Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18795

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В 1992 году подписан Договор об открытом небе, предусматри­вающий выполнение полетов военных воздушных судов государств-участников над территорией друг друга (согласно установленным квотам) в контексте «мер доверия» и фотографирования наземных объектов. В силу не вступил.

В МВП действует ряд региональных договоров, например Согла­шение о нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года. В рамках СНГ заключены Соглашение об авиации и об использовании воздушного пространства 1991 года, а также некоторые другие дого­воры. Большой нормативный массив в МВП представлен двусторонни­ми межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.

Стандарты и рекомендации ИКАО (САРПС) закреплены в 18 при­ложениях к Чикагской конвенции, процедурах аэронавигационного обслуживания, дополнительных аэронавигационных процедурах и других документах, содержащих рекомендательные нормы. За исклю­чением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложе­нии 2 к Чикагской конвенции (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению.

В юридической литературе встречается точка зрения о якобы до­говорной (особого рода) природе всех технических регламентов ИКАО. Однако в соответствии со ст. 37 Чикагской конвенции госу­дарства – члены ИКАО вправе представлять Совету ИКАО данные о любых отклонениях от авиационных регламентов (стандартов и ре­комендаций), то есть исходить из своей национальной практики, вос­принимая стандарты и рекомендации ИКАО лишь как желательный ориентир в унификации весьма разнообразных правил полетов, управ­ления воздушным движением, выдачи свидетельств членам экипажа, связи, маркировки и т.д. Вместе с тем, как показывает международная практика, в сущности, все государства стремятся максимально воз­можно применять важнейшие стандарты и рекомендации ИКАО.

3. Основные принципы международного воздушного права

Принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной и водной территорией. Этот принцип получил закреп­ление как в международных соглашениях (ст. 1 Чикагской конвен­ции 1944 г.), так и в законодательстве различных государств, в част­ности в Воздушном кодексе Российской Федерации 1997 года.

В соответствии с данным принципом государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства. Воздушное пространство подразделяется на верхнее (для полетов по приборам) и нижнее (включая визуальные полеты); на контролируемое воздушное пространство, подразделяемое на райо­ны обслуживания воздушного движения, где определяются диспет­черские районы, диспетчерские зоны, аэроузловые (узловые) диспетчерские и аэродромные районы, воздушные трассы, аэродромные зоны (зоны взлета, посадки, ожидания, пилотажа), коридоры входа и выхода для прилета и вылета воздушных судов, зоны испытатель­ных полетов, районы взрывных работ, стрельб, и неконтролируемое воздушное пространство, в котором обеспечиваются только полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение и выделя­ются консультативные маршруты и консультативные районы.


Воздушное пространство, кроме того, поделено на районы полет­ной информации (РПИ) трех видов: РПИ в нижнем воздушном про­странстве, РПИ в верхнем воздушном пространстве и РПИ, объеди­няющие верхнее и нижнее воздушные пространства.

В соответствии с п. «а» ст. 9 Чикагской конвенции 1944 года го­сударство может также устанавливать запретные воздушные зоны в пределах своей территории, при условии что их режим будет одина­ково действовать в отношении воздушных судов, занятых в регуляр­ных воздушных сообщениях данного государства, и аналогичных воздушных судов других государств – участников Конвенции. Со­гласно п. «Ь» ст. 9, государство может немедленно при исключитель­ных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии применения указанного запрета к воздушным судам всех других государств – участников Конвенции.

Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответст­вии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдавае­мое компетентным государственным органом). Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами (предо­ставление маршрутов и аэропортов для международных полетов, со­действие в реализации коммерческих прав, предоставленных иност­ранным авиакомпаниям, и пр.).

Государство также должно использовать свое воздушное прост­ранство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб право­мерным интересам других государств. Например, недопустимы поле­ты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера, если последствия звукового удара (лавины, акустические воздействия на строения, памятники архитектуры и т.п.) носят вредоносный ха­рактер на территории соседнего государства.

Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в преде­лах территории иностранного государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся производства полетов. В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов. При прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку документов (свидетельство о регистрации, удостоверение о пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.п.). На иностранные воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибыва­ющих в данное государство или отбывающих из него, распространя­ются паспортные, таможенные, санитарные и другие правила, а так­же правила ввоза и вывоза имущества, действующие в государстве пребывания.


Определенное исключение из этого правила имеет место при транзитном пролете через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, и при архипелажном пролете, а также в случае наличия специальных соглашений по проливам (например, по Черноморским). В таких случаях действуют специальные правила.

Принцип свободы полетов в открытом воздушном простран­стве. К открытому, или международному, воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств.

Все воздушные суда во время своего пребывания в открытом воз­душном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в открытом воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда сво­бодны от соблюдения определенных правил и требований, закреп­ленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО.

Согласно Чикагской конвенции 1944 года, правила полетов, ко­торые устанавливаются ИКАО в соответствии с Конвенцией, дейст­вуют над открытым морем без каких-либо исключений. Все государ­ства должны придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.

В силу свободы открытого воздушного пространства эксплуатанты и командиры воздушных судов, а также органы, запускающие дру­гие летательные аппараты, формально не связаны обязательством придерживаться здесь каких-либо маршрутов. Тем не менее в интере­сах безопасности полетов, обеспечение которой здесь значительно сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве, сложилась ус­тойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам ОВД (обслуживания воздушного движения), основ­ные из которых устанавливаются и пересматриваются на региональ­ных аэронавигационных совещаниях, созываемых в рамках ИКАО. Вместе с тем значительная и все более возрастающая масса полетов имеет место за пределами маршрутов ОВД. В таком случае конкрет­ный маршрут указывается в плане полета, который сообщается орга­ну, обслуживающему конкретный район воздушного пространства.

Система правил полетов, действующих в открытом воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных основных пра­вил, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного обслуживания – Правилах по­летов и обслуживания воздушного движения» и «Дополнительных региональных процедурах».

Чикагская конвенция и, соответственно, регламенты, содержащие­ся в Приложениях к ней и других документах ИКАО, не распрост­раняются на государственные воздушные суда. В Чикагскую кон­венцию лишь включена норма, обязывающая государства при установлении правил для своих государственных воздушных судов «обращать должное внимание» на безопасность навигации граждан­ских воздушных судов (ст. 3, п. «а»). В дополнение и развитие этих положений Ассамблея ИКАО в Сводном заявлении о постоянной политике ИКАО в области аэронавигации рекомендовала, чтобы полеты государственных воздушных судов выполнялись, «насколько практически возможно», с учетом правил, содержащихся в Приложе­нии 2, согласовывая данный вопрос «со всеми государствами, ответ­ственными за обеспечение обслуживания воздушного движения над открытым морем в данном районе».


В большинстве случаев подобное согласование и соблюдение правил полетов ИКАО, государственными воздушными судами стали обычно-правовой практикой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года подтвердила тра­диционную свободу полетов над открытым морем. Не повлияла на эту свободу и созданная по Конвенции 200-мильная экономическая зона. В воздушном пространстве над зоной по-прежнему существует свобо­да полетов.

Вместе с тем многие государства возле своих берегов устанавли­вают прилежащие воздушные зоны, или воздушные зоны безопаснос­ти (ВЗБ), – районы воздушного пространства протяженностью в 200-300 морских миль. К числу таких государств относятся США, Канада, Испания, Италия, Франция, Япония, Филиппины, Южная Корея. Такие зоны устанавливаются для идентификации воздушных судов, а также контроля их полета в целях национальной безопаснос­ти. В США и Канаде эти районы носят название Air Defence Identifi­cation Zones (ADIZ) – зоны опознания в целях воздушной обороны.

Государства, установившие ВЗБ, требуют от любого воздушного судна, влетающего или влетевшего в ВЗБ, сообщения данных о самом судне и о направлении его полета. Не исключается возможность пере­хвата судна и применения к нему других принудительных мер, если это судно не сообщает указанных данных, не отвечает на запрос или если его фактическое поведение (полет) противоречит представлен­ным им данным.

В 1983 году, после вторжения в Гренаду войск США, правительство Никарагуа объявило о создании 25-мильной воздушно-морской зоны безопасности, прилежащей к никарагуанским территориальным водам.

ВЗБ (воздушно-морские) устанавливаются государствами при проведении военных учений, стрельб, испытаний баллистических ракет в Мировом океане, а также при ведении войны. Примером по­следнего является объявление США в 1965 году «района боевых дей­ствий» в 100 морских миль у побережья Вьетнама.

Принцип обеспечения безопасности международной граждан­ской авиации. В соответствии с этим принципом государства обя­заны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздуш­ных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 года и созда­ния ИКАО состояла в том, чтобы «международная гражданская авиа­ция могла развиваться безопасным и упорядоченным образом» (пре­амбула). На это направлены прежде всего те единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые предусмотрены в самой Конвенции и регламентах ИКАО, содержащихся в Приложе­ниях к Конвенции.

Регламенты ИКАО способствуют повышению безопасности и эффективности международной гражданской авиации, поскольку они содействуют практическому внедрению различными государства­ми единых или сходных летно-технических норм и правил полетов гражданских воздушных судов, основанных на новейших достиже­ниях в области международной аэронавигации.


В связи со случаями захвата и угона гражданских воздушных судов, а также других актов, которые угрожают безопасности воздушных сообщений, в ИКАО было разработано специальное Приложение 17 к Чикагской конвенции – «Безопасность. Защита гражданской авиа­ции от актов незаконного вмешательства». В Приложении подчер­кивается, что во всех вопросах, связанных с защитой международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, перво­степенное значение имеет безопасность пассажиров, экипажа, назем­ного персонала и общества в целом.

Как отмечалось выше, по инициативе и под эгидой ИКАО в 70-х годах были разработаны три универсальные международные конвенции, направленные на организацию и развитие сотрудниче­ства государств по борьбе с незаконным вмешательством в деятель­ность гражданской авиации.

Неуклонное соблюдение всеми государствами принципа обеспе­чения безопасности – важное условие дальнейшего развития международных воздушных сообщений, которые в наше время играют существенную роль в укреплении политических, экономических, культурных и других связей между странами и народами.

4. Международные полеты в пределах государственной территории

Под международным полетом понимается всякий полет, при котором пересекается граница по крайней мере двух государств. Полет полностью в пределах одного государства считается внутрен­ним. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носит «международный характер» с точки зрения применимости к такому полету международных правил и в условном смысле квалифициру­ется как международный.

Исходя из принципа суверенитета, государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов воздуш­ных судов и других летательных аппаратов.

Согласно ст. 6 Чикагской конвенции, «никакие регулярные меж­дународные воздушные сообщения не могут осуществляться над тер­риторией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции».

На практике право на регулярные полеты в пределах территории иностранных государств (осуществляемые по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства получают в соответствии с соглашениями о воздушном сообщении. Некоторые государства (в частности, США) дополни­тельно выдают авиапредприятиям так называемые эксплуатационные разрешения, содержащие перечень требований, которым должны от­вечать воздушные суда, совершающие полеты на их территорию.

В 1952 году Совет ИКАО принял официальное определение регу­лярных международных воздушных сообщений. Под таким сообще­нием следует понимать серию полетов, которые осуществляются че­рез воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и гру­зов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов.