ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1727
Скачиваний: 4
46
циальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем оп-
ределенное место, испытывая влияние своей социальной среды.
Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказы-
вать воздействия на позицию и оценки исследования.
Немаловажно и то, что в историческом процессе гораздо боль-
шую роль, чем в природных процессах, играет индивидуальное, а
законы действуют как тенденции, в силу чего отдельные предста-
вители неокантианства вообще считали, что социальные науки мо-
гут лишь описывать факты, но в отличие от естественных наук не
могут вести речь о законах.
Все это безусловно усложняет исследование социальных процес-
сов, требует от исследователя учета этих особенностей, максималь-
ной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно,
это не исключает оценки событий и явлений с определенных соци-
альных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповто-
римым общего, повторяющегося, закономерного.
Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания,
отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они
сводятся к решению трех задач - описанию объектов и процессов,
их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объ-
ектов в будущем.
Что же касается архитектуры здания науки, структуры научного
познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоре-
тический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания
вообще - чувственным отражением и рациональным познанием.
Дело в том, что в первом случае имеются в виду различные типы
познавательной деятельности ученых, а во втором -речь идет о ти-
пах психической деятельности индивида в процессе познания во-
обще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом,
и на теоретическом уровнях научного познания.
Сами уровни научного познания различаются по ряду парамет-
ров:
- по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориен-
тировано на явления, теоретическое - на сущность;
- по средствам и инструментам познания;
- по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблю-
дение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеали-
зация и т. д. ;
47
- по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпириче-
ские факты, классификации, эмпирические законы, во втором -
законы, раскрытие существенных связей, теории.
В XVII-XVIII и отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эм-
пирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и клас-
сификацией эмпирических фактов, формулированием эмпириче-
ских законов.
В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоре-
тический, связанный со всесторонним исследованием действитель-
ности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба
вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают
друг друга в целостной структуре научного познания.
30.
Основные методы и формы научного
познания.
Мельчайшей структурно
й единицей организации научного
знания выступает
факт
– это фрагмент бытия, включенный в сис-
тему научного знания. К факту предъявляются два основных требо-
вания:
1) это должно быть действительное событие;
2) факт должен быть надлежащим образом удостоверен, зафик-
сирован исследователем.
Добывание, а также в известной мере обработка фактов произво-
дятся на эмпирическом уровне познания.
Все остальные формы научного познания можно представить как
формы организации фактического материала. К ним в первую оче-
редь относится
проблема
. Проблему определяют как сложный во-
прос или группу вопросов, сложную задачу, а также как знание о
незнании. Каждая проблема заключает в себе противоречие между
известным и неизвестным, между различными концепциями и т.д.
Промежуточным пунктом на пути от проблемы к теории высту-
пает
гипотеза
– более или менее обоснованное предположение.
Теория -
это система строго доказанных научных положений,
обладающая объяснительностью и предсказательной силой.
Итак, осн.этапы науч.поиска: проблема-гипотеза-теория. Сущест-
вуют и др.формы науч.познания:
идея
– форма концентрации зна-
ния, нацеливающая на дальнейшее познание и практическую дея-
тельность, выступающая как ядро гипотезы или теории;
концепция
48
– точка зрения, подход к предмету, воплощающая замысел или ор-
ганизующее начало теории.
31.
Общество как предмет философского ана-
лиза
Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыс-
лить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни чело-
века.
Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком
смысле слова. В узком смысле под обществом понимают опреде-
ленный этап исторического развития человечества или конкретную
страну. Например, феодальное общество или французское общест-
во. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся
от природы часть материального мира, которая включает в себя
способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно
из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между мате-
риальными образованиями осуществляются без вмешательства соз-
нательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием
люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся
к их достижению. В результате действий людей общество постоян-
но изменяется и развивается.
Существенный поворот в осмыслении общественной жизни
произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали мате-
риалистическое понимание истории. Вся сложность формирования
материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы
открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, неза-
висящие от человеческого сознания, такую область, которая суще-
ствовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс
определил как общественное бытие. Общественное бытие включает
в себя всю совокупность общественных материальных отношений,
возникающих между людьми в процессе производства и распреде-
ления, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере.
Общественное бытие обусловливает содержание общественных
идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении обще-
ственной жизни в рамках концепции материалистического понима-
ния истории придается, прежде всего, материальному производству
и производственно-экономическим общественным отношениям.
49
Общественное сознание определяется экономическими условиями
жизни людей.
Социальные философы постоянно размышляют над проблемой
связи человека и общества. Существует два подхода к этой пробле-
ме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается
детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему
нужны. Учение известного французского философа и социолога
Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого
понимания взаимосвязи человека и общества.
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных
фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и дейст-
вий, которые имеют коллективную природу и обладают таким при-
знаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллек-
тивное сознание, общественное мнение направляют поведение ин-
дивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не
продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или
отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынуж-
ден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал
внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его
объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по
кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъекти-
вистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на
понимании общества как суммы автономных индивидов, способ-
ных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъек-
тивизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу
Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия.
Социальное действие - это действие, мотив которого осознается
индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию,
т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Об-
щество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного
поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение ка-
питалистического общества, например он объяснял формированием
у человека способности к рациональному поведению в хозяйствен-
ной области и повседневной жизни.
50
32.
Основные подходы к анализу истории об-
щества (формационный, цивилизационный,
культурологичесикй).
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОД-
ХОД.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.
Общественно-
экономическая
формация
-это:
тип общества, основанный на
определенном способе произ-
водства
Цивилизация-
исторически определенный уровень раз-
вития общества, творческих сил и спо-
собностей человека, выраженный в ти-
пах и формах организации жизни и дея-
тельности людей, а также в создаваемых
ими материальных ценностях.
Цивилиация:
1) определенный тип общества, взятый в
единстве всех его сторон и сфер
2) совокупность проявлений культуры
3) система ценностей общества
В марксизме под «экономиче-
ской структурой общества»
Цивилизация
— это совокуп-
ность уникальных проявлений
общественного порядка, отличающая
одну историческую общность
людей от других
Цивилизация
–
устойчивое культурно-историческое об-
разование, отличающееся общностью:
а) духовно-нравственных ценностей