Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18791

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В соответствии с Конвенцией Египет может принимать меры по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка.

С 19 июля 1957 г., после национализации Египтом в 1956 году на­званной выше компании, управление каналом и его эксплуатация осу­ществляются Администрацией Суэцкого канала. Она издает специ­альные правила плавания по каналу. Правилами предусматривается, в частности, что для прохода по каналу Администрации заранее сооб­щаются название и национальная принадлежность судна, список экипа­жа и пассажиров (для невоенных судов). Для прохода военных кораблей необходимо заблаговременно, не менее чем за 10 дней до предпола­гаемого прохода по каналу, направить уведомление в МИД Египта.

При проходе через канал все торговые и военные суда обязаны соблюдать технические правила и указания Администрации, касаю­щиеся поддержания свободы судоходства и безопасности плавания по каналу. Для торговых судов предусматривается обязательная лоц­манская проводка.

Панамский канал проходит по территории Панамы и соединяет Атлантический и Тихий океаны. Его длина 81,6 км. Был открыт для плавания в 1914чгоду. Его правовой режим определялся до 1977 года договором, заключенным США с Панамой в 1903 году. В 1977 году в результате длительных переговоров между США и Панамой были за­ключены Договор о Панамском канале (действует до 31 декабря 1999 г.) и Договор относительно постоянного нейтралитета и эксплуатации канала. Договор о Панамском канале заменил договор 1903 года и все другие договоры, связанные с каналом и его эксплуатацией.

В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и экс­плуатации канала Панама провозгласила постоянный нейтралитет канала.

Правовой режим Панамского канала заключается в том, что он открыт как в мирное, так и в военное время для мирного прохода всех судов любых государств на основе равенства флагов без какой бы то ни было дискриминации. За проход по каналу взимаются сборы и пошлины. Суда при проходе обязаны соблюдать правила, касающие­ся безопасности канала и судоходства. Суда во время нахождения в канале обязаны воздерживаться от совершения каких-либо враждеб­ных действий.

Военные корабли и вспомогательные суда всех государств пользу­ются правом мирного прохода через канал и не могут подвергаться инспекции, досмотру или обследованию.

До 31 декабря 1999 г. управление, эксплуатация и содержание канала, включая издание и обеспечение исполнения правил судоход­ства по каналу и сбор пошлин за пользование каналом, осуществля­ются США. Управлением канала занимается специальная комиссия Панамского канала, в руководящий состав которой входят девять чле­нов: пять от США и четыре от Панамы.

С 2000 года управление и эксплуатация Панамского канала пере­ходят полностью в ведение Панамы.

Кильский канал проходит по территории ФРГ и соединяет Бал­тийское и Северное моря. Его длина 98,7 км. Открыт для плавания в 1895 году.


Правовой режим канала определяется законодательством ФРГ и ее договорами с другими государствами. Невоенные суда всех госу­дарств имеют право прохода через канал в любое время суток после уплаты сборов. Для иностранных военных кораблей установлен раз­решительный порядок прохода. Во время прохода через канал воен­ные корабли, получившие соответствующее разрешение, пользуются иммунитетом.

В канале действует обязательная лоцманская проводка. Суда под­лежат обязательному санитарному осмотру перед входом в канал, а таможенный досмотр может осуществляться и во время следования.


Глава 22
Международное воздушное право

1. Понятие международного воздушного права

Международное воздушное право часть международного пра­ва, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

На протяжении всей истории международного воздушного права (далее – МВП) не прекращаются дискуссии о том, применяются ли его нормы ко всем видам использования воздушного пространства («нечто вроде юридического микрокосмоса», по выражению Дж. Вертплатса) или только к деятельности, осуществляемой посредством воздушных судов – авиации. Со временем стало очевидно, что объ­ективный процесс кодификации и прогрессивного развития МВП почти полностью ограничивается авиационными аспектами исполь­зования воздушного пространства.

Так, вопросы охраны окружающей среды в части, касающейся атмосферного воздуха, вошли в предмет права окружающей среды. Космическим правом регулируется использование космических аппаратов, в том числе на участке пролета ими воздушного простран­ства Земли. Отношения по поводу наземного строительства, как бы высоко ни поднимались соответствующие сооружения, также не относятся к предмету МВП (и воздушного права в принципе). Даже использование государственной авиации (военных, таможенных и полицейских воздушных судов) осталось за рамками МВП, о чем спе­циально указывается во всех международных договорах универсаль­ного характера в данной области.

В отношении последнего аспекта следует отметить, правда, совре­менную тенденцию, проявляющуюся на уровне региональных авиа­ционных организаций, по общему регулированию аэронавигации, то есть воздушного движения, но не деятельности по существу, как граж­данских, так и государственных воздушных судов (по определению Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и ряда других документов в области МВП, к государственным относятся воздушные суда, состоящие на военной, таможенной и полицейской службе). В ряде стран введены, в частности, единые системы управ­ления воздушным движением. Конвенция ООН по морскому праву-1982 года содержит нормы, в соответствии с которыми государствен­ные летательные аппараты должны обычно соблюдать правила поле­тов ИКАО (Международной организации гражданской авиации) при транзитном пролете через проливы и при архипелажном пролете.

В рамках ИКАО активно разрабатывается глобальная система управления воздушным движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и государственных воздушных судов. Документ Стокгольмской конференции по мерам доверия (1986 г.), проходив­шей в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, предусматривает комплекс мер «воздушного доверия» в военной об­ласти, в том числе проведение воздушного контроля – инспекции. В 1992 году подписан Договор об открытом небе, регламентирующий проведение таких инспекций. Воздушный контроль с помощью воен­ных воздушных судов допускается Договором об Антарктике 1959 года.


Сложилась устойчивая практика уведомления об испытаниях ракет-носителей в Мировом океане в пределах объявляемых зон мор­ского и воздушного пространств, а также уведомления о запуске ра­кет с бортов научно-исследовательских судов. Рядом стран заключе­ны соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним, причем это относится как к гражданским, так и к государственным летатель­ным аппаратам.

В целом можно констатировать, что предмет МВП, если исходить из его норм универсального характера, имеет, во-первых, авиационное содержание и, во-вторых, относится только к гражданской авиации.

Вместе с тем объективное взаимное влияние и взаимозависимость любых видов деятельности в воздушном пространстве диктуют появ­ление здесь межотраслевого «стыковочного узла связи», каковым яв­ляется правовой режим воздушного пространства, подразделяющего­ся на государственное (или суверенное) воздушное пространство и международное (или открытое) воздушное пространство. Высотный предел воздушного пространства не определен ни в МВП, ни во внут­ригосударственном праве. Считается, что сложилась обычно-право­вая норма, согласно которой нижний предел условного космического пространства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря.

2. Источники международного воздушного права

Первым международным документом в области МВП явилась Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. За ней следуют Иберо-Американская (Мадридская) конвенция об аэронавигации 1926 года, Панамериканская (Гаванская) конвенция о коммерческой авиации 1928 года, Буэнос-Айресская конвенция 1935 года, Бухарестская конвенция 1936 года, Земанское соглашение 1937 года.

Все указанные документы утратили силу с принятием Конвенции о международной гражданской авиации, являющейся основным докумен­том в области МВП – Чикагской конвенции 1944 года, вступившей в силу 4 апреля 1947 г. Участниками Чикагской конвенции являются 185 государств. (Здесь и далее количество участников соответствую­щих договоров приводится по состоянию на 1 января 1999 г.). Часть II Чикагской конвенции содержит уставные положения ИКАО.

В 1944 году приняты также Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или о «пяти свободах возду­ха», насчитывающее 11 участников.

Большой нормативный массив в МВП представлен документами так называемой «варшавской системы», относящимися к воздушным перевозкам. Основу данной системы составляет Конвенция для уни­фикации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года (известна как Варшавская конвенция 1929 г.; вступила в силу 13 марта 1933 г.; 140 участников). Данная Конвенция устанавливает принцип виновной ответственности воздушного пере­возчика за смерть или телесное повреждение пассажира, за порчу или утрату груза (почты, багажа, ручной клади) или опоздание при перевозке. Установлены также требования к перевозочной докумен­тации, пределы ответственности перевозчика: 125 тыс. золотых франков Пуанкаре в отношении пассажира, что равно примерно 10 000 долл. США, 250 франков за каждый килограмм груза и бага­жа и 5 тыс. франков в отношении ручной клади пассажира.


В 1955 году подписан Протокол к Варшавской конвенции, кото­рым в два раза повышен предел ответственности (Гаагский протокол 1955 г.; вступил в силу 1 августа 1963 г.; 121 участник). В 1961 году заключена Конвенция, касающаяся выполнения перевозки лицом иным, чем договорный перевозчик (Гвадалахарская конвенция 1961 г.; вступила в силу 1 мая 1964 г.; 75 участников). В 1971 году подписан Протокол, дополнительный к Варшавской конвенции 1929 года, из­мененной Гаагским протоколом 1955 года (Гватемальский протокол 1971 г., которым введен принцип объективной ответственности пере­возчика; предел ответственности устанавливается в 100 тыс. долл. США на время принятия Протокола, или примерно 150 тыс. долл. США по состоянию на 1 ноября 1999 г. Ратифицирован 11 государ­ствами. Для вступления в силу требуется 30 ратификаций).

В 1975 году в Монреале приняты четыре протокола к указанным документам Варшавской системы: Монреальский протокол № 1 к Варшавской конвенции 1929 года, изменивший в последней расчет­ную единицу – франк на условную единицу «специальные права заимствования» (SDRSpecial Drawing Rights), вступил в силу 15 февраля 1996 г., 34 участника; Монреальский протокол № 2 к Варшавской конвенции 1929 года, измененной Гаагским протоколом 1955 года, аналогичного характера (вступил в силу 15 февраля 1996 г., 34 участника); Монреальский протокол № 3 к Варшавской конвен­ции 1929 года, измененной Гватемальским протоколом 1971 года, аналогичного характера (22 ратификации; для вступления в силу тре­буется 30 ратификаций); Монреальский протокол № 4 к Варшавской конвенции 1929 года, измененной Гаагским протоколом 1955 го­да (вводится принцип объективной ответственности перевозчика; 28 ратификаций; для вступления в силу требуется 30 ратификаций).

В мае 1999 г. указанные документы сведены в Монреальскую конвенцию с целью унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года. В отношениях между ее участника­ми (после ее вступления в силу) перестают действовать документы Варшавской системы.

В 1948 году заключена Конвенция о признании прав на воздушное судно (Женевская конвенция 1948 г., 76 участников).

В 1952 году заключена Конвенция о возмещении вреда, причи­ненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверх­ности (Римская конвенция 1952 г., вступила в силу 4 февраля 1958 г., 40 участников. Заменила Римскую конвенцию 1933 г. и Брюссель­ский протокол к ней 1938 г.). В 1978 году принят Дополнительный протокол к Римской конвенции 1952 года (Монреальский протокол 1978 г., 3 ратификации; для вступления в силу требуется 5 ратифи­каций).

В области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятель­ность гражданской авиации (АНВ) сложилась следующая система до­кументов: Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года (Токийская конвенция 1963 г., вступила в силу 4 декабря 1969 г., 162 участника); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (Гаагская кон­венция 1970 г., вступила в силу 14 октября 1971 г., 163 участника); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года (Монреальская конвен­ция 1971 г., вступила в силу 26 января 1973 г., 164 участника); Про­токол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслу­живающих международные полеты, 1988 года, дополнительный к Монреальской конвенции 1971 года (Монреальский протокол 1988 г., вступил в силу 6 августа 1989 г., 75 участников); Конвенция о марки­ровке пластиковой взрывчатки в целях обнаружения 1991 года (31 ратификация, для вступления в силу требуется 35 ратификаций).