Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1667

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

б) культурных традиций

в) материально-производственной и со-

циально-политической

жизни

г) образа жизни и типа личност

Спартак – раб, вождь восстания

рабов.

Цивилизационный     подход    ставит

в     центр     исследования

человеческую деятельность и человека

Формационный подход к исто-
рическому процессу предпола-

гает

1) абсолютизацию законов ис-

тории

2) учет решающей роли эконо-

мического базиса

3) необходимость соответствия

производственных отношений

характеру и уровню развития

производительных сил

Цивилизационный подход к историче-

скому процессу предполагает

изучение и учет самобытности истории

каждого региона

Формационному подходу к по-

знанию общества в большей

степени соответствует положе-

ние

1) интерес к познанию классо-

вой борьбы

2) выявление форм эксплуата-

ции

3) исследование различных

Цивилизационному подходу к познанию

общества в большей степени соответст-
вует положение изучение особенностей

общественного сознания


background image

52

форм собственности

Достоинство формационного

подхода к изучению истории

состоит в том, что он..

1) утверждает решающую роль

материальных факторов разви-

тия общества

2) связывает критерии прогрес-

са с формами собственности

3)  рассматривает сложное

взаимодействие базиса и над-

стройки

Достоинство цивилизационного подхода

к изучению истории состоит в том, что

он.. исследует своеобразие и уникаль-

ность исторического развития.

Формационный подход обще-

ственного развития предусмат-

ривает

1)   интенсивное производство

2)  объективность законов об-

щественного развития

3)  экономическое развитие

Цивилизационный подход общественно-

го развития предусматривает взаимо-

влияние культур различных народов:

Все страны проходят одни и те

же этапы развития, двигаясь по

одному историческому пути с

разной скоростью.

Историческое развитие происходит в

разных формах и различными путями.

В основу формационной тео-

рии  развития общества поло-

жены критерии:

1 ) деления общества на классы

2) развития производительных

В основу цивилизационной теории  раз-

вития общества положены критерии:

уровень развития культуры


background image

53

сил

3) отношения собственности

базис

Локальная цивилизация

надстройка

Стадиальная цивилизация

производительные силы

менталитет

Тип общественно-

экономической формации оп-

ределяют элементы производ-

ственные отношения

Культурно – исторический тип.

Производительные силы и про-

изводственные отношения со-

относятся с понятием способ

производства

Общественное бытие – опреде-

ляет общественное сознание

(материализм)

средства труда -  важнейшее из

них – орудие труда.

Марксистскому учению соот-

ветствует характеристика:

1) народные массы являются

движущей силой истории

2) роль народных масс более

всего проявляется в развитии

производительных сил

3) народ - это трудящиеся, соз-

дающие материальные ценно-

сти

Цивилизационный подход акцентирует внимание на

соииокультурных факторах, а формационный - на экономических


background image

54

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

экономика и культура

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Наиболее широкий подход.

Все виды производственной, общественной и духовной деятельности че-

ловека и общества, а также все их результаты в совокупности называют-

ся:

культурой

Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа»)

определяется как .культура

Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятель-

ности человека

33.

Природа и общество

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это
не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого
человека протекают природные химические, биологические и дру-
гие процессы. Организм человека выступает в качестве естествен-
ной основы его социальной деятельности в области производства,
политики, науки, культуры и т.д.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы при-
обретают социальную форму, а природные, прежде всего биологи-
ческие, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно
сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище,
тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в со-
циальной форме с помощью соответствующим образом приготов-
ленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), по-
строенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эсте-
тическим критериям, а также с помощью социально организован-
ного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаим-
ные влияния биологического и социального начал в развитии обще-
ства.
Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она
выступает в качестве естественной основы его существования и
развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет
природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так


background image

55

называемый обмен веществ между человеком и природой - необхо-
димое условие существования человека и общества. Развитие лю-
бого общества, всего человечества включено в процесс развития
природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в
существование Вселенной.
Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере
учитывать природные факторы в развитии общества. Именно по-
этому природа всегда была объектом внимания философов и фило-
софского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются
в выяснении взаимодействия человека и природной среды его оби-
тания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти
вопросы волновали философов древности и Нового времени, вол-
нуют они и современных философов. Философия ставит и по-
своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (ма-
териальных) и духовных начал в развитии человека и общества, от-
ношение природы и человеческой культуры. Важные философские
вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодейст-
вия общества и природы на разных этапах исторического развития
человека и каков характер их взаимодействия в современную эпо-
ху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографиче-
ских проблем, о которых будет идти речь.
Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств,
прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную
трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других
природных существ и заставляет воспринимать их и общество в це-
лом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их
отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочета-
ются природные, прежде всего биологические, и социальные каче-
ства. Поэтому современная философия истолковывает человека как
биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов разви-
тия общества (касающихся, например, функционирования семьи,
роста народонаселения и др.) как биосоциальные.
Связи людей с природой осуществляются главным образом на ос-
нове и в рамках их социальной деятельности, прежде всего произ-
водственной, относящейся к области материального и духовного
производства.
Природа была и остается естественной средой и предпосылкой су-
ществования и развития общества. К его естественной среде отно-
сятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины,