Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18244

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Глава 23
Международное космическое право

1. Место космической деятельности в системе международных отношений

Космическая деятельность – это исследование космического пространства и небесных тел с помощью беспилотных и пилотиру­емых космических объектов, а также использование возможностей космической техники для решения практических земных задач.

Начало космической деятельности человека было положено за­пуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации ис­кусственного спутника Земли и первым пилотируемым космическим полетом советского космонавта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.

Особенностью космической деятельности является использование для полетов пространства, находящегося за пределами плотных слоев атмосферы, в которых может осуществляться авиационная деятель­ность. Для космических полетов применяется принципиально новый тип летательных аппаратов, использующих тягу ракетных двигателей и инерционное движение под воздействием притяжения Земли и дру­гих планет.

Космическая деятельность позволяет изучать заатмосферные про­цессы, небесные тела, использовать состояние невесомости в науч­ных и промышленных целях, достигать космических скоростей пе­редвижения от 8 до 16 км/с, изучать поверхность Земли вместе с ее атмосферой из-за пределов атмосферы, обеспечивать распростране­ние сигналов электросвязи для глобальной связи и т.д.

Космическая деятельность – это чрезвычайно наукоемкое и ка­питалоемкое дело, которое доступно в настоящее время лишь наи­более развитым государствам в промышленном и научно-техничес­ком отношении. С другой стороны, все государства заинтересованы в использовании преимуществ космической деятельности.

Освоение космического пространства произвело подлинный пере­ворот в создании военных систем, метеорологии, связи, навигации, геодезии, картографии, геологии, гидрологии и в других областях. Большинство видов космической деятельности может затрагивать интересы многих государств, и их осуществление невозможно без международного сотрудничества. Все это превращает космическую деятельность в глобальную сферу интересов и ставит в повестку дня необходимость ее международно-правового регулирования.

Международное космическое право как наука зарождается в 30-х годах XX столетия (начиная с трудов чехословацкого юриста В. Мандля и советского юриста Е.А. Коровина). Как объективно су­ществующая группа юридических норм оно начинает развиваться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН с 1959 года и в 1967 году получает первый договорный кодификационный акт – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующем этапе, продолжающемся и в настоящее время, государствами заключены десятки многосторонних и сотни двусто­ронних соглашений по вопросам космического сотрудничества. Сложились специфические международно-правовые принципы кос­мической деятельности, которые позволяют выделить соответствую­щую группу норм в особую отрасль международного права – между­народное космическое право.


Международное космическое право это совокупность между­народных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исполь­зования космического пространства и космической техники.

Поскольку проблемы космоса тесно переплетены с интересами государств в военной, политической и других областях, они стали предметом обсуждения в рамках ООН. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специ­альный вспомогательный орган – Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (в составе 18 членов). В 1962 году Комитет учредил два вспомогательных органа – Юриди­ческий и Научно-технический подкомитеты. Комитет ООН по кос­мосу на основании джентльменского соглашения между его членами принимает решения на основе консенсуса. Численный состав Коми­тета по космосу время от времени увеличивался и в настоящее время достиг 61 члена.

Комитет является основным кодификационным органом в облас­ти международного космического права: за период с 1959 по 1996 год он разработал проекты пяти договоров и пяти деклараций принци­пов, которые затем были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.

Ежегодные сессии Комитета представляют доклады Генеральной Ассамблее ООН. Отдел Секретариата ООН, обслуживающий дея­тельность Комитета, находится в Вене.

В Вене состоялись и три Всемирные конференции ООН по космо­су (в 1968, 1982 и 1999 гг.).

В настоящее время в повестке дня Комитета ООН по космосу стоят вопросы о разграничении воздушного и космического прост­ранств, о правовом режиме геостационарной орбиты, о космическом мусоре и рассмотрении действия пяти основных договоров по космосу.

После распада СССР, который был ведущей космической держа­вой, возникла необходимость организации сотрудничества в этой об­ласти в рамках СНГ.

30 декабря 1991 г. в Минске было подписано Соглашение о сов­местной деятельности по исследованию и использованию космичес­кого пространства, участниками которого стали Россия, Азербайд­жан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. По этому Соглашению совместная дея­тельность проводится на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по кос­мосу. Соглашение исходит из необходимости сохранения космичес­ких комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территории СССР.

На практике в деле реализации Соглашения возникает много трудностей. В частности, космодром Байконур используется Россией на условиях его аренды у Казахстана.

2. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Правовой режим космического пространства и небесных тел уста­новлен серией резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802(XVII) от 14 декабря 1962 г., 1884(XVIII) от 17 октября 1963 г. и др.] и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического прост­ранства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне).


Поскольку участниками Договора по космосу и Соглашения о Луне являются не все государства, резолюции Генеральной Ассамб­леи ООН, особенно резолюция 1962 (XVIII), провозгласившая еди­ногласно Декларацию правовых принципов, регулирующих деятель­ность государств по исследованию и использованию космического пространства, продолжают сохранять большое значение в качестве источника обычно-правовых норм.

Правовой режим космического пространства и небесных тел в основном идентичен, но в отношении последних следует отметить и некоторую специфику.

Общими элементами правового режима космического простран­ства и небесных тел являются следующие.

Они открыты для исследования и использования всеми государ­ствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследова­ний. Это означает признание космоса территорией общего пользо­вания (res communis). В этом одно из отличий космического про­странства от воздушного, которое делится на национальное воздушное пространство и территорию общего пользования. Исполь­зование космоса «в соответствии с международным правом» означа­ет, прежде всего, применимость к этой сфере всех основных прин­ципов международного права.

Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использо­вания или оккупации, ни любыми другими средствами. В теории этот режим характеризуется как res extra cpmmercium (вещь, изъятая из оборота).

Космос является частично демилитаризованной зоной в силу того, что государства обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Доктринальное толкование этого положе­ния исключает из данного запрета суборбитальный (т.е. не совершаю­щий хотя бы одного полного витка вокруг Земли) пролет через кос­мос объектов с ядерным оружием на борту, то есть стратегических межконтинентальных ракет, а также размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту. В космосе запрещено производить лю­бые испытательные взрывы ядерного оружия (согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космичес­ком пространстве и под водой 1963 г.).

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным на­блюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе международных организаций.

Правовой режим Луны и других небесных тел в дополнение к общим элементам правового режима космоса включает их полную нейтрализацию – они могут использоваться исключительно в мир­ных целях (запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и про­ведение военных маневров). Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях (например, в целях самообороны).


Еще одним специфическим элементом правового режима Луны и других небесных тел является их провозглашение, включая природ­ные ресурсы, «общим наследием человечества». Такой международный режим включает упорядоченное и безопасное освоение природ­ных ресурсов, их рациональное регулирование, расширение возмож­ностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, «с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Особой зоной космоса является пространство, в котором прохо­дят орбиты геостационарных спутников. Спутники на этих орбитах, отстоящих от поверхности Земли на 36 тыс. км и находящихся в плоскости экватора Земли, вращаются по орбитам со скоростью, которая равна угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В силу этого феномена геостационарный спутник постоянно остает­ся неподвижным относительно определенной точки поверхности Земли. Это явление в практическом плане весьма полезно. Напри­мер, с такого спутника можно транслировать телевизионные пере­дачи, которые могут быть приняты непосредственно на бытовые антенны (для приема сигнала с других спутников требуется специ­альная синхронная следящая антенна). Геостационарное простран­ство является уникальным, а потому признано ограниченным есте­ственным ресурсом. Размещенное в нем количество спутников связи ограничено определенными рамками. Регулирование использования геостационарного пространства осуществляется в рамках МСЭ. Вместе с тем, поскольку проблема носит политический характер, вопрос о геостационарной орбите (ГСО) стоит в повестке дня Ко­митета ООН по космосу и правовой режим ГСО остается несогла­сованным.

Остается нерешенным и вопрос о нижней границе космического пространства. Правовой режим воздушного и космического прост­ранств различен. В основе этих отраслей международного права ле­жат неодинаковые принципы. Вопрос о делимитации воздушного и космического пространств уже многие годы стоит в повестке дня Ко­митета ООН по космосу, но не находит всеобщего согласия. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана (это предложение было внесено делегацией СССР в Комитете ООН по космосу).

3. Правовой статус космических объектов

Космическими объектами являются искусственные спутники Земли, космические станции, космические корабли многоразового использования, космические ракеты, транспортные космические системы, размещенные на Луне и других небесных телах или в их недрах, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения, в том числе обитаемые станции. Составные части космического объекта, средство его доставки и его части считаются отдельными космическими объектами.


Всякая космическая система состоит из собственно космического сегмента и наземного сегмента (аппаратура управления космическим сегментом, слежения за ним и передачи или приема информации). Правовой статус наземного сегмента определяется национальным законодательством государства, под юрисдикцией которого он нахо­дится. Исключение могут составить морские платформы для косми­ческих запусков из акваторий открытого моря.

Правовой статус объектов, относящихся к космическому сегмен­ту, установлен в Договоре по космосу, в Соглашении о Луне, а также в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года (Соглашение о спасании) и в Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года (Кон­венция о регистрации). Кроме того, правовой статус космических объектов может дополняться положениями, содержащимися в согла­шениях, учреждающих международные организации, которые осуще­ствляют космическую деятельность, и в соглашениях о создании международных космических станций.

Космический объект должен быть зарегистрирован запускающим государством или международной межправительственной организа­цией, осуществляющей космическую деятельность.

Запускающим государством (организацией) считается государ­ство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осу­ществляется запуск. Таким образом, может оказаться, что в отноше­нии одного космического объекта имеется два или более запускающих государств (одно организует запуск, другому принадлежит установка, а третье предоставляет для этого свою территорию; особенно это относится к международным организациям, которые не имеют терри­тории). В этих случаях запускающие субъекты должны заключить соглашение о регистрации данного космического объекта, чтобы исключить двойную или множественную регистрацию. Значение это­го будет видно из дальнейшего изложения правового статуса косми­ческих объектов.

Юрисдикция и контроль над космическим объектом сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе.

Права собственности на космические объекты сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе или по возвращении на Землю. Космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регист­рации, должны быть возвращены этому государству. Расходы по обна­ружению и возвращению космического объекта несет запускающее государство.

Космические объекты на Луне и других небесных телах должны быть открыты для представителей других государств на основе взаим­ности. О посещении должно быть сделано заблаговременное сообще­ние в интересах безопасности и продолжения нормального функцио­нирования объекта.