Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18789

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета научных союзов. Основная задача Комитета – содействие прогрессу в международном масштабе во всех областях научных ис­следований, связанных с использованием космической техники. В состав КОСПАР входят академии наук и приравненные к ним нацио­нальные учреждения около 40 государств, а также более 10 междуна­родных научных союзов.

МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее возникновения принято считать 1950 год, когда астронавтические общества ряда западноевропейских стран и Аргентины решили со­здать международную неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в космос. Цели Федерации вклю­чают в себя содействие развитию астронавтики, распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и под­держки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв ежегодных астронавтических конгрессов и др. В состав МАФ входят: во-первых, национальные члены – астронавтические обще­ства различных стран; во-вторых, различные учебные заведения, готовящие специалистов или проводящие исследования по косми­ческой тематике; и, в-третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП), которые впоследствии стали самостоятельными организациями, тесно сотруд­ничающими с МАФ. МИКП проводит ежегодные коллоквиумы по международному космическому праву и издает сборники докладов. Членами МИКП являются свыше 350 юристов из различных стран мира, в том числе России.

Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставят в повестку дня вопрос о создании Всемирной космической организа­ции (ВКО), которая бы соединяла и координировала усилия по ис­следованию и использованию космического пространства. В 1988 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО, содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка фи­нансирования. В этом предложении предусматривалось, в частности, что, помимо развития и углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса, ВКО осуществляла бы конт­роль за соблюдением будущих соглашений по предотвращению гон­ки вооружений в космическом пространстве.

8. Особенности международно-правовой ответственности в космическом праве

Международное космическое право предусматривает оба вида от­ветственности – политическую (за соответствие положениям Дого­вора по космосу) и материальную (за ущерб, причиненный запускае­мыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, другому государству – участнику Договора по космосу, его физическим или юридическим лицам).


Первой особенностью ответственности в космическом праве яв­ляется то, что государство несет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительст­венных органов, но и неправительственных юридических лиц. Как известно, по общему международному праву государство не несет материальной ответственности за действия юридических лиц, не вы­ступающих от имени или по поручению государства.

Второй особенностью является то, что в международном косми­ческом праве материальная ответственность государства (а не опе­ратора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором – Конвенцией о меж­дународной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Третьей особенностью является то, что, предусматривая абсо­лютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственно­сти не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Сумма компенсации определяется в соответствии с междуна­родным правом и принципами справедливости, чтобы восстановить прежнее положение, которое существовало до ущерба.

Четвертой особенностью является то, что, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опас­ным или вредным по своему характеру, запускающее государство обя­зано незамедлительно принять меры для устранения возможной опас­ности причинения вреда (п. 4 ст. 5 Соглашения о спасании). В других отраслях такая обязанность лежит на пострадавшей стороне.

Пятой особенностью является положение ст. 14 Соглашения о Луне о том, что государства признают, что в результате активизации деятель­ности на Луне и других небесных телах может возникнуть необхо­димость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, при­чиненный на Луне (другие отрасли права таких условий не содержат).

Шестой особенностью является своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной ответственностью. Согласно Конвенции об ответственности за космичес­кий ущерб, если претензия не урегулирована в течение года с даты ее предъявления, по требованию любой из сторон в этом деле созда­ется Комиссия по рассмотрению претензий. Состав Комиссии – три члена, назначенных запускающим государством, государством-ист­цом и выбранный ими председатель. Если стороны не достигли со­гласия о председателе, его назначает Генеральный секретарь ООН. Комиссия устанавливает обоснованность претензии и определяет сумму компенсации. Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность сторон; в ином случае Комиссия выносит окончательное определе­ние рекомендательного характера.


Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности.

Если государство считает, что другое государство не выполняет обязательств по Соглашению или нарушает его права по Соглаше­нию, оно может запросить проведение двусторонних консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору.

Если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генераль­ному секретарю ООН.

В Принципах НТВ предусматривается международная (поли­тическая) ответственность за соответствие деятельности в области НТВ самого государства или лиц, осуществляющих НТВ под юрис­дикцией этого государства, Принципам, содержащимся в документе об НТВ.

В Принципах ДЗЗ также предусмотрена аналогичная международ­ная ответственность за их соблюдение. Такое же положение включе­но в Принципы ЯИЭ.

Особенностью ответственности за материальный ущерб является и то, что она предусматривает как абсолютную ответственность за ущерб на Земле и в воздухе, так и ответственность, основанную на вине, когда ущерб причинен одним космическим объектом другому.

По Конвенции об ответственности за космический ущерб такой ущерб определяется как лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение иму­щества государства, или физических и юридических лиц, или меж­дународных межправительственных организаций. Принципы ЯИЭ добавляют к этому, что компенсация включает также возмещение расходов на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения от ядерного источника энергии на борту космического объекта. Расходы включают и помощь, полу­ченную от третьих сторон.

В практическом плане вопрос о международной ответственности был поставлен лишь однажды – Канадой перед СССР в связи с ин­цидентом со спутником «Космос-954», оснащенным ядерным реак­тором и потерпевшим аварию в январе 1978 года, в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады. Претензия была урегулирована в ходе двусторонних переговоров. СССР не признал своей ответственности, ссылаясь на определение понятия ущерба в Конвенции об ответственности (Принципов ЯИЭ тогда еще не существовало). Однако в духе доброй воли СССР ком­пенсировал Канаде 50% затрат по произведенным операциям по по­иску и удалению радиоактивных элементов.


Глава 24
Международно-правовая охрана окружающей среды

1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды – одна из новых, продолжающих свое формирование отраслей международно­го права. Она представляет собой систему принципов и норм, регули­рующих деятельность его субъектов по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сохранению благоприятных условий жизни на Земле в интересах нынешнего и будущих поколений.

Предметом регулирования международного права окружающей среды являются международные отношения по поводу ее охраны либо рационального использования.

К настоящему времени можно выделить четыре основные пред­метные области международно-правовой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду, установ­ление экологически целесообразного (рационального) режима ис­пользования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технического со­трудничества государств по охране окружающей среды.

В понятие окружающей среды входит достаточно широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они вклю­чают в себя три группы объектов: объекты естественной (живой) среды – флора и фауна; объекты неживой среды – морские и прес­новодные бассейны (гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), космическое пространство; и объекты искусст­венной среды, созданной человеком.

Международное право окружающей среды относится к числу наи­более активно развивающихся отраслей международного публичного права, что вызвано остротой глобальных экологических проблем. Экологические проблемы являются результатом, во-первых, истоще­ния природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых; во-вторых, загрязнения природной среды, то есть внесения в нее веществ и энергии в размерах, которые не ассимилируются ею; в-третьих, деградации экосистем.

Исторически международное сотрудничество в области охраны окружающей среды возникло в прошлом веке, но оно не имело по­стоянного характера, касалось охраны только отдельных природных объектов и основывалось на двусторонних соглашениях.

В последующем вопросы охраны природы содержались в програм­мах деятельности ряда органов и специализированных учреждений ООН, таких как ЭКОСОС, ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и ряд других.

В 1968 году ЮНЕСКО организовала Международную конфе­ренцию неправительственных экспертов по проблемам биосферы. На Конференции были обсуждены вопросы взаимодействия между чело­веком и природой и приняты рекомендации, адресованные ООН и государствам-членам.

Экологический кризис и ухудшавшееся качество окружающей среды вынудили международное сообщество вплотную заняться про­блемой ее охраны. В 1972 году состоялась Стокгольмская конферен­ция ООН по окружающей человека среде, на которой были приняты Декларация принципов, план мероприятий, организационно-финан­совые решения и рекомендация о создании Программы ООН по окру­жающей среде.


Качественно новым этапом в развитии международно-правовой охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружаю­щей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Здесь были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий для достижения устойчивого развития: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, Декларация по окружаю­щей среде и развитию, Заявление о принципах, касающихся управле­ния, защиты и устойчивого развития всех типов лесов, жизненно не­обходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни, и Повестка дня на XXI век.

2. Принципы международного права охраны окружающей среды

Международно-правовые отношения в области охраны окружаю­щей среды регулируются общепризнанными принципами и нормами современного международного права, закрепленными в Уставе ООН и других основных международно-правовых актах. К ним относятся такие фундаментальные принципы, как уважение государственного суверенитета, суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность и неприкосновенность, мирное разрешение споров, добросовестное выпол­нение обязательств сотрудничества.

Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.

Следует отметить, что принципиальные основы международного права окружающей среды в комплексном виде не сформулированы и могут быть выявлены посредством анализа большого числа природо­охранных и иных договоров и других актов нормообразующего ха­рактера.

Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений является одним из основополагающих специаль­ных принципов. Элементы этого принципа содержатся в Стокгольм­ской декларации принципов 1972 года; Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; Деклара­ции принципов Рио-де-Жанейро 1992 года.

Охрана окружающей среды является необходимым условием жиз­ни нынешнего и будущих поколений. Государства и другие субъекты международного права обязаны принимать все возможные меры по сохранению и улучшению качества окружающей среды и рациональ­ному управлению природными ресурсами. Значимость данного прин­ципа состоит в том, что он определяет основное направление раз­вития международного права охраны окружающей среды. Ряд других специальных принципов развивают заложенную в нем основную меж­дународно-правовую концепцию применительно к отдельным инсти­тутам международно-правовой охраны окружающей среды. Природ­ные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земля, флора и фауна, ради блага нынешнего и будущих поколений должны быть защищены четко продуманными планированием и использованием. Этот прин­цип занимает центральное место в устойчивом развитии, и право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений людей, а охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью развития.