Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18788

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осу­ществляя их, должны учитывать интересы других государств.

Кроме принципа свободы открытого моря Конвенция ООН 1982 года закрепила также такие принципы, как принцип резервиро­вания открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчи­нения любым государством какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Открытое море с давних времен служит для судоходства. Право­вой режим судоходства в открытом море определяется действием принципа свободы судоходства. Этот принцип подразумевает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибреж­ным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения какой-либо части открытого моря национальному суверенитету сле­дует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это озна­чает, что какие-либо акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняют­ся исключительной юрисдикции государства флага.

Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что госу­дарство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения без­опасности в море. Государство само определяет условия предоставле­ния судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. Так, в России порядок предоставления судам права на флаг и их регист­рацию установлен Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, рабо­торговлей либо несанкционированным вещанием. Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет нацио­нальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно от­казывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены лю­бые причиненные убытки или ущерб.

Следует отметить, что осмотр военным кораблем судна, на кото­ром поднят иностранный флаг, либо судна, которое отказывается под­нять флаг, однако они имеют ту же национальность, что и военный корабль, не является исключением из юрисдикции государства флага. В данном случае государство флага, от имени которого действует воен­ный корабль, осуществляет, в сущности, юрисдикцию в отношении своего судна.


Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

Международное право предусматривает необходимость сотрудни­чества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанк­ционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

Под пиратством понимаются любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями эки­пажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту. Любое государ­ство может захватить в открытом море пиратское судно или пират­ский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию. Так, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. предусматривает наказание за пиратство.

Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН 1982 года относительно сотруд­ничества государств в пресечении несанкционированного вещания. Кроме государства флага право на задержание и арест лица или суд­на, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является виновное лицо, госу­дарству регистрации передающей установки, государству, на терри­тории которого могут приниматься передачи, и государству, санкцио­нированной радиопередаче которого чинятся помехи.

Существенным изъятием из исключительной юрисдикции госу­дарства флага является право преследования по горячим следам. Под правом преследования понимается право прибрежного государства осуществлять в открытом море преследование иностранных торго­вых судов за нарушение его законов и правил. Преследование должно быть начато непосредственно после совершения нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территории. Пре­следование может быть осуществлено и в отношении судов, находя­щихся в прилежащей зоне и совершивших нарушение законов и пра­вил, для защиты которых была установлена эта зона.

Преследование может быть предпринято только в том случае, если иностранное судно или одна из его шлюпок во время начала пресле­дования находятся во внутренних водах, территориальном море, архипелажных водах либо в прилежащей зоне прибрежного государства. Такое преследование может продолжаться за пределами территори­ального моря или прилежащей зоны, при условии что оно будет непре­рывным. Преследование прекращается, как только преследуемое суд­но войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными ко­раблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительст­венной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.


Преследование может быть начато только после подачи зритель­ного или звукового сигнала об остановке. При этом не обязательно, чтобы преследующее судно находилось в том же месте, что и пресле­дуемое судно.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Хотя Конвенция ООН 1982 года закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчер­паемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человече­ством, является сохранение живых ресурсов. Эта задача может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на ос­нове научных данных определяют размер допустимого улова и при­нимают меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

В указанных целях государства могут заключать договоры, созда­вать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В 1995 году было заключено Соглашение об осуществлении положе­ний Конвенции ООН 1982 года, касающихся сохранения трансгра­ничных запасов и запасов далекомигрирующих рыб и управления ими. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.

10. Морское дно за пределами континентального шельфа

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит специаль­ный раздел (часть XI), положения которого регулируют деятельность по освоению богатств морского дна, расположенного за пределами национальной юрисдикции, то есть за пределами континентального шельфа. Эти положения являются новеллой современного междуна­родного права.

Морское дно за пределами континентального шельфа и его недра, или Район (ст. 1 Конвенции ООН 1982 г.), имеют особый правовой режим, который установлен Конвенцией 1982 года и заключенным 29 июля 1994 г. Соглашением об осуществлении части XI Конвен­ции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (вступило в силу 28 июля 1997 г. Россия является участницей с 26 февраля 1997 г.). Необходимо отметить, что в случае какого-либо несоответствия меж­ду названным Соглашением и частью XI Конвенции 1982 года пре­имущественную силу имеет Соглашение.

Соглашение 1994 года внесло существенные изменения в часть XI Конвенции 1982 года. В частности, оно отменило прямое финанси­рование деятельности в Районе в интересах развивающихся госу­дарств, обязательства по бесплатной передаче технологии и оказание иной помощи этим государствам.


Основу правового режима Района определяют следующие прин­ципы. Во-первых, Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Это предполагает, в частности, что деятельность госу­дарств в Районе может осуществляться только в соответствии с Со­глашением 1994 года и частью XI Конвенции 1982 года и на благо всего человечества, с особым учетом интересов и нужд развивающих­ся государств. Во-вторых, ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отноше­нии какой-либо части Района или его ресурсов. В-третьих, все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого дей­ствует Международный орган по морскому дну (далее – Орган). Эти ресурсы не подлежат отчуждению иначе, как на основании междуна­родного права. В-четвертых, государства, физические и юридические лица могут претендовать на права или на полезные ископаемые, до­бываемые в Районе, приобретать или осуществлять эти права только в соответствии с Соглашением и частью XI Конвенции 1982 года. В-пятых, государства несут ответственность за ущерб, причиненный в результате невыполнения своих обязанностей в связи с деятель­ностью в Районе. В-шестых, Район используется исключительно в мирных целях. В-седьмых, морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества.

При осуществлении деятельности в Районе должны приниматься все необходимые меры для защиты окружающей среды от загрязне­ния. Все археологические и исторические объекты, найденные в Райо­не, сохраняются или используются на благо всего человечества. При этом особое внимание уделяется преференциальным правам государ­ства культурного происхождения или государства исторического и археологического происхождения найденных объектов.

Особенностью правового режима является то, что деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Деятельность в районе осуществляют Ор­ган и государства. Государства осуществляют свою деятельность на основе письменного плана работы, утвержденного Советом Органа. Этот план представляет собой контракт. От имени Органа деятель­ность в Районе непосредственно осуществляет Предприятие.

Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он создан в соответствии с Конвенцией ООН 1982 года и начал свою деятельность в 1996 году. Штаб-квартира Органа – г. Кингстон (Ямайка). Членами Органа являются все государства – участники Конвенции 1982 года.

Для осуществления своей деятельности Орган наделен соответ­ствующей международной правосубъектностью. Главными его орга­нами являются Ассамблея, Совет и Секретариат. Кроме того, преду­смотрено создание Предприятия в качестве органа. Предприятие – это международное промышленное и коммерческое подразделение Органа, основной функцией которого являются разведка и разработ­ка природных ресурсов Района, транспортировка, переработка и сбыт добытых природных ресурсов.


Ассамблея состоит из всех членов Органа. Она собирается на очередные ежегодные сессии и избирает членов Совета, генерально­го секретаря, генерального директора Предприятия и членов Прав­ления Предприятия, учреждает вспомогательные органы, устанавли­вает взносы государств-членов в административный бюджет Органа и т.д.

Совет состоит из 36 членов, избираемых Ассамблеей. 18 членов избираются в соответствии с принципом обеспечения справедливого географического распределения мест. Остальные члены избираются на основе таких критериев, как, например, объем потребления и им­порт сырьевых товаров, произведенных из тех природных ресурсов, которые добываются в Районе, Осуществление наибольших капита­ловложений в деятельность в Районе и т.д. Совет собирается на засе­дания не реже трех раз в год. В сущности, он является исполнительным органом. Совет осуществляет такие функции, как контроль и коор­динация выполнения положений части XI Конвенции ООН 1982 года и Соглашения 1994 года, рассматривает доклады Предприятия, за­ключает с ООН и другими международными организациями соглаше­ния, представляет Ассамблее ежегодные доклады и др. Постоянными органами Совета являются Экономическая и плановая комиссия и Юридическая и техническая комиссия. В состав каждой Комиссии входят по 15 членов, которые избираются Советом из кандидатов, представленных государствами – участниками Конвенции.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и персонала. Генеральный секретарь избирается Ассамблеей сроком на четыре года и может быть переизбран. Он является главным административ­ным должностным лицом Органа.

11. Международные каналы

Международные каналы являются искусственными судоходными путями. В настоящее время такими искусственными путями, имею­щими значение для международного судоходства, являются Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Их особенностью является то, что они проложены по территориям государств, то есть в пределах дейст­вия государственного суверенитета.

Суэцкий канал расположен на территории Египта и находится под его суверенитетом. Он соединяет Средиземное море с Красным. Длина канала составляет 161 км. Был открыт для судоходства в 1869 году. До 1957 года управление и эксплуатация канала осуще­ствлялись Всеобщей компанией морского Суэцкого канала, крупней­шим акционером которой была Великобритания.

Правовой режим канала определяется Константинопольской кон­венцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцко­му каналу от 29 октября 1888 г. и законодательными актами Египта.

Правовой режим канала заключается в следующем. Канал в мир­ное и военное время всегда свободен и открыт для всех торговых и военных судов, независимо от флага. Государства обязуются не нару­шать свободы пользования каналом как в военное, так и в мирное время, а также не нарушать неприкосновенность канала, его мате­риальную часть, учреждения, постройки и работы. Конвенция запре­щает устанавливать блокаду. Запрещаются также военные действия как в канале и его входных портах, так и на расстоянии 3 морских миль от этих портов даже в том случае, если Египет станет одной из воюющих сторон. Конвенция предусматривает запрет строитель­ства иностранными государствами военных баз в зоне канала.