Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1721

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

В структуре рационально-понятийного познания нередко выделяют
и такие уровни, как рассудок и разум. Этот тип структурной диф-
ференциации познания восходит к античным философским кон-
цепциям, хотя свою сущностно обоснованную форму он впервые
приобретает в классической немецкой философии. В частности, И.
Кант считал рассудок такой формой категориального синтеза на-
глядных представлений, которая подводит их под понятия в соот-
ветствии с жесткими требованиями и правилами формальной логи-
ки по заданным в языке мыслительным схемам и алгоритмам. Ра-
зум же характеризует человеческое познание как имманентно сво-
бодную и высшую инстанцию духа. Он открывает человеку пер-
спективу философского или метафизического мышления, в рамках
которого познание, поддаваясь соблазну мыслить за пределами
чувственного опыта, формулирует идеи о душе, боге, бесконечно-
сти и других подлинно философских темах и субстанциях. Рассуд-
ку свойственна сила суждения и он дает нам знание, разуму же –
сила умозрения, поэтому ему доступно понимание. Разум обладает
высшей способностью мышления составлять принципы и форму-
лировать метафизические идеи, порождая их в интуитивных актах
прозрения и интеллектуальной интуиции. Правда, за эту творче-
скую свободу и философскую амбициозность духа ему приходится
платить высокую цену. Покидая пределы опыта, разум становится
разумничанием и неизбежно впадает в состояние неразрешимых
противоречий и антиномий.
Можно по-разному оценить эту неизбывную противоречивость ра-
зума. Кант вынес отрицательный вердикт его философским амби-
циям, хотя и признавал, что трансцендентальные идеи (не научая
ничему положительному) открывают для нас мир морали и нравст-
венного опыта.
Иная и безусловно позитивная оценка разума содержится в фило-
софии Гегеля. Именно разум способен мыслить противоречие как
сущностную характеристику бытия и это делает его не только уни-
кальной, но и безусловно высшей способностью человеческого
мышления, в сравнении с которой догматический рассудок выгля-
дит жалким и ограниченным в своих познавательных возможно-
стях. Согласно Гегелю, диалектический разум преодолевает искус-
ственные границы формальной рациональности рассудка и привно-
сит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые
получают у него название спекулятивного мышления. Его возмож-


background image

42

ности поистине безграничны, поскольку позволяют выразить невы-
разимое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа
не в образно-метафорической форме символа, а в теоретической
форме понятия.
Целесообразность выделения в структуре рационального познания
двух уровней (рассудка и разума) в определенной мере подтвер-
ждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим
данным существует функциональная асимметрия мозга, ответст-
венная за существование двух разных типов мыслительной дея-
тельности. Левополушарная часть мозга программирует функции
логически-дискурсивного рассудочного мышления, в то время как
правополушарная его часть ответственна за образно-
эмоциональные и креативные функции.

28.

Понятие истины и ее виды.

Истиной  называется  само  знание  или  сама  познанная  действи-

тельность. В целом, истина есть универсальная абстрактная катего-
рия, понятие, используемое, в частности, в религии и философии.

В

В

и

и

д

д

ы

ы

и

и

с

с

т

т

и

и

н

н

ы

ы

§

Абсолютная истина

 — источник  всего, то, из  чего  все  изо-

шло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статич-
на,  неизменна  (если  она  динамична,  то  она  может  стать  более
или  менее  абсолютной, следовательно, становится  относитель-
ной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то бла-
го, к  которому должна  стремиться  философия, однако  чаще  на-
блюдается  уход  современной философии  от онтологических во-
просов. Человеческий  разум  всегда  будет  ограничен  определен-
ными  рамками, и  у  него  нет  возможности  раскрыть  полностью
абсолютную истину.

В  некоторых  религиях (в частности, в христианстве) эта проблема
преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается чело-
веку, поскольку  признается  личностность  последней (абсолютная
истина  есть  Бог). Другого  адекватного  решения  вопроса  об  абсо-
лютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские
системы  ограничены  по  вышеуказанной  причине  ограниченности
создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории,
претендующие  на  название "абсолютная  истина", отрицают  сами


background image

43

себя, что  приводит  к нигилизму. Последний  в  общих  чертах  сво-
дится  к  утверждению, что "всякая  истина  относительна", которое
тоже  характеризуется  самоотрицанием, поскольку  носит  характер
абсолютный.

[6]

 Примером  абсолютной  истины  может  служить  вы-

сказывание  Декарта "Мыслю, следовательно  существую" (лат.
Cogito, ergo sum).

§

Относительная  истина

 — философское  понятие, отражаю-

щее  утверждение, что абсолютная истина (или истина в  послед-
ней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно
только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого при-
ближения  создаются новые  представления, а  старые отбрасыва-
ются. Теории, утверждающие  существование  абсолютной  исти-
ны,  часто  называют метафизикой,  относительной  истины —
 релятивизмом. Понятие  относительной  истины  используется  в
учении  о диалектике. Разновидностью  относительной  истины
является правда. Относительная истина всегда отражает текущий
уровень нашего знания о природе явлений. Например, утвержде-
ние «Земля  вертится» —

абсолютная  истина

, а  утверждение  о

том, что  вращение  Земли  происходит  с  такой-то  скоростью, —

относительная истина

, которая зависит от методов и точности

измерения этой скорости.

§

Объективная истина

 — это такое содержание наших знаний,

которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда
зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объ-
ективности  истины  и  познаваемости  мира  равнозначны  и  не
имеют  ничего  общего  с  относительным понятием  иррационали-
стической философии.

§

Необходимая  истина — знание, достигнутое  в  результате  со-

вокупности  связанных  внутренней  последовательностью  дейст-
вий.

§

Случайная  истина — знание, полученное  вне  зависимости  от

целенаправленных действий познающего субъекта.

§

Аналитическая  истина имеет  место  тогда, когда  приписывае-

мое объекту свойство содержится в самом его понятии с необхо-
димостью.

§

Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рам-

ках  которой  раскрытие  некоторого  свойства  требует  внесения
дополнительной (зачастую  случайной) информации  об  иссле-
дуемом объекте в понятие об этом объекте.


background image

44

29.

Специфика научного познания. Эмпириче-

ский  и теоретический уровни  научного  позна-
ния.

Познавательное  отношение  человека  к  миру  осуществляется  в

различных  формах - в  форме  обыденного  познания, познания  ху-
дожественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.
Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки
как вненаучные формы.

 Научное  познание  выросло  из  познания  обыденного, но  в  на-

стоящее  время  эти  две  формы  познания  довольно  далеко  отстоят
друг от друга. В чем их главные различия ?

 1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от

познания  обыденного. Наука  ориентирована  в  конечном  счете  на
познание  сущности  предметов  и  процессов, что  вовсе  не  свойст-
венно обыденному познанию.

 2. Научное познание требует выработки особых языков науки.
 3. В  отличие  от  обыденного  познания  научное  вырабатывает

свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

 4. Для  научного  познания  характерна  планомерность, систем-

ность, логическая  организованность, обоснованность  результатов
исследования.

 5. Наконец, отличны  в науке  и  обыденном  познании и способы

обоснования истинности знаний.

 Но  что  же  собой  представляет  наука?  Прежде  чем  ответить  на

этот вопрос, необходимо отметить, что ее рождение есть результат
истории, итог углубления разделения труда, автоматизации различ-
ных отраслей духовной деятельности и духовного производства.

 Можно  сказать, что  наука - это  и  итог  познания  мира. система

проверенных на практике достоверных знаний и в то же время осо-
бая  область  деятельности, духовного  производства, производства
новых  знаний  со  своими  методами, формами, инструментами  по-
знания, с целой системой организаций и учреждений.

 Все эти составляющие науки как сложного социального феноме-

на особенно четко высветило наше время, когда наука стала непо-
средственной  производительной силой. Сегодня  уже  нельзя, как  в
недавнем  прошлом, сказать, что  наука - это  то, что  содержится  в
толстых  книгах, покоящихся  на  полках  библиотек, хотя  научное


background image

45

знание остается одним из важнейших компонентов науки как сис-
темы. Но  эта  система  в  наши  дни  представляет  собой, во-первых,
единство знаний и деятельности по их добыванию, во-вторых, вы-
ступает  как  особый  социальный  институт, занимающий  в  совре-
менных условиях важное место в общественной жизни.

 Роль и место науки как социального института отчетливо видны

в  ее  социальных  функциях. Главные  из  них - культурно-
мировоззренческая  функция, функция  непосредственной  произво-
дительной силы, функция социальная.

 Первая  из  них  характеризует  роль  науки  как  важнейшего  эле-

мента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в фор-
мировании  мировоззрения, широкого  научного  взгляда  на  окру-
жающий мир.

 Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в

наши  дни, в  обстановке  углубляющейся  НТР, когда  синтез  науки,
техники и производства стал реальностью.

 Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляет-

ся  в  том, что  в  современных  условиях научные  знания  и  научные
методы  находят  все  более  широкое применение  при  решении  ши-
рокомасштабных проблем социального развития, его программиро-
вания и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит
в  решении  глобальных  проблем  современности - экологической,
проблемы  ресурсов, продовольствия, проблемы  войны  и  мира  и  т.
д.

 В науке отчетливо просматривается ее членение на две большие

группы наук - наук естественных и технических, ориентированных
на  исследование  и  преобразование  процессов  природы, и  общест-
венных, исследующих изменение и развитие социальных объектов.
Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и
со  спецификой объектов познания, и со  своеобразием  позиции  са-
мого исследователя.

 Прежде  всего  в  естествознании  субъект  познания  имеет  дело  с

"чистыми" объектами, обществовед - с  особыми - социальными
объектами, с  обществом, где действуют субъекты, люди, наделен-
ные сознанием. В итоге, в частности, в отличие от естествознания
здесь весьма ограниченна сфера эксперимента из-за моральных со-
ображений.

 Второй момент: природа как объект исследования находится пе-

ред  субъектом, изучающим ее, напротив, обществовед  изучает  со-