Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18790
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Космические объекты могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности небесных тел или в их недрах.
Размещение космического объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает права собственности на связанные с объектом участки.
На борту космических объектов могут использоваться ядерные реакторы на определенных условиях (Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве; приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.).
В доктринальном плане активно обсуждается вопрос об особом правовом статусе аэрокосмических транспортных систем, находящихся во время полета как в воздушном, так и в космическом пространстве.
4. Правовой статус космонавтов
Согласно Договору ООН по космосу, космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств – участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации.
Космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах.
Государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе.
Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхности Луны и других небесных тел.
Продолжает обсуждаться на доктринальном уровне проблема правового статуса интернациональных экипажей. В 1990 году юристы России, США и ФРГ разработали проект конвенции о пилотируемых космических полетах. Согласно проекту, термин «экипаж» применяется к лицам, осуществляющим в космосе профессиональную деятельность. На борту космического объекта могут находиться и другие лица – персонал космического корабля. Проект содержит перечень полномочий командира пилотируемого космического объекта.
5. Права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности
Основные права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности отражены в следующих договорах: Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (вступил в силу 10 октября 1967 г.); Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.); Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.); Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (вступила в силу 15 сентября 1976 г.); Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (вступило в силу 11 июня 1984 г.). Россия – участник первых четырех договоров.
Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН приняла следующие документы рекомендательного характера: Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 года (на основе этой Декларации впоследствии был выработан текст Договора по космосу 1967 г.); Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 года (Принципы НТВ); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 года (Принципы ДЗЗ); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 года (Принципы ЯИЭ); Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 года.
За государствами признаются следующие права:
-
осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;
-
свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;
-
использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;
-
сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;
-
запрашивать проведения консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космоса, а также при планируемом международном непосредственном телевизионном вещании, при планируемом дистанционном зондировании Земли из космоса и при планируемом запуске объекта с ядерным источником энергии;
-
обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);
-
собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их, а также использовать такие вещества для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций;
-
осуществлять непосредственное телевизионное вещание с помощью спутников и санкционировать его осуществление лицами и организациями, находящимися под юрисдикцией данного государства;
-
осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса;
-
использовать ядерные источники энергии на борту космических объектов.
В ходе космической деятельности обязанности государства состоят в следующем:
-
осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
-
оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;
-
незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов, а также о сведениях об аварии или вынужденной посадке экипажа космического корабля;
-
нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
-
нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;
-
возвращать запустившему государству космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;
-
учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
-
принимать соответствующие меры для избежания вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;
-
проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями;
-
в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах своей космической деятельности;
-
открывать на основе взаимности для представителей других государств все станции и установки на небесных телах;
-
регистрировать все запускаемые космические объекты и направлять Генеральному секретарю ООН информацию о каждом таком объекте для занесения в Международный реестр;
-
обеспечивать соответствие деятельности по международному непосредственному телевизионному вещанию международному праву, включая Международную конвенцию электросвязи и Регламент радиосвязи;
-
положительно отвечать на запросы о консультациях при планировании потенциально вредных экспериментов в космосе, международного непосредственного телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли из космоса и использования ядерных источников энергии на борту космических объектов;
-
обеспечивать безопасность от радиоактивного заражения населения и биосферы при использовании ядерных источников энергии на борту космических объектов;
-
оказывать потерпевшим государствам помощь в случае аварии космического объекта с ядерным источником энергии;
-
в ходе сотрудничества особо учитывать потребности развивающихся стран.
Все изложенное выше позволяет выделить следующие специальные юридические принципы космической деятельности, свидетельствующие об образовании особой отрасли международного права – международного космического права:
-
неделимость космического пространства и небесных тел как пространственной сферы и территориальной зоны;
-
осуществление исследований и использования космоса на благо всего человечества;
-
свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел;
-
международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией;
-
обязанность государств осуществлять международное сотрудничество в деле мирного исследования и использования космоса.
С принципами и нормами международного космического права сообразуется национальное российское законодательство – Закон Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г. и Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. «О Концепции развития космической ядерной энергетики в России».
6. Международно-правовые ограничения военного использования космоса
Выше уже говорилось о договорных ограничениях военного использования космоса – частичной демилитаризации собственно космического пространства и нейтрализации Луны и других небесных тел. Большое значение для предотвращения военного использования космоса имеют двусторонние российско-американские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений и об ограничении систем противоракетной обороны. По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путем преднамеренного управления природными процессами. Однако опасность превращения космоса в театр военных действий и использования космической техники в агрессивных военных целях сохраняется. Особую опасность представляет ракетно-космическая технология как средство доставки к цели ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
В 1981 году Правительство СССР внесло в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году – проект Договора о запрещений применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты до сих пор по существу не обсуждаются, поскольку к ним негативно относится администрация США.
В 1987 году были приняты «Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам». Режим контроля за распространением ракетной технологии (РКРТ) в настоящее время объединяет более 25 стран, включая США, Россию, Францию, Германию, Италию, Великобританию, Канаду, Японию. РКРТ – это договоренность ряда государств о создании режима «односторонней сдержанности» в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.
Проблема демилитаризации космоса вряд ли может быть решена таким образом, поскольку ряд стран, не участвующих в режиме РКРТ, могут производить ракетную технику самостоятельно, а также потому, что режим РКРТ не вполне согласуется с правом всех государств осуществлять исследование и использование космоса.
7. Международные космические организации
В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем слияния ранее существовавших Европейской организации космических исследований (ЭСРО) и Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно его учредительному акту, задача ЕКА – налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения космической науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже.
В 1964 году была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной коммерческой системы спутников связи Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Ее членами являются свыше 130 государств, включая Россию. Задачи ИНТЕЛСАТ – создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.
В 1971 году была создана Международная организация космической связи (Интерспутник). Ее целью является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира Интерспутника находится в Москве. В 1997 году были приняты пересмотренные соглашения об Интерспутнике.
Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами являются более 60 государств. Цель этой Организации – обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, совершенствование служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне. В настоящее время ведется работа по пересмотру ее учредительных актов.
Существует также ряд других международных межправительственных космических организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ) и др. Определенные направления космической деятельности входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН: МСЭ, ФАО, ВМО, ЮНЕСКО и др.
Наиболее авторитетными международными неправительственными космическими организациями являются Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР) и Международная астронавтическая федерация (МАФ).