ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 10: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
План
10.1. Управление карьерой персонала
10.2. Управление мобильностью кадров
10.1. Управление карьерой персонала
Развитие персонала – это процесс непрерывного обучения работников, управления деловой карьерой персонала, планирования и подготовки кадрового резерва.
Целью развития персонала является обеспечение максимального использования всех его возможностей для достижения целей организации.
Само понятие «карьера» в общем смысле означает успешное продвижение в области общественной, научной и другой деятельности.
Под трудовой карьерой имеется ввиду индивидуальная последовательная смена в труде личности, которая обусловлена сменой её положения по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест, должностей.
Деловая карьера – это подвид трудовой карьеры. Который распространяется на продвижение и достижение успеха в специфических видах трудовой деятельности – бизнесе, коммерции, то есть в тех видах экономической деятельности, которые приносят прибыль, доход или другие личные выгоды.
Виды трудовой карьеры |
|
Профессиональная карьера |
Внутриорганизационная карьера |
Становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста к своему делу, которое происходит на протяжении всей его трудовой жизни. Она может реализовываться на различных предприятиях. Направление:
|
Реализуется в 4-х направлениях:
|
Показатели успешной карьеры:
-
случай, который дает человеку шанс;
-
реалистичный подход к выбору направления деятельности;
-
возможности, которые создаются социально-экономическим статусом родственников (образование, связи);
-
хорошее знание своих сильных и слабых сторон;
-
четкое планирование.
Мотивы успешной карьеры |
||
Автономия, Функциональная компетентность, Безопасность и стабильность, |
Управленческая компетентность, Предпринимательская способность |
Потребность в первенстве, Стиль жизни, материальное благополучие |
Продвижение по службе определяется двумя группами показателей:
-
объективные (высшая точка в карьере, длина карьеры, показатель уровня позиции, потенциальной мобильности);
-
субъективные (образование, квалификация, внутренняя мотивация, настойчивость, отношение к работе, умение преподнести себя и т.д.).
Динамичность карьеры – это индикатор профессионального пути, который говорит о том, насколько быстро работник поднимался по иерархической лестнице.
Динамичность карьеры руководителя определяют 2 основных параметра:
-
потенциал продвижения;
-
уровень текущей профессиональной компетенции.
Управление карьерой персонала – это комплекс мероприятий, которые реализуются кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста персонала, на основании его целей, потребностей, возможностей, способностей и наклонностей, а также на основании целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.
Этапы карьеры разрабатываются в следующем порядке:
-
Изучение сформированного содержания работы на отдельных этапах служебного продвижения.
-
Определение «входных» и «выходных» параметров на каждом этапе.
-
Детализация требований к вступлению в каждый этап – образовательного уровня, квалификации, возраста.
-
Оценка делового опыта, необходимого для перехода к высшему этапу.
Карьерограмма представляет собой перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и за ней), который фиксирует оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации.
Карьерограмма - путь пройденный менеджером по карьерной лестнице.
Сроки занятия должностей (лет)
|
Квалификационная учеба
|
5-6
|
ВУЗ
|
2-3
|
Обучение в институте повышения квалификации. Стажировки (самообучение)
|
3-4
|
Обучение на специальном факультете переподготовки руководящих кадров при вузе. Самостоятельное обучение (стажировки)
|
4-5
|
Защита кандидатской диссертации. Обучение в аспирантуре экономического и управленческого профиля.
|
5-6
|
Защита докторской диссертации. Обучение в докторантуре (или соискательство).
|
постоянно |
Самостоятельное обучение, стажировки, лекторская и консультативная деятельность, участие в конференциях, симпозиумах, семинарах и т.д.
|
Рисунок 1.10 - Карьерограмма менеджера по кадрам высшего звена управления.
Профессиональное обучение персонала – это систематический процесс формирования у работников организации теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.
Профессиональное обучение персонала обеспечивает:
-
Первичную профессиональную подготовку работников – обретение профессионально-технических знаний, образования тех, которые раньше его не имели);
-
Переподготовку (профессионально-техническое или высшее обучение, направленное на овладение другой профессией (специальностью) работниками или специалистами с высшим образованием, которые уже приобрели первичную профессиональную подготовку в профессионально-технических или высших заведениях);
-
Повышение квалификации (обучение, направленное на развитие и усовершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное постоянной переменой содержания труда, усовершенствованием техники, технологии, организации производства и должностных перемещений).
Стадии организации процесса обучения в организации |
||
Планирование |
Реализация |
Оценка |
Профессиональное обучение персонала организации может выполняться непосредственно на рабочем месте и за его пределами.
10.2. Управление мобильностью кадров
Мобильность персонала – это широкое понятие, которое охватывает его движение как в территориальном аспекте, так и в конкретной организации.
Мобильность персонала характеризуется его способностью быстро приспосабливаться к изменяющимся условий маркетинговой среды, к смене трудовых функций, содержания труда и т.д.
Управление мобильностью персонала предусматривает целенаправленный процесс его движения с целью обеспечения стабильности коллектива организации и максимальной реализации трудового потенциала работников.
Содержание процесса мобильности персонала |
||
Планирование движения персонала; Организация работы по выполнению запланированных мероприятий; Анализ движения персонала и сравнение показателей движения с аналогичными показателями конкурентов |
Определение тенденций в движении персонала; Оценка влияния тенденций на конечный результат деятельности организации и на психологические характеристики трудового коллектива; |
Использование экономических и других методов мотивации персонала; Разработка мероприятий по стабилизации трудового коллектива и улучшение социально-психологических параметров коллектива. |
Горизонтальная карьера реализуется в двух формах: ротация и обогащение труда.
Ротация бывает двух видов:
-
Перемещение работника – выполнение им тех же обязанностей на новом месте;
-
Перестановка – получение новых обязанностей на том же уровне.
Обогащение труда – это качественное изменение характера работы, которое существует в таких формах:
-
расширение ответственности;
-
дача больших прав в сфере распоряжения трудовыми ресурсами;
-
участие в работе различных комитетов и специальных творческих групп;
-
повышение информированности.
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, которые владеют способностью к управленческой деятельности, которые отвечают требованиям, выдвинутым должностью этого или другого ранга, которые прошли процедуру отбора и систематическую целевую квалифицированную подготовку.
Методы отбора руководящих кадров в состав резерва следующие:
-
прогностические;
-
практические;
-
лабораторные.
Выделяют следующие этапы работы с резервом управленческих кадров:
-
анализ потребности в резерве;
-
формирование и составление списка резерва;
-
подготовка кандидатов.
Показатели состояния работы с кадровым резервом в организации:
1. Эффективность подготовки руководителей в границах организации (Эподг.):
Эподг.= Дрез./Дув.,
где Дрез. – количество должностей, занятых представителями резерва за период,
Дув. – количество должностей, которые освободились за период.
2. Текучесть резерва (Трез.):
Трез.= Чрез.ув./Чрез.
Где Чрез.ув. – количество членов резерва, уволившихся за период;
Чрез. – численность резерва за период.
3. Средний срок нахождения в резерве (През.):
През.=През./Чрез.д.
где През. – количество лет пребывания в резерве до занимания должности;
Чрез.д. – количество лиц состава резерва, занявших должность.
4. Готовность резерва (Грез.):
Грез.=Дзам./Добщ.,
Где Дзам. – количество должностей, которые имеют приемников;
Добщ. – общее количество ключевых должностей.
Контрольные вопросы
-
Определите понятие «развитие персонала».
-
Что является целью развития персонала организации?
-
Определите понятие «карьера».
-
Определите понятие «трудовая карьера».
-
Определите понятие «деловая карьера».
-
Определите понятие «профессиональная карьера».
-
Определите понятие «внутриорганизационная карьера».
-
Какие показатели успешной карьеры?
-
Какие мотивы деловой карьеры?
-
Какие показатели определяют продвижение по службе?
-
Определите понятие «динамичность карьеры».
-
Определите понятие «управление карьерой персонала».
-
Какие разрабатываются этапы карьеры?
-
Определите понятие «карьерограмма», «профессиональное обучение персонала».
-
Что обеспечивает организации профессиональное обучение персонала?
-
Из каких стадий состоит модель организации процесса обучения персонала?
-
Определите понятие «мобильность персонала».
-
Что предусматривает процесс управления мобильностью персонала?
-
В каких формах реализуется горизонтальная карьера?
-
Определите понятие «обогащение труда», «кадровый резерв».
-
Какие методы отбора резерва управленческих кадров?
-
Какие этапы работы с резервом управленческих кадров?
ТЕМА 11: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
План
11.1.Способы высвобождения персонала
11.2. Управление текучестью кадров организации
11.1.Способы высвобождения персонала
Высвобождение персонала – это вид деятельности, который предусматривает комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержки со стороны администрации при увольнении работника организации.
Статус занятости определяется для трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. К ним относятся две группы населения:
-
Члены первой группы - предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода.
-
Члены второй группы - участвуют в общественно полезной деятельности, не приносящей полного денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг.
В первую группу входят граждане, занятые:
-
в государственном секторе экономики;
-
в кооперативах;
-
в частном секторе;
Во вторую группу входят:
-
учащиеся с отрывом от производства;
-
военнослужащие;
Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляют экономически активное население (Эа), т.е. рабочую силу. Успешность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного (Эа) населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
-
выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени), а также иную, приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);
-
временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других причин;
-
выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
-
не имели работы (доходного занятия);
-
и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости к администрации предприятий, использовали личные связи, помещали объявления в газету и др.);
-
предпринимали шаги к организации собственного дела и в то же время были готовы приступить к работе.
Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три категории, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлениям служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
В составе безработных выделяются лица, незанятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
В международной практике распространено также понятие гражданское экономически активное население, в состав которого не включают военнослужащих.
Экономически неактивное население (Эн) – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
а) Среди населения в трудоспособном возрасте:
-
учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и незанятые никакой деятельностью, кроме учебы;
-
лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;
-
лица, прекратившие все работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако, они могут и готовы работать;
-
лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
б) Среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:
-
лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и незанятые никакой деятельностью.
-
инвалиды, получающие пенсии и незанятые никакой деятельностью.