ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Последние, как отражение государственной политики в отношении воспроизводства рабочей силы, влияют на кадровую политику через регулирование ситуации на рынке труда, а так же через требование к обеспечению надлежащей социальной защиты работника.
В современной теории рынка труда сбалансированность рабочих мест и рабочей силы рассматривается в контексте концепции здорового рынка труда. Эта концепция комбинируется на основе таких показателей:
-
наличия возможности трудоустройства на рынке труда;
-
наличия стабильной и свободной занятости, самостоятельности на работе;
-
возможности воспроизводства профессиональных навыков;
-
безопасности условий труда;
-
возможности представительства в разных профессиональных организациях и объединениях;
-
гарантии получения определенного минимального дохода.
Рабочие места, соответствующие указанным критериям, и являются сугубо экономическими рабочими местами. Они – объект как спроса, так и предложения, но с различных позиций. С одной стороны, наличие рабочих мест на рынке труда означает потребность в работниках, необходимых для их функционирования. Таким образом, рабочие места создают спрос на рабочую силу. Имеющееся количество рабочих мест должно соответствовать численности работников для их заполнения.
Сопоставление спроса и предложения на рынке труда требует анализа соотношений между: общей потребностью экономики в рабочей силе и ее реальным наличием; между общей потребностью трудоактивного населения в рабочих местах и их наличием (как в количественном, так и в качественном аспектах); между количеством и структурой рабочих мест, с одной стороны, и численностью и структурой рабочей силы, с другой.
Единой методологической основой данного сопоставления может быть определение количества рабочих мест по численности занятых. В противном случае будут возникать недоразумения, искажающие это сопоставление. Вычисляя количество рабочих мест по количеству средств труда, мы покажем несовпадение между ними и численностью занятых.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной, (в чём-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учёте того, как она скажется на трудовом коллективе, и к каким социальным издержкам для него это может привести.
Кадровая политика формирует:
-
Требования к рабочей силе на стадии её найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
-
Отношения к "капиталовложениям" в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы:
-
отношение к стабилизации коллектива (всего или определённой его части);
-
отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, её глубине и широте, а так же переподготовке кадров;
-
отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д.
Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д. Таким образом, складывается система работы с персоналом.
Контрольные вопросы
-
Раскройте сущность, значение и цели кадровой политики организации в современных условиях.
-
Назовите направления кадровой политики организации.
-
Охарактеризуйте этапы проектирования кадровой политики организации.
-
В чем заключается стратегия управления персоналом организации?
ТЕМА 6: СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ
План
6.1 Организация работы кадровой службы предприятия
6.2 Делопроизводство в работе кадровой службы предприятия
-
Организация работы кадровой службы предприятия
Работа с кадрами предприятия осуществляется специализированным подразделением – кадровой службой.
Это – самостоятельное структурное подразделение, которым управляет директор по кадрам, в подчинении которого могут находится несколько подразделений, секторов или групп отдельных работников, созданные по функциональным принципам:
-
отдел кадров;
-
сектор обучения и развития персонала;
-
группа стимулирования и оплаты труда;
-
менеджер по коммуникациям;
-
инженер по технике безопасности и т.д.
К функциям кадровой службы относятся:
-
определение потребности в кадрах, планирование кадрового обеспечения и движения кадров;
-
организация подбора, размещения и обучения персонала;
-
исследование и анализ деловых, профессиональных и личных качеств работников предприятия;
-
организация делопроизводства по работе с персоналом;
-
оценка и аттестация персонала предприятия;
-
организация обучения и повышения квалификации персонала;
-
формирование кадрового резерва, подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе;
-
улучшение условий работы и решение социальных проблем работников;
-
развитие мотивации труда и карьеры работников.
Организация работы с персоналом на предприятии должна быть направлена на выполнение задач кадровой политики и представляет собой систему различных видов кадровой работы.
Структура кадровой службы может быть разной в зависимости от специфики, масштабов деятельности предприятия, стратегии и тактики работы с персоналом.
Для малых предприятий наиболее характерным является выполнение функций кадровой службы одним работником или совмещение должности кадровика с какой-либо другой, например, бухгалтера, секретаря, юриста. При этом функции менеджера по персоналу берет на себя сам директор предприятия (он определяет уровень заработной платы, методику повышения квалификации и обучения).
Для крупных предприятий численность кадровой службы достигает 50-70 человек и при этом составе должность менеджера по персоналу необходима и экономически оправдана.
Среднему по численности предприятию рекомендуется создание группы по кадрам в составе 2-4 работников при совмещении ими нескольких функций по персоналу.
Рассмотрим структуру службы управления персоналом крупного производственного предприятия. Она подчиняется директору (менеджеру) по персоналу, который находится в прямом подчинении директора предприятия.
Подразделения данной службы формируются по функциям.
Таблица 6.1 – Организационная структура службы управления персоналом
Название подразделения |
Выполняемые функции и контакты по кадрам |
Директор по персоналу |
|
Отдел кадров |
|
Отдел обучения и развития |
|
Отдел стимулирования работников |
|
Отдел коммуникаций |
|
Таблица 6.2 – Модель менеджера кадровой службы предприятия
Необходимые качества менеджера |
Содержание качества менеджера |
Должен быть |
|
Должен иметь |
|
Должен знать |
|
Должен владеть |
|
Иметь четкое представление |
|
Требования к менеджеру по персоналу включают 11 областей компетентности, которые признаются ключевыми и объединяются в три группы.
Личная порядочность
1. Этичность — уважение прав личности, ответственность за взятые на себя обязательства, надежность, честность, справедливость.
2. Добросовестность — высокие требования к результатам своей работы
3. Рассудительность - способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность
1. Результативность - ориентация на конечный результат.
2. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
3. Преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
4. Уверенность в себе — готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки коллективной работы
1. Коллективная ориентация — понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими.
2. Контактность — умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами.
3. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания.
4. Умение слушать — способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.
6.2 Делопроизводство в работе кадровой службы предприятия
Делопроизводство составляет полный цикл обработки и движения документов с момента их создания до завершения выполнения и передачи в другие подразделения.
Целью делопроизводства является организация работы с документами, которые формируются в системе управления персоналом.
Оформление документов базируется на государственных стандартах унифицированных систем документации (ДСТ). Документы по приёму, увольнению, перемещению работников, предоставлении отпуска, поощрения, наказания, составляют группу документов по работе с персоналом предприятия.
К таким документам относятся:
-
приказы особого состава;
-
заявления;
-
контракты с работниками предприятия;
-
трудовые книжки;
-
личные карточки и т.д.
Документация по работе с персоналом ведется с момента приёма работника на предприятие. Каждый документ имеет свою унифицированную форму. При принятии на работу работником составляется заявление по определенной форме, которое является основой для соответствующего приказа. В приказах о персонале распорядительная часть начинается глаголом, который определяет действие руководства: назначить, перевести, уволить и т.д.
Для учета и контроля за работой с приказами по персоналу предприятия ведется журнал регистрации приказов по такой форме:
№ приказа |
Дата выдачи приказа |
Краткое содержание |
Кем подписан |
Примечания |
Характерным документом для отдела кадров является «Автобиография» - это документ, который автор составляет самостоятельно. Она не имеет типовой формы и составляется свободно. Вместе с тем, отдельные составные части и реквизиты должны содержаться в автобиографии обязательно.
Пишут автобиографию ручным способом. В ней, как правило, указывают:
-
название документа;
-
фамилия, имя, отчество, число, год и месяц рождения;
-
данные о родителях;
-
образование и специальность по образованию;
-
семейное положение и состав семьи;
-
домашний адрес и телефон;
-
дату и личную подпись.
На каждого работника предприятия в кадровой службе формируется личное дело. В личном деле имеются следующие сведения:
-
внутренне описание документов, которые находятся в личном деле;
-
заявление о приеме на работу;
-
контракт между работником и предприятием;
-
личный листок по учету кадров;
-
автобиография;
-
копия документов об образовании;
-
выписки с приказов (о приёме, перемещении, увольнении);
-
справки о других документов, которые касаются данного работника;
-
трудовая книжка.
Трудовая книжка – это основной документ, который подтверждает деятельность работника, и является основой для установления общего, непрерывного и специального стажа. При приёме на работу трудовая книжка заполняется на всех работников, независимо от вида деятельности и формы собственности предприятия.
В трудовую книжку вносятся следующие данные:
-
данные о работнике (Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, специальность);
-
данные о работе (приём на работу, перевод на другую работу, увольнение).
При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку, должны быть заверены подписью руководителя предприятия с печатью.
Для регистрации трудовых книжек на предприятии ведется журнал регистрации трудовых книжек по следующей форме:
№ трудовой книжки |
Ф.И.О. |
№, дата и формулирование приказа о приёме на работу |
№, дата и формулирование приказа об увольнении |
Подпись начальника отдела кадров |
Подготовка документов по личному содержанию требует соблюдения всех норм и требований, которые обеспечивают их юридическую силу.
Контрольные вопросы
-
Раскройте роль кадровой службы в аппарате управления предприятием.
-
Какие функции кадровой службы предприятия?
-
Перечислите основные функции, выполняемые директором по персоналу.
-
Перечислите основные функции, выполняемые отделом кадров.
-
Перечислите основные функции, выполняемые отделом обучения и развития персонала.
-
Перечислите основные функции, выполняемые отделом стимулирования работников.
-
Перечислите основные функции, выполняемые отделом коммуникаций.
-
Какие необходимые качества должные присутствовать у менеджера по персоналу?
-
Что из себя представляет процесс делопроизводства в работе кадровой службы предприятия.
-
Какие особенности составления автобиографии?
-
Что содержит папка «Личное дело»?
-
Какие данные вносятся в трудовую книжку?