Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1727

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

циальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем оп-
ределенное  место, испытывая  влияние  своей  социальной  среды.
Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказы-
вать воздействия на позицию и оценки исследования.

 Немаловажно  и  то, что  в  историческом  процессе  гораздо  боль-

шую  роль, чем  в  природных  процессах, играет  индивидуальное, а
законы  действуют  как  тенденции, в  силу  чего  отдельные  предста-
вители неокантианства вообще считали, что социальные науки мо-
гут лишь описывать  факты, но в отличие от естественных наук  не
могут вести речь о законах.

 Все это безусловно усложняет исследование социальных процес-

сов, требует от исследователя учета этих особенностей, максималь-
ной  объективности  в  познавательном  процессе, хотя, естественно,
это не исключает оценки событий и явлений с определенных соци-
альных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповто-
римым общего, повторяющегося, закономерного.

 Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания,

отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они
сводятся к решению трех задач - описанию объектов и процессов,
их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объ-
ектов в будущем.

 Что же касается архитектуры здания науки, структуры научного

познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоре-
тический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания
вообще - чувственным  отражением  и  рациональным  познанием.
Дело  в  том,  что  в  первом  случае  имеются  в  виду  различные  типы
познавательной деятельности ученых, а во втором -речь идет о ти-
пах  психической  деятельности  индивида  в  процессе  познания  во-
обще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом,
и на теоретическом уровнях научного познания.

 Сами  уровни  научного  познания  различаются  по  ряду  парамет-

ров:

 - по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориен-

тировано на явления, теоретическое - на сущность;

 - по средствам и инструментам познания;
 - по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблю-

дение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеали-
зация и т. д. ;


background image

47

 - по  характеру  добытых  знаний. В  одном  случае  это  эмпириче-

ские  факты, классификации, эмпирические  законы, во  втором -
законы, раскрытие существенных связей, теории.

 В XVII-XVIII и  отчасти в XIX вв. наука еще находилась на эм-

пирической  стадии, ограничивая  свои  задачи  обобщением  и  клас-
сификацией  эмпирических  фактов, формулированием  эмпириче-
ских законов.

 В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоре-

тический, связанный со всесторонним исследованием действитель-
ности в  ее существенных  связях  и закономерностях. При  этом оба
вида  исследования  органически  взаимосвязаны  и  предполагают
друг друга в целостной структуре научного познания.

30.

Основные  методы  и  формы  научного

познания.

Мельчайшей структурно 

й  единицей  организации  научного

знания выступает

факт

 – это фрагмент бытия, включенный в сис-

тему научного знания. К факту предъявляются два основных требо-
вания:

1) это должно быть действительное событие;
2) факт  должен  быть  надлежащим  образом  удостоверен, зафик-

сирован исследователем.

Добывание, а также в известной мере обработка фактов произво-

дятся на эмпирическом уровне познания.

Все остальные формы научного познания можно представить как

формы организации фактического материала. К ним в первую оче-
редь относится

 проблема

. Проблему определяют как сложный во-

прос  или группу вопросов, сложную  задачу, а  также  как  знание  о
незнании. Каждая проблема заключает в себе противоречие между
известным и неизвестным, между различными концепциями и т.д.

Промежуточным  пунктом  на  пути от  проблемы  к  теории высту-

пает

гипотеза

 – более или менее обоснованное предположение.

Теория -

  это  система  строго  доказанных  научных  положений,

обладающая объяснительностью и предсказательной силой.

Итак, осн.этапы науч.поиска: проблема-гипотеза-теория. Сущест-

вуют  и  др.формы  науч.познания:

идея

 – форма концентрации  зна-

ния, нацеливающая  на  дальнейшее  познание  и  практическую  дея-
тельность, выступающая как ядро гипотезы или теории;

концепция


background image

48

– точка зрения, подход к предмету, воплощающая замысел или ор-
ганизующее начало теории.

31.

 Общество как предмет философского ана-

лиза

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыс-

лить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни чело-
века.

Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком

смысле  слова. В  узком  смысле  под  обществом  понимают  опреде-
ленный этап исторического развития человечества или конкретную
страну. Например, феодальное общество или французское общест-
во. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся
от  природы  часть  материального  мира,  которая  включает  в  себя
способы  взаимодействия  людей  и  формы  их  объединения.

Из  всех  явлений  действительности  общественная  жизнь - одно

из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между мате-
риальными образованиями осуществляются без вмешательства соз-
нательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием
люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся
к их достижению. В результате действий людей общество постоян-
но изменяется и развивается.

Существенный  поворот  в  осмыслении  общественной  жизни

произошел  в  учении  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса.  Они  создали  мате-
риалистическое понимание истории. Вся сложность формирования
материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы
открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, неза-
висящие от человеческого сознания, такую область, которая суще-
ствовала  бы  вне  сознания. Реальный  процесс  жизни  людей Маркс
определил как общественное бытие. Общественное бытие включает
в себя всю совокупность общественных материальных отношений,
возникающих между людьми в процессе производства и распреде-
ления, материальных  благ, в  семье, в  культурно-бытовой  сфере.
Общественное  бытие  обусловливает  содержание  общественных
идей, воззрений, чувств. Решающее значение в  осмыслении  обще-
ственной жизни в рамках концепции материалистического понима-
ния истории придается, прежде всего, материальному производству
и  производственно-экономическим  общественным  отношениям.


background image

49

Общественное  сознание  определяется  экономическими  условиями
жизни людей.

Социальные  философы  постоянно  размышляют  над  проблемой

связи человека и общества. Существует два подхода к этой пробле-
ме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается
детерминизмом: общество  производит  тех  людей, которые  ему
нужны. Учение  известного  французского  философа  и  социолога
Эмиля  Дюркгейма (1858 - 1917) может  служить  примером  такого
понимания взаимосвязи человека и общества.

Общество  Дюркгейм  понимал  как  совокупность  социальных

фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и дейст-
вий, которые имеют коллективную природу и обладают таким при-
знаком, как  оказывать  принуждение  на индивида. Именно коллек-
тивное сознание, общественное мнение направляют поведение ин-
дивида, который  не  может  произвольно  выбрать  путь  жизни, не
продиктованный  обществом. Он  не  волен  выбрать  свой  язык  или
отказаться  от существующей  денежной  системы. Индивид  вынуж-
ден  подчиняться  коллективному  сознанию. Дюркгейм  обращал
внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его
объективным  проявлениям  в  различных  памятниках  культуры: по
кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъекти-
вистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на
понимании  общества  как  суммы  автономных  индивидов, способ-
ных  к  осмысленным  поступкам  и  сознательному  выбору. Субъек-
тивизм  был  свойствен  немецкому  философу  и  социологу  Максу
Веберу (1864- 1920). Он  создал концепцию  социального  действия.
Социальное  действие - это  действие, мотив  которого  осознается
индивидом; это  действие, которое  имеет  общественную  реакцию,
т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Об-
щество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного
поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение ка-
питалистического общества, например он объяснял формированием
у человека способности к рациональному поведению в хозяйствен-
ной области и повседневной жизни.


background image

50

32.

Основные  подходы  к  анализу  истории  об-

щества (формационный, цивилизационный,
культурологичесикй).

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОД-

ХОД.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

Общественно-

экономическая

формация

-это:

тип общества, основанный на

определенном способе произ-

водства

Цивилизация-

исторически определенный уровень раз-

вития общества, творческих сил и спо-

собностей человека, выраженный в ти-

пах и формах организации жизни и дея-

тельности людей, а также в создаваемых

ими материальных ценностях.

Цивилиация:

1) определенный тип общества, взятый в

единстве всех его сторон и сфер

2) совокупность проявлений культуры

3) система ценностей общества

В марксизме под «экономиче-

ской структурой общества»

Цивилизация

    —   это    совокуп-

ность    уникальных    проявлений

общественного порядка, отличающая

одну историческую общность

людей от других

Цивилизация

 –

устойчивое культурно-историческое об-

разование, отличающееся общностью:

а) духовно-нравственных ценностей