Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18242

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Космические объекты могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности небесных тел или в их недрах.

Размещение космического объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает права собственности на связанные с объек­том участки.

На борту космических объектов могут использоваться ядерные реакторы на определенных условиях (Принципы, касающиеся ис­пользования ядерных источников энергии в космическом простран­стве; приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.).

В доктринальном плане активно обсуждается вопрос об особом правовом статусе аэрокосмических транспортных систем, находя­щихся во время полета как в воздушном, так и в космическом про­странстве.

4. Правовой статус космонавтов

Согласно Договору ООН по космосу, космонавты рассматривают­ся как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств – участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации.

Космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах.

Государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе.

Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхнос­ти Луны и других небесных тел.

Продолжает обсуждаться на доктринальном уровне проблема правового статуса интернациональных экипажей. В 1990 году юри­сты России, США и ФРГ разработали проект конвенции о пилоти­руемых космических полетах. Согласно проекту, термин «экипаж» применяется к лицам, осуществляющим в космосе профессиональ­ную деятельность. На борту космического объекта могут находиться и другие лица – персонал космического корабля. Проект содержит перечень полномочий командира пилотируемого космического объекта.

5. Права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности

Основные права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности отражены в следующих договорах: Дого­воре о принципах деятельности государств по исследованию и ис­пользованию космического пространства, включая Луну и другие не­бесные тела (вступил в силу 10 октября 1967 г.); Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.); Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.); Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (вступила в силу 15 сентября 1976 г.); Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (вступило в силу 11 июня 1984 г.). Россия – участник первых четырех договоров.


Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН приняла следующие документы рекомендательного характера: Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 года (на основе этой Декларации впоследствии был выработан текст Договора по космосу 1967 г.); Принципы использования государствами искусст­венных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 года (Принципы НТВ); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 года (Принципы ДЗЗ); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом прост­ранстве, 1992 года (Принципы ЯИЭ); Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического про­странства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 года.

За государствами признаются следующие права:

  • осуществлять исследование и использование космического прост­ранства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

  • свободно осуществлять в космическом пространстве и на небес­ных телах научные исследования;

  • использовать любое оборудование или средства и военный пер­сонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;

  • сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космичес­кими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местона­хождения;

  • запрашивать проведения консультаций с государством, планирую­щим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельнос­ти других государств по мирному исследованию и использованию космоса, а также при планируемом международном непосредствен­ном телевизионном вещании, при планируемом дистанционном зон­дировании Земли из космоса и при планируемом запуске объекта с ядерным источником энергии;

  • обращаться с просьбами о предоставлении возможности для на­блюдения за полетом своих космических объектов (с целью заклю­чения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

  • собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их, а также использовать такие вещества для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций;

  • осуществлять непосредственное телевизионное вещание с помощью спутников и санкционировать его осуществление лицами и органи­зациями, находящимися под юрисдикцией данного государства;

  • осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса;

  • использовать ядерные источники энергии на борту космических объектов.


В ходе космической деятельности обязанности государства состо­ят в следующем:

  • осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопаснос­ти и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;

  • оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедст­вия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускаю­щего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;

  • незамедлительно информировать другие государства или Гене­рального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов, а также о сведениях об аварии или вынужденной по­садке экипажа космического корабля;

  • нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридичес­ких лиц;

  • нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;

  • возвращать запустившему государству космические объекты, об­наруженные где-либо за пределами запускающего государства;

  • учитывать соответствующие интересы других государств при ис­следовании космоса;

  • принимать соответствующие меры для избежания вредного за­грязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;

  • проводить международные консультации перед проведением экс­перимента, чреватого вредными последствиями;

  • в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и ре­зультатах своей космической деятельности;

  • открывать на основе взаимности для представителей других госу­дарств все станции и установки на небесных телах;

  • регистрировать все запускаемые космические объекты и направ­лять Генеральному секретарю ООН информацию о каждом таком объекте для занесения в Международный реестр;

  • обеспечивать соответствие деятельности по международному не­посредственному телевизионному вещанию международному праву, включая Международную конвенцию электросвязи и Регламент радиосвязи;

  • положительно отвечать на запросы о консультациях при планиро­вании потенциально вредных экспериментов в космосе, международ­ного непосредственного телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли из космоса и использования ядерных источни­ков энергии на борту космических объектов;

  • обеспечивать безопасность от радиоактивного заражения населе­ния и биосферы при использовании ядерных источников энергии на борту космических объектов;

  • оказывать потерпевшим государствам помощь в случае аварии космического объекта с ядерным источником энергии;

  • в ходе сотрудничества особо учитывать потребности развиваю­щихся стран.


Все изложенное выше позволяет выделить следующие специаль­ные юридические принципы космической деятельности, свидетель­ствующие об образовании особой отрасли международного права – международного космического права:

  • неделимость космического пространства и небесных тел как про­странственной сферы и территориальной зоны;

  • осуществление исследований и использования космоса на благо всего человечества;

  • свобода исследования и использования космического простран­ства и небесных тел;

  • международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией;

  • обязанность государств осуществлять международное сотрудни­чество в деле мирного исследования и использования космоса.

С принципами и нормами международного космического права сообразуется национальное российское законодательство – Закон Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г. и По­становление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. «О Концепции развития космической ядерной энергетики в России».

6. Международно-правовые ограничения военного использования космоса

Выше уже говорилось о договорных ограничениях военного ис­пользования космоса – частичной демилитаризации собственно космического пространства и нейтрализации Луны и других небес­ных тел. Большое значение для предотвращения военного использо­вания космоса имеют двусторонние российско-американские дого­воры об ограничении стратегических наступательных вооружений и об ограничении систем противоракетной обороны. По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается при­бегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путем предна­меренного управления природными процессами. Однако опасность превращения космоса в театр военных действий и использования космической техники в агрессивных военных целях сохраняется. Особую опасность представляет ракетно-космическая технология как средство доставки к цели ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

В 1981 году Правительство СССР внесло в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия лю­бого рода, а в 1983 году – проект Договора о запрещений приме­нения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты до сих пор по существу не обсуждаются, по­скольку к ним негативно относится администрация США.

В 1987 году были приняты «Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам». Режим контроля за распространением ракетной техно­логии (РКРТ) в настоящее время объединяет более 25 стран, включая США, Россию, Францию, Германию, Италию, Великобританию, Ка­наду, Японию. РКРТ – это договоренность ряда государств о созда­нии режима «односторонней сдержанности» в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.


Проблема демилитаризации космоса вряд ли может быть решена таким образом, поскольку ряд стран, не участвующих в режиме РКРТ, могут производить ракетную технику самостоятельно, а также потому, что режим РКРТ не вполне согласуется с правом всех государств осуществлять исследование и использование космоса.

7. Международные космические организации

В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем слияния ранее существовавших Европейской органи­зации космических исследований (ЭСРО) и Европейской организа­ции по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно его учредитель­ному акту, задача ЕКА – налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения косми­ческой науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квар­тира ЕКА находится в Париже.

В 1964 году была учреждена на основе Соглашения о времен­ных условиях создания глобальной коммерческой системы спутни­ков связи Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны по­стоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Ее членами являются свыше 130 государств, включая Россию. Задачи ИНТЕЛСАТ – создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутни­ковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.

В 1971 году была создана Международная организация космичес­кой связи (Интерспутник). Ее целью является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира Интерспутника на­ходится в Москве. В 1997 году были приняты пересмотренные согла­шения об Интерспутнике.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами являются более 60 государств. Цель этой Организации – обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, совершенствование служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне. В настоящее вре­мя ведется работа по пересмотру ее учредительных актов.

Существует также ряд других международных межправительст­венных космических организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Европейская организация спутнико­вой связи (ЕВТЕЛСАТ), Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ) и др. Определенные на­правления космической деятельности входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН: МСЭ, ФАО, ВМО, ЮНЕСКО и др.

Наиболее авторитетными международными неправительственны­ми космическими организациями являются Комитет по исследова­нию космического пространства (КОСПАР) и Международная астронавтическая федерация (МАФ).