Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18789
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета научных союзов. Основная задача Комитета – содействие прогрессу в международном масштабе во всех областях научных исследований, связанных с использованием космической техники. В состав КОСПАР входят академии наук и приравненные к ним национальные учреждения около 40 государств, а также более 10 международных научных союзов.
МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее возникновения принято считать 1950 год, когда астронавтические общества ряда западноевропейских стран и Аргентины решили создать международную неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в космос. Цели Федерации включают в себя содействие развитию астронавтики, распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и поддержки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв ежегодных астронавтических конгрессов и др. В состав МАФ входят: во-первых, национальные члены – астронавтические общества различных стран; во-вторых, различные учебные заведения, готовящие специалистов или проводящие исследования по космической тематике; и, в-третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП), которые впоследствии стали самостоятельными организациями, тесно сотрудничающими с МАФ. МИКП проводит ежегодные коллоквиумы по международному космическому праву и издает сборники докладов. Членами МИКП являются свыше 350 юристов из различных стран мира, в том числе России.
Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставят в повестку дня вопрос о создании Всемирной космической организации (ВКО), которая бы соединяла и координировала усилия по исследованию и использованию космического пространства. В 1988 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО, содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования. В этом предложении предусматривалось, в частности, что, помимо развития и углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса, ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
8. Особенности международно-правовой ответственности в космическом праве
Международное космическое право предусматривает оба вида ответственности – политическую (за соответствие положениям Договора по космосу) и материальную (за ущерб, причиненный запускаемыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, другому государству – участнику Договора по космосу, его физическим или юридическим лицам).
Первой особенностью ответственности в космическом праве является то, что государство несет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительственных органов, но и неправительственных юридических лиц. Как известно, по общему международному праву государство не несет материальной ответственности за действия юридических лиц, не выступающих от имени или по поручению государства.
Второй особенностью является то, что в международном космическом праве материальная ответственность государства (а не оператора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором – Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
Третьей особенностью является то, что, предусматривая абсолютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственности не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Сумма компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, чтобы восстановить прежнее положение, которое существовало до ущерба.
Четвертой особенностью является то, что, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опасным или вредным по своему характеру, запускающее государство обязано незамедлительно принять меры для устранения возможной опасности причинения вреда (п. 4 ст. 5 Соглашения о спасании). В других отраслях такая обязанность лежит на пострадавшей стороне.
Пятой особенностью является положение ст. 14 Соглашения о Луне о том, что государства признают, что в результате активизации деятельности на Луне и других небесных телах может возникнуть необходимость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, причиненный на Луне (другие отрасли права таких условий не содержат).
Шестой особенностью является своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной ответственностью. Согласно Конвенции об ответственности за космический ущерб, если претензия не урегулирована в течение года с даты ее предъявления, по требованию любой из сторон в этом деле создается Комиссия по рассмотрению претензий. Состав Комиссии – три члена, назначенных запускающим государством, государством-истцом и выбранный ими председатель. Если стороны не достигли согласия о председателе, его назначает Генеральный секретарь ООН. Комиссия устанавливает обоснованность претензии и определяет сумму компенсации. Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность сторон; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера.
Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности.
Если государство считает, что другое государство не выполняет обязательств по Соглашению или нарушает его права по Соглашению, оно может запросить проведение двусторонних консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору.
Если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генеральному секретарю ООН.
В Принципах НТВ предусматривается международная (политическая) ответственность за соответствие деятельности в области НТВ самого государства или лиц, осуществляющих НТВ под юрисдикцией этого государства, Принципам, содержащимся в документе об НТВ.
В Принципах ДЗЗ также предусмотрена аналогичная международная ответственность за их соблюдение. Такое же положение включено в Принципы ЯИЭ.
Особенностью ответственности за материальный ущерб является и то, что она предусматривает как абсолютную ответственность за ущерб на Земле и в воздухе, так и ответственность, основанную на вине, когда ущерб причинен одним космическим объектом другому.
По Конвенции об ответственности за космический ущерб такой ущерб определяется как лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, или физических и юридических лиц, или международных межправительственных организаций. Принципы ЯИЭ добавляют к этому, что компенсация включает также возмещение расходов на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения от ядерного источника энергии на борту космического объекта. Расходы включают и помощь, полученную от третьих сторон.
В практическом плане вопрос о международной ответственности был поставлен лишь однажды – Канадой перед СССР в связи с инцидентом со спутником «Космос-954», оснащенным ядерным реактором и потерпевшим аварию в январе 1978 года, в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады. Претензия была урегулирована в ходе двусторонних переговоров. СССР не признал своей ответственности, ссылаясь на определение понятия ущерба в Конвенции об ответственности (Принципов ЯИЭ тогда еще не существовало). Однако в духе доброй воли СССР компенсировал Канаде 50% затрат по произведенным операциям по поиску и удалению радиоактивных элементов.
Глава
24
Международно-правовая охрана
окружающей среды
1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
Международно-правовая охрана окружающей среды – одна из новых, продолжающих свое формирование отраслей международного права. Она представляет собой систему принципов и норм, регулирующих деятельность его субъектов по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сохранению благоприятных условий жизни на Земле в интересах нынешнего и будущих поколений.
Предметом регулирования международного права окружающей среды являются международные отношения по поводу ее охраны либо рационального использования.
К настоящему времени можно выделить четыре основные предметные области международно-правовой охраны окружающей среды: ограничение вредных воздействий на окружающую среду, установление экологически целесообразного (рационального) режима использования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технического сотрудничества государств по охране окружающей среды.
В понятие окружающей среды входит достаточно широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они включают в себя три группы объектов: объекты естественной (живой) среды – флора и фауна; объекты неживой среды – морские и пресноводные бассейны (гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), космическое пространство; и объекты искусственной среды, созданной человеком.
Международное право окружающей среды относится к числу наиболее активно развивающихся отраслей международного публичного права, что вызвано остротой глобальных экологических проблем. Экологические проблемы являются результатом, во-первых, истощения природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых; во-вторых, загрязнения природной среды, то есть внесения в нее веществ и энергии в размерах, которые не ассимилируются ею; в-третьих, деградации экосистем.
Исторически международное сотрудничество в области охраны окружающей среды возникло в прошлом веке, но оно не имело постоянного характера, касалось охраны только отдельных природных объектов и основывалось на двусторонних соглашениях.
В последующем вопросы охраны природы содержались в программах деятельности ряда органов и специализированных учреждений ООН, таких как ЭКОСОС, ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и ряд других.
В 1968 году ЮНЕСКО организовала Международную конференцию неправительственных экспертов по проблемам биосферы. На Конференции были обсуждены вопросы взаимодействия между человеком и природой и приняты рекомендации, адресованные ООН и государствам-членам.
Экологический кризис и ухудшавшееся качество окружающей среды вынудили международное сообщество вплотную заняться проблемой ее охраны. В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде, на которой были приняты Декларация принципов, план мероприятий, организационно-финансовые решения и рекомендация о создании Программы ООН по окружающей среде.
Качественно новым этапом в развитии международно-правовой охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Здесь были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий для достижения устойчивого развития: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех типов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни, и Повестка дня на XXI век.
2. Принципы международного права охраны окружающей среды
Международно-правовые отношения в области охраны окружающей среды регулируются общепризнанными принципами и нормами современного международного права, закрепленными в Уставе ООН и других основных международно-правовых актах. К ним относятся такие фундаментальные принципы, как уважение государственного суверенитета, суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность и неприкосновенность, мирное разрешение споров, добросовестное выполнение обязательств сотрудничества.
Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.
Следует отметить, что принципиальные основы международного права окружающей среды в комплексном виде не сформулированы и могут быть выявлены посредством анализа большого числа природоохранных и иных договоров и других актов нормообразующего характера.
Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений является одним из основополагающих специальных принципов. Элементы этого принципа содержатся в Стокгольмской декларации принципов 1972 года; Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; Декларации принципов Рио-де-Жанейро 1992 года.
Охрана окружающей среды является необходимым условием жизни нынешнего и будущих поколений. Государства и другие субъекты международного права обязаны принимать все возможные меры по сохранению и улучшению качества окружающей среды и рациональному управлению природными ресурсами. Значимость данного принципа состоит в том, что он определяет основное направление развития международного права охраны окружающей среды. Ряд других специальных принципов развивают заложенную в нем основную международно-правовую концепцию применительно к отдельным институтам международно-правовой охраны окружающей среды. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земля, флора и фауна, ради блага нынешнего и будущих поколений должны быть защищены четко продуманными планированием и использованием. Этот принцип занимает центральное место в устойчивом развитии, и право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений людей, а охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью развития.