ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1725
Скачиваний: 4
51
б) культурных традиций
в) материально-производственной и со-
циально-политической
жизни
г) образа жизни и типа личност
Спартак – раб, вождь восстания
рабов.
Цивилизационный подход ставит
в центр исследования
человеческую деятельность и человека
Формационный подход к исто-
рическому процессу предпола-
гает
1) абсолютизацию законов ис-
тории
2) учет решающей роли эконо-
мического базиса
3) необходимость соответствия
производственных отношений
характеру и уровню развития
производительных сил
Цивилизационный подход к историче-
скому процессу предполагает
изучение и учет самобытности истории
каждого региона
Формационному подходу к по-
знанию общества в большей
степени соответствует положе-
ние
1) интерес к познанию классо-
вой борьбы
2) выявление форм эксплуата-
ции
3) исследование различных
Цивилизационному подходу к познанию
общества в большей степени соответст-
вует положение изучение особенностей
общественного сознания
52
форм собственности
Достоинство формационного
подхода к изучению истории
состоит в том, что он..
1) утверждает решающую роль
материальных факторов разви-
тия общества
2) связывает критерии прогрес-
са с формами собственности
3) рассматривает сложное
взаимодействие базиса и над-
стройки
Достоинство цивилизационного подхода
к изучению истории состоит в том, что
он.. исследует своеобразие и уникаль-
ность исторического развития.
Формационный подход обще-
ственного развития предусмат-
ривает
1) интенсивное производство
2) объективность законов об-
щественного развития
3) экономическое развитие
Цивилизационный подход общественно-
го развития предусматривает взаимо-
влияние культур различных народов:
Все страны проходят одни и те
же этапы развития, двигаясь по
одному историческому пути с
разной скоростью.
Историческое развитие происходит в
разных формах и различными путями.
В основу формационной тео-
рии развития общества поло-
жены критерии:
1 ) деления общества на классы
2) развития производительных
В основу цивилизационной теории раз-
вития общества положены критерии:
уровень развития культуры
53
сил
3) отношения собственности
базис
Локальная цивилизация
надстройка
Стадиальная цивилизация
производительные силы
менталитет
Тип общественно-
экономической формации оп-
ределяют элементы производ-
ственные отношения
Культурно – исторический тип.
Производительные силы и про-
изводственные отношения со-
относятся с понятием способ
производства
Общественное бытие – опреде-
ляет общественное сознание
(материализм)
средства труда - важнейшее из
них – орудие труда.
Марксистскому учению соот-
ветствует характеристика:
1) народные массы являются
движущей силой истории
2) роль народных масс более
всего проявляется в развитии
производительных сил
3) народ - это трудящиеся, соз-
дающие материальные ценно-
сти
Цивилизационный подход акцентирует внимание на
соииокультурных факторах, а формационный - на экономических
54
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
экономика и культура
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Наиболее широкий подход.
Все виды производственной, общественной и духовной деятельности че-
ловека и общества, а также все их результаты в совокупности называют-
ся:
культурой
Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа»)
определяется как .культура
Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятель-
ности человека
33.
Природа и общество
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это
не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого
человека протекают природные химические, биологические и дру-
гие процессы. Организм человека выступает в качестве естествен-
ной основы его социальной деятельности в области производства,
политики, науки, культуры и т.д.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы при-
обретают социальную форму, а природные, прежде всего биологи-
ческие, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно
сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище,
тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в со-
циальной форме с помощью соответствующим образом приготов-
ленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), по-
строенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эсте-
тическим критериям, а также с помощью социально организован-
ного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаим-
ные влияния биологического и социального начал в развитии обще-
ства.
Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она
выступает в качестве естественной основы его существования и
развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет
природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так
55
называемый обмен веществ между человеком и природой - необхо-
димое условие существования человека и общества. Развитие лю-
бого общества, всего человечества включено в процесс развития
природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в
существование Вселенной.
Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере
учитывать природные факторы в развитии общества. Именно по-
этому природа всегда была объектом внимания философов и фило-
софского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются
в выяснении взаимодействия человека и природной среды его оби-
тания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти
вопросы волновали философов древности и Нового времени, вол-
нуют они и современных философов. Философия ставит и по-
своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (ма-
териальных) и духовных начал в развитии человека и общества, от-
ношение природы и человеческой культуры. Важные философские
вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодейст-
вия общества и природы на разных этапах исторического развития
человека и каков характер их взаимодействия в современную эпо-
ху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографиче-
ских проблем, о которых будет идти речь.
Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств,
прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную
трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других
природных существ и заставляет воспринимать их и общество в це-
лом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их
отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочета-
ются природные, прежде всего биологические, и социальные каче-
ства. Поэтому современная философия истолковывает человека как
биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов разви-
тия общества (касающихся, например, функционирования семьи,
роста народонаселения и др.) как биосоциальные.
Связи людей с природой осуществляются главным образом на ос-
нове и в рамках их социальной деятельности, прежде всего произ-
водственной, относящейся к области материального и духовного
производства.
Природа была и остается естественной средой и предпосылкой су-
ществования и развития общества. К его естественной среде отно-
сятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины,