Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18253

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Полеты, которые не отвечают этим условиям, следует рассматри­вать как нерегулярные. В соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции воздушные суда государств-участников, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообще­ниях, имеют право при условии соблюдения положений Чикагской конвенции осуществлять полеты на территорию другого государства-участника или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необ­ходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Вместе с тем каждое го­сударство по соображениям безопасности полетов сохраняет за со­бой право требовать от воздушных судов, которые намереваются про­летать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальные разрешения на такие полеты.

Полеты могут осуществляться с различными целями: для перевоз­ки пассажиров, багажа, грузов и почты, в целях научных исследова­ний, поиска, спасания, разведки природных ресурсов, производства сельскохозяйственных работ и т.д. Однако основная цель полетов – перевозки.

Начиная с 60-х годов объемы авиаперевозок, выполняемых по­средством нерегулярных полетов (прежде всего так называемых чар­терных), настолько возросли, что эти полеты, носившие первона­чально только вспомогательный, дополнительный к регулярным, эпизодический характер, приобретают самостоятельное значение.

Практика применения ст. 5 Чикагской конвенции в части транзит­ных нерегулярных полетов без осуществления на данной территории коммерческих прав противоречива. Чаще всего для выполнения та­ких полетов требуется получить разрешение, как правило, в упрощен­ной форме, по сравнению с регулярными полетами. Отдельные страны допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомле­нию (диспетчерскому разрешению). Что касается нерегулярных по­летов с осуществлением на данной территории коммерческих прав, то разрешения на такие полеты требуются в обязательном порядке.

Особой формой применения разрешительного порядка в данном вопросе является соответствующий международный договор. Так, 30 апреля 1956 г. в Париже было подписано многостороннее Согла­шение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сооб­щениях в Европе, участниками которого стали члены Европейской конференции гражданской авиации.

По Соглашению, незанятым в регулярных воздушных сообщениях гражданским воздушным судам договаривающихся государств предо­ставляется право осуществлять погрузку и выгрузку на их соответ­ствующих территориях без применения каких-либо правил, условий и ограничений, о которых говорится в ст. 5 Чикагской конвенции.


Этот пример особого режима для нерегулярных полетов характе­ризуется более простым, облегченным, по сравнению с регулярными полетами, порядком получения разрешений на полеты. Данный под­ход в известной мере объясним для того периода, когда авиаперевоз­ки, выполняемые на нерегулярных рейсах, играли второстепенную, подчиненную регулярным авиаперевозкам роль. Сегодня же, когда чартерные перевозки составляют почти треть общего объема пере­возок, действующий в отношении их режим, по мнению многих госу­дарств и авиакомпаний, должен быть не менее строг, чем соответ­ствующий режим по отношению к регулярным полетам.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации любые полеты в воздушном пространстве Российской Федерации вы­полняются на основе международных договоров Российской Федера­ции или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации (п. 4 ст. 79).

Если соглашение России о воздушном сообщении предусматри­вает возможность выполнения полетов по конкретной договорной линии с использованием соответствующих коммерческих прав, то такие полеты могут выполняться как регулярно, так и нерегулярно. Аналогичной практики придерживаются и другие страны, если иное прямо не оговорено в соглашении. Но соглашения о воздушном сооб­щении направлены прежде всего на установление регулярных воздуш­ных сообщений, и выполнение в соответствии с ними нерегулярных полетов носит эпизодический характер; они могут также выполнять­ся в качестве дополнительных к регулярным.

Между многими странами нет какого-либо специального согла­шения о нерегулярных воздушных сообщениях. Нерегулярные воз­душные сообщения между этими странами осуществляются на осно­ве двусторонних межправительственных соглашений, определяющих порядок выполнения как регулярных, так и нерегулярных полетов.

Влет на иностранную территорию без разрешения является пра­вонарушением и, за исключением случаев действия «непреодолимой силы», влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрации судна. Любые полеты должны производиться с соблюдением законов и правил, действующих на территории конкретного государства. По условиям ст. 12 Чикагской конвенции государства обязаны прини­мать меры для того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каж­дое воздушное судно, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных су­дов. Каждое государство – член ИКАО должно также поддерживать максимально возможное соответствие своих правил в этой области правилам, устанавливаемым на основании Чикагской конвенции, то есть стандартам, рекомендациям и процедурам ИКАО.


Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием тех аэропортов, которые устанавливаются самими государствами (ст. 68 Чикагской конвенции).

За исключением разрешенного транзитного пролета, каждое воз­душное судно должно, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропор­ту с целью прохождения таможенного и иного досмотра (ст. 10 Чи­кагской конвенции).

Право на производство досмотра при прибытии и убытии устанав­ливается ст. 16 Чикагской конвенции. Могут быть проверены также удостоверения членов экипажа и другие документы, наличие кото­рых предусмотрено Чикагской конвенцией. К примеру, ст. 29, нося­щая название «Документация, имеющаяся на воздушном судне», преду­сматривает наличие свидетельства о регистрации, удостоверения о годности воздушного судна к полетам, свидетельства на каждого чле­на экипажа, бортового журнала, разрешения на бортовую радиостан­цию, при наличии пассажиров – списка их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения, при наличии груза – грузового манифеста и грузовых накладных.

Национальным законодательством могут быть предусмотрены и другие обязательные в таких случаях документы. В соответствии с Чикагской конвенцией каждое государство может в одностороннем порядке запрещать перевозку на иностранных воздушных судах че­рез свою территорию военного снаряжения и военных материалов. В интересах соблюдения «общественного порядка и безопасности» может быть запрещена перевозка и других материалов, но при усло­вии, что в этом отношении не будет проводиться различий между своими воздушными судами, занятыми в международных сообщени­ях, и воздушными судами других государств, а также при условии, что не будут устанавливаться никакие ограничения, которые могут пре­пятствовать перевозке и использованию на воздушных судах аппара­туры, необходимой для эксплуатации воздушных судов или нави­гации либо для обеспечения безопасности членов экипажа или пассажиров (ст. 35).

Каждое государство может запрещать или регламентировать ис­пользование фотографической аппаратуры на борту воздушных судов на своей территории (ст. 36), а также вводить запретные для поле­тов зоны.

Если иностранное воздушное судно входит в запретную зону, го­сударство в лице своих компетентных органов может потребовать от него произвести посадку в возможно кратчайший срок в одном из указанных аэропортов в пределах своей территории.

Подробно правила полетов изложены в Приложении 2 к Чикаг­ской конвенции, распространяющемся на полеты как над государст­венной территорией, так и над открытым морем. В отношении при­менимости этих правил в пределах своей территории государства в соответствии с Чикагской конвенцией располагают определенной свободой действий и могут информировать ИКАО об отклонении от тех или иных стандартов и рекомендаций, содержащихся в При­ложении 2.


5. Полеты над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами

Над открытым морем действует принцип свободы полетов, явля­ющийся реализацией принципа свободы открытого моря, который закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако эта свобода не является безграничной. Воздушные суда при полетах над открытым морем обязаны соблюдать ряд требований международно­го права.

Прежде всего, воздушное судно, как и при полетах над госу­дарственной территорией, должно иметь национальные и регистра­ционные знаки. Им должен управлять экипаж, имеющий соответст­вующую подготовку и квалификацию. Воздушное судно не должно совершать преднамеренных маневров и действий, угрожающих без­опасности морских и воздушных судов, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.

Над открытым морем положения Приложения 2 действуют без каких-либо исключений. Это объясняется необходимостью поддер­жания в интересах безопасности воздушного движения единого ре­жима полетов над открытым морем. В пределах государственной территории такой единый режим устанавливает само государство. В отношении открытого моря эту роль взяла на себя ИКАО. Однако в отдельных его районах применяется и ряд национальных правил прибрежных государств, поскольку Приложение 2 устанавливает только основные, наиболее общие требования к полетам.

В целях обеспечения безопасности влета на государственную территорию со стороны открытого моря и регулирования безопасной аэронавигации в отдельных его районах государствам разрешается (в лице, как правило, органов УВД) контролировать определенные участки воздушного пространства над открытым морем. Это, одна­ко, не означает распространения суверенитета прибрежных госу­дарств на эти районы или их юрисдикции на иностранные воздушные суда.

Некоторые государства, как указывалось, установили так называ­емые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при полете в ко­торых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблю­дать особые требования. Так, воздушное судно, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свои местона­хождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.

По правилам, установленным Южной Кореей, самолеты, не сооб­щившие время, маршрут и высоту полета при входе в такую зону, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства Юж­ной Кореи.

Регулирование полетов над международными проливами отли­чается некоторым своеобразием. Существует несколько видов про­ливов. К одним из них относятся проливы, соединяющие различные районы открытого моря или исключительной экономической зоны и имеющие значение мировых водных путей: Балтийские, Гибралтар­ский, Ла-Манш (Английский канал), Мозамбикский, Корейский, Дрейка, Па-де-Кале (Дуврский), Сингапурский, Магелланов, Баб-эль-Мандебский и др. Пролет над такими проливами подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря вообще, если эти проливы не перекрываются территориальными водами прибрежного государства. В последнем случае действует пра­вило «транзитного пролета», который должен производиться быстро и непрерывно и единственно с целью перелета из одной части откры­того моря (или исключительной экономической зоны) в другую его часть (или исключительную экономическую зону).


Еще одну категорию составляют проливы, соединяющие открытое море с морями типа Черного и являющиеся единственным выходом из последних. В этом случае режим проливов в смысле правил про­хода через них морских судов, пролета воздушных судов регулиру­ется особыми международными соглашениями. Так, режим проливов Босфор и Дарданеллы определен Конвенцией о режиме Черномор­ских проливов, подписанной в Монтрё в 1936 году.

В соответствии с положениями ст. 23 данной Конвенции граж­данские воздушные суда, осуществляющие регулярные полеты, могут пересекать зону указанных проливов по маршрутам, установленным турецким правительством, при обязательном уведомлении об утверж­денной в расписании полета дате. При нерегулярных полетах такое уведомление должно направляться за три дня до полета.

Полеты воздушных судов над проливами Балтийского моря (Боль­шой и Малый Бельты и Эресунн, он же Зунд) регламентируются меж­дународными конвенциями и специальными правилами, устанавли­ваемыми Данией.

Сходным с «транзитным пролетом» является пролет над водами архипелажного государства. Правом на архипелажный пролет обла­дают все воздушные суда либо над традиционными международными морскими путями, либо в пределах специальных воздушных коридо­ров, устанавливаемых архипелажным государством.

Для определения четких критериев в обслуживании международ­ных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре ос­новные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограничен­ного режима полетов.

Консультативное воздушное пространство – район над откры­тым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения воздушных судов в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты над открытым морем, где диспетчер­ская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за без­опасность международных полетов.

Контролируемое воздушное пространство – район воздушного пространства над открытым морем, в пределах которого диспетчер­ская служба обеспечивает управление воздушным движением, а со­ответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролиру­емые аэродромные зоны. Международные воздушные трассы пред­ставляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10-15 миль. Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государ­ством для обеспечения взлета и посадки воздушных судов. Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50-60 миль, то есть выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на берегу или вблизи от берега. Расши­рение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибреж­ное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государ­ственного суверенитета на эти зоны.