ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1721
Скачиваний: 4
41
В структуре рационально-понятийного познания нередко выделяют
и такие уровни, как рассудок и разум. Этот тип структурной диф-
ференциации познания восходит к античным философским кон-
цепциям, хотя свою сущностно обоснованную форму он впервые
приобретает в классической немецкой философии. В частности, И.
Кант считал рассудок такой формой категориального синтеза на-
глядных представлений, которая подводит их под понятия в соот-
ветствии с жесткими требованиями и правилами формальной логи-
ки по заданным в языке мыслительным схемам и алгоритмам. Ра-
зум же характеризует человеческое познание как имманентно сво-
бодную и высшую инстанцию духа. Он открывает человеку пер-
спективу философского или метафизического мышления, в рамках
которого познание, поддаваясь соблазну мыслить за пределами
чувственного опыта, формулирует идеи о душе, боге, бесконечно-
сти и других подлинно философских темах и субстанциях. Рассуд-
ку свойственна сила суждения и он дает нам знание, разуму же –
сила умозрения, поэтому ему доступно понимание. Разум обладает
высшей способностью мышления составлять принципы и форму-
лировать метафизические идеи, порождая их в интуитивных актах
прозрения и интеллектуальной интуиции. Правда, за эту творче-
скую свободу и философскую амбициозность духа ему приходится
платить высокую цену. Покидая пределы опыта, разум становится
разумничанием и неизбежно впадает в состояние неразрешимых
противоречий и антиномий.
Можно по-разному оценить эту неизбывную противоречивость ра-
зума. Кант вынес отрицательный вердикт его философским амби-
циям, хотя и признавал, что трансцендентальные идеи (не научая
ничему положительному) открывают для нас мир морали и нравст-
венного опыта.
Иная и безусловно позитивная оценка разума содержится в фило-
софии Гегеля. Именно разум способен мыслить противоречие как
сущностную характеристику бытия и это делает его не только уни-
кальной, но и безусловно высшей способностью человеческого
мышления, в сравнении с которой догматический рассудок выгля-
дит жалким и ограниченным в своих познавательных возможно-
стях. Согласно Гегелю, диалектический разум преодолевает искус-
ственные границы формальной рациональности рассудка и привно-
сит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые
получают у него название спекулятивного мышления. Его возмож-
42
ности поистине безграничны, поскольку позволяют выразить невы-
разимое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа
не в образно-метафорической форме символа, а в теоретической
форме понятия.
Целесообразность выделения в структуре рационального познания
двух уровней (рассудка и разума) в определенной мере подтвер-
ждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим
данным существует функциональная асимметрия мозга, ответст-
венная за существование двух разных типов мыслительной дея-
тельности. Левополушарная часть мозга программирует функции
логически-дискурсивного рассудочного мышления, в то время как
правополушарная его часть ответственна за образно-
эмоциональные и креативные функции.
28.
Понятие истины и ее виды.
Истиной называется само знание или сама познанная действи-
тельность. В целом, истина есть универсальная абстрактная катего-
рия, понятие, используемое, в частности, в религии и философии.
В
В
и
и
д
д
ы
ы
и
и
с
с
т
т
и
и
н
н
ы
ы
§
Абсолютная истина
— источник всего, то, из чего все изо-
шло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статич-
на, неизменна (если она динамична, то она может стать более
или менее абсолютной, следовательно, становится относитель-
ной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то бла-
го, к которому должна стремиться философия, однако чаще на-
блюдается уход современной философии от онтологических во-
просов. Человеческий разум всегда будет ограничен определен-
ными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью
абсолютную истину.
В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема
преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается чело-
веку, поскольку признается личностность последней (абсолютная
истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсо-
лютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские
системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности
создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории,
претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами
43
себя, что приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сво-
дится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое
тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер
абсолютный.
Примером абсолютной истины может служить вы-
сказывание Декарта "Мыслю, следовательно существую" (лат.
Cogito, ergo sum).
§
Относительная истина
— философское понятие, отражаю-
щее утверждение, что абсолютная истина (или истина в послед-
ней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно
только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого при-
ближения создаются новые представления, а старые отбрасыва-
ются. Теории, утверждающие существование абсолютной исти-
ны, часто называют метафизикой, относительной истины —
релятивизмом. Понятие относительной истины используется в
учении о диалектике. Разновидностью относительной истины
является правда. Относительная истина всегда отражает текущий
уровень нашего знания о природе явлений. Например, утвержде-
ние «Земля вертится» —
абсолютная истина
, а утверждение о
том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, —
относительная истина
, которая зависит от методов и точности
измерения этой скорости.
§
Объективная истина
— это такое содержание наших знаний,
которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда
зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объ-
ективности истины и познаваемости мира равнозначны и не
имеют ничего общего с относительным понятием иррационали-
стической философии.
§
Необходимая истина — знание, достигнутое в результате со-
вокупности связанных внутренней последовательностью дейст-
вий.
§
Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от
целенаправленных действий познающего субъекта.
§
Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписывае-
мое объекту свойство содержится в самом его понятии с необхо-
димостью.
§
Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рам-
ках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения
дополнительной (зачастую случайной) информации об иссле-
дуемом объекте в понятие об этом объекте.
44
29.
Специфика научного познания. Эмпириче-
ский и теоретический уровни научного позна-
ния.
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в
различных формах - в форме обыденного познания, познания ху-
дожественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.
Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки
как вненаучные формы.
Научное познание выросло из познания обыденного, но в на-
стоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят
друг от друга. В чем их главные различия ?
1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от
познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на
познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойст-
венно обыденному познанию.
2. Научное познание требует выработки особых языков науки.
3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает
свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
4. Для научного познания характерна планомерность, систем-
ность, логическая организованность, обоснованность результатов
исследования.
5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы
обоснования истинности знаний.
Но что же собой представляет наука? Прежде чем ответить на
этот вопрос, необходимо отметить, что ее рождение есть результат
истории, итог углубления разделения труда, автоматизации различ-
ных отраслей духовной деятельности и духовного производства.
Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. система
проверенных на практике достоверных знаний и в то же время осо-
бая область деятельности, духовного производства, производства
новых знаний со своими методами, формами, инструментами по-
знания, с целой системой организаций и учреждений.
Все эти составляющие науки как сложного социального феноме-
на особенно четко высветило наше время, когда наука стала непо-
средственной производительной силой. Сегодня уже нельзя, как в
недавнем прошлом, сказать, что наука - это то, что содержится в
толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научное
45
знание остается одним из важнейших компонентов науки как сис-
темы. Но эта система в наши дни представляет собой, во-первых,
единство знаний и деятельности по их добыванию, во-вторых, вы-
ступает как особый социальный институт, занимающий в совре-
менных условиях важное место в общественной жизни.
Роль и место науки как социального института отчетливо видны
в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-
мировоззренческая функция, функция непосредственной произво-
дительной силы, функция социальная.
Первая из них характеризует роль науки как важнейшего эле-
мента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в фор-
мировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окру-
жающий мир.
Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в
наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки,
техники и производства стал реальностью.
Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляет-
ся в том, что в современных условиях научные знания и научные
методы находят все более широкое применение при решении ши-
рокомасштабных проблем социального развития, его программиро-
вания и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит
в решении глобальных проблем современности - экологической,
проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.
д.
В науке отчетливо просматривается ее членение на две большие
группы наук - наук естественных и технических, ориентированных
на исследование и преобразование процессов природы, и общест-
венных, исследующих изменение и развитие социальных объектов.
Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и
со спецификой объектов познания, и со своеобразием позиции са-
мого исследователя.
Прежде всего в естествознании субъект познания имеет дело с
"чистыми" объектами, обществовед - с особыми - социальными
объектами, с обществом, где действуют субъекты, люди, наделен-
ные сознанием. В итоге, в частности, в отличие от естествознания
здесь весьма ограниченна сфера эксперимента из-за моральных со-
ображений.
Второй момент: природа как объект исследования находится пе-
ред субъектом, изучающим ее, напротив, обществовед изучает со-