

По отношению к правам человека можно сказать, что это правило должно применяться особенно строго, поскольку далеко идущие оговорки могут наносить ущерб самому принципу защиты прав че­ловека на недискриминационной основе.

Так, оговорки многих государств, и прежде всего западных, к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дис­криминации касаются прежде всего положений ст. 4 Конвенции о запрещении организаций, поощряющих расовую дискриминацию и подстрекающих к ней, на основании якобы их несовместимости с правами на свободу убеждений и свободное их выражение, на сво­боду мирных собраний и ассоциаций. Между тем эта статья относит­ся к одной из тех, в которых излагаются цели Конвенции.

В этом же направлении идут и оговорки США, ратифицировав­ших Конвенцию 24 сентября 1994 г. Помимо того что эти оговорки гарантируют по существу свободу выражения ненависти, основанной на расовом превосходстве, и деятельность расистских групп, они ис­ключают из сферы антирасистского законодательства значительные области неправительственной деятельности.


Можно также утверждать, что основные принципы Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации имеют гуманитарную правочеловеческую ценность и столь же обя­зательный характер, как и основополагающие принципы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, как об этом постановил в своем факультативном заключении от 28 мая 1951 г. Международный Суд. И поэтому государство не может отка­заться от- соответствующих обязательств, мотивируя отказ оговоркой.

Выдвижение оговорок к многосторонним конвенциям в области прав человека, несовместимых с объектом и целями этих конвенций, небезразлично для международного правопорядка в области обеспе­чения прав человека, поскольку они наносят ущерб его осно­вополагающим принципам всеобщего соблюдения и защиты прав человека, предотвращения и пресечения дискриминации во всех фор­мах и проявлениях, защиты от нее всех людей. Если до присоеди­нения к этим документам те или иные государства вообще не при­нимали участия в режиме осуществления прав человека в той или иной области, то после присоединения к ним с серьезными оговор­ками они, скорее всего являясь формально участниками соответству­ющих процедур, будут по-прежнему наносить ущерб режиму эффек­тивного осуществления этих документов.

Другой особенностью этой отрасли международного права явля­ется то, что с целью максимального расширения числа участников международных конвенций в них содержатся факультативные статьи или разработаны факультативные протоколы к ним по наиболее спорным политико-правовым вопросам (как уже отмечалось, к Меж­дународному пакту о гражданских и политических правах имеются Факультативный протокол о частных жалобах и Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни).

Многие соглашения по правам человека являются бессрочными. В некоторых из них не содержится статей и о денонсации. Послед­нее оправдано в свете широко признаваемого положения о том, что права человека и основные свободы в качестве общего правила должны соблюдаться также и в период чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов.

Говоря об особенностях международного права прав человека как отрасли современного международного права, можно утверждать, что его принципы и нормы, отражающие всеобщую гуманитарную правочеловеческую сущность, ставят по-новому проблему универсаль­ности международно-правовых актов. Значение отраженных в гума­нитарных конвенциях интересов человечества настолько велико, что ее решение не может быть сведено к учету количественного участия государств в той или иной конвенции. Скорее можно утверждать, что их базисные принципы и нормы имеют всеобщее непреходящее значение для всего населения нашей планеты, независимо от неучас­тия в них отдельных государств.


Все больше утверждается точка зрения о том, что существуют основополагающие обязательства для всего международного сообще­ства. В случае их дальнейшей разработки и применения с участием большинства государств они должны выполняться всеми государства­ми, и в том числе теми из них, которые не давали на принятие этих обязательств формального согласия.

Такой новый подход к традиционному правилу о том, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции о праве международных дого­воров), несомненно, оказывает революционизирующее воздействие на обеспечение и укрепление современного международного право­порядка. Любые же ссылки государств на свои особенности, которыми они мотивируют неприсоединение к универсальным конвенциям в области прав человека, или заявление оговорок к ним, а также уклоне­ние в иной форме от выполнения взятых по ним существенных обяза­тельств по обеспечению прав человека должны рассматриваться меж­дународным сообществом в первую очередь с точки зрения нанесения ущерба повсеместному и неуклонному соблюдению прав человека.

5. Отраслевые принципы международной защиты прав человека

Отраслевыми принципами международного права прав человека являются универсальность и недискриминация. В соответствии с первым из них принципы и нормы о защите прав человека обязатель­ны для всех государств и в отношении всего их населения. Принципы и нормы, относящиеся к обеспечению прав человека, сформулиро­ванные в рассмотренных выше документах, представляют собой целую систему, которая применима к любому государству и общест­ву. Поэтому, хотя государства и обладают свободой воли в отноше­нии присоединения к тем или иным конвенциям по правам человека, этому принципу противоречит практика государств, ратифицировав­ших, скажем, Международный пакт о гражданских и политических правах и не делающих этого в отношении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, или наоборот.

Государства обязаны также обеспечивать права человека на не­дискриминационной основе, на каких бы аргументах эта дискрими­нация ни основывалась. К ним можно отнести расовое, националь­ное или этническое происхождение, цвет кожи, половые различия, политические или социальные, религиозные мотивы и т.д.

Эти принципы определяют особенности рассматриваемой отрас­ли международного права и являются критерием законности кон­кретных норм по правам человека. Ими должно руководствоваться каждое государство при определении правового режима лиц, нахо­дящихся под его юрисдикцией. Без их соблюдения обеспечение прав человека не будет полным и повсеместным.

6. Механизмы международного сотрудничества в области прав человека


Вопросами прав человека на международном уровне занимаются многочисленные государственные и негосударственные организации. Универсальные межправительственные организации и органы такого характера можно было бы разделить на политические и экспертные.

Правами человека в той или иной степени занимаются все главные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею и Эконо­мический и Социальный Совет.

К ведению Генеральной Ассамблеи ООН относится содействие осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без раз­личия расы, пола, языка и религии.

Ежегодно на своих сессиях сначала в рамках Третьего комитета, специально занимающегося вопросами прав человека, а затем на своих пленарных заседаниях Генеральная Ассамблея принимает большое число резолюций, хотя и имеющих лишь рекомендательный характер, но обладающих значительным морально-политическим эффектом. На них опираются политические и общественные органи­зации и движения. Такого рода документы создают климат и фон при обсуждении вопросов прав человека на различных международных форумах. Наконец, зачастую они являются базой для разработки будущих документов, обязательных для соблюдения государствами.

Экономический и Социальный Совет дает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. На его ежегодных сессиях проблемы прав человека – глав­нейшие среди других вопросов экономического и социального ха­рактера.

Комиссия ООН по правам человека – функциональная комиссия Экономического и Социального Совета в этой области. Она состоит из 53 представителей государств – членов ООН, избираемых ЭКОСОС -на трехлетний период. В ее рамках действуют различные рабочие группы, специальные докладчики по тем или иным проблемам прав человека. На своих ежегодных сессиях Комиссия принимает боль­шое число резолюций практически по всей правочеловеческой про­блематике. Среди функций Комиссии – проведение исследований, представление рекомендаций ЭКОСОС. Комиссия содействует так­же кодификации и прогрессивному развитию международного права в области прав человека, подготавливая проекты международных деклараций, соглашений и других документов.

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите мень­шинств – вспомогательный орган Комиссии. Состоит из 26 экспертов, работающих в личном качестве. В круг ведения Подкомиссии входят проведение исследований, представление Комиссии докладов и рекомендаций. На своих ежегодных сессиях она принимает также значительное число резолюций по вопросам прав человека.

За исключением Подкомиссии, члены которой являются незави­симыми экспертами, для обсуждения вопросов прав человека в этих органах характерен политический подход, поскольку ими занимают­ся назначаемые государствами делегации. Результатом этого является то, что в некоторых случаях их оценки положения с правами челове­ка, например в многочисленных резолюциях, принимаемых Комис­сией ООН по правам человека, не отражают действительного поло­жения вещей и строятся на пропагандистских штампах.


Значительный вклад в решение проблематики прав человека вно­сят специализированные учреждения ООН, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО.

Уже по определению, к ведению Международной организации труда относится вся сфера регулирования трудовых отношений – важнейших в жизни большинства людей, а Всемирная организация здравоохранения решает вопросы поддержания здоровья обитателей нашей планеты.

Велика роль и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Так, можно отметить ее вклад в во­просы регулирования деятельности средств массовой информации в интересах прав человека.

Постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных договоров в области прав человека. На основе Между­народного пакта о гражданских и политических правах работает Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 экспертов был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Международного пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации действует Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов.

На основе Конвенции о правах ребенка функционирует Комитет по правам ребенка, состоящий из 10 экспертов.

Комитет против пыток в составе 10 экспертов действует в соответ­ствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания человека.

Наконец, в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов.

Все эти комитеты созданы для рассмотрения осуществления соот­ветствующих конвенций. Члены их являются не представителями госу­дарств, а экспертами, обладающими высокими моральными качествами и компетентностью в областях, охватываемых данными многосторон­ними договорами. Они избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве. При этом в комитетах должно быть справедливое распределение и представи­тельство государств с учетом географического положения, различных форм цивилизации, а также основных правовых систем.

7. Региональное сотрудничество по вопросам прав человека

Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера. К региональным организациям, занимаю­щимся правами человека, можно отнести Организацию американ­ских государств, Совет Европы, Организацию африканского единства, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Органи­зацию Исламская конференция.