ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1723
Скачиваний: 4
31
ленный тип взаимодействия различных и противоположных сторон
,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между
системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и
сил .
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внут-
ри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями
называются одно-
временно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг дру-
га стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося
предмета (явления, процесса). Формула "Единства и борьбы" про-
тивоположностей выражает напряженное взаимодействие "поляр-
ных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей
жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих
себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию,
образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему про-
цессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молеку-
лярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги кото-
рых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная
жизнь, юность, процесс размножения, старость, смерть".
Используя
закон единства и борьбы противоположностей
всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать
их как соединение двух гипотетических начал - мужского и жен-
ского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие су-
губых противоположностей, напротив, человек с любой точки зре-
ния - анатомической, психологической, Философской - есть под-
вижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Мерку-
рии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только
тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг
него гармоническую фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине,
женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - муж-
ское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
32
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется
центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития,
движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего
(формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.
"Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей пред-
метов"
"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключаю-
щих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействую-
щих противоположностей". "Единство тождества и различия - тако-
ва диалектическая форма противоречия".Противоположности ха-
рактеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие
стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по
словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное
".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение
внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это проти-
воречия между элементами структуры; а внешние -это противоре-
чия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и
среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Вза-
имные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре
атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и
разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома -
полярность ядра электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается
как необходимый момент развития, условие качественного измене-
ния вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в
другой при одновременным переходе первого на положение подчи-
ненного и преобразованного элемента в составе второго, что назы-
вается снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохра-
нения, препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
33
Отрицание отрицания
предполагает цикличность, относитель-
ную
повторяемость, поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси -
это поворот к Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к ази-
атскому Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на За-
пад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с За-
пада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений
имеет кате-
гории:1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то
,что представляет собой вещь, чем она является.
1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих вели-
чину вещи, ее размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса),
которая характеризует его как данный предмет, обладающий сово-
купностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу одно-
типных с ним предметов.
3. Количество-характеристика по степени развития или интен-
сивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством
свойств, единство которых, означает ее качество.
23.
Понятие сознания и его структура
При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать вни-
мание на 2 момента:
1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга.
Мозг составляет материальную основу психологических явлений.
Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция
человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки
обладающих функциональным многообразием.
2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот те-
зис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального
сознания это воск, который способен принимать различные формы
под воздействие из вне.
34
Основной деятели материализма полагали, что отражение внеш-
него мира происходит в материальной деятельности людей. Более
того материальная деятельность определяет структуру сознания.
В отражении внешнего мира человеком и животным существует
как общее так и различное.
Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой
системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникно-
вения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая
коллективная деятельность людей. Сознание формируется благода-
ря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих фак-
торов не будет, то у ребенка не возникает сознание.
Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют
себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельно-
сти. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличи-
тельной чертой является самосознание, осознание своего личного
Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй
сигнальной системы.
Общее связано с чувственным отражением действительности.
Кроме того, животные обладают сознательным планомерными дей-
ствиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез
и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир.
Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволя-
ет отождествлять сознание с физиологическими материальными
процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, по-
скольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты ма-
териальной действительности. Необходимо различать сознание и
психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание -
является одной из составляющих психики.
Структура психики (сознание)
1) чувственное. Отражение действительности.
2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, су-
ждений.
3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на
воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции от-
ражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к челове-
ку.
4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации
5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не
представленных в сознание человека.
35
- сновидение
- интуиция
- случай мгновенного решения задачи
Бессознательное представлено широким кругом явлений. В пер-
вые научному анализу явлений бессознательного были подвергну-
ты З.Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека
не определяется полностью его разумом как думали на протяжении
многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят
некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и.т.д
Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является поло-
вой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются струк-
турой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают струк-
туру сознания. Человеческая психика представляет собой единство
сознательного и бессознательного.
Все элементы человеческой психик органически связаны между
собой.
Особый интерес представляет проблема взаимодействия созна-
тельного и бессознательного.
24.
Проблема человека в философии и науке.
25.
Соотношение биологического, психиче-
ского и социального в человеке
Антропосоциогенез.
Проблема происхождения человека стала актуальной уже в есте-
ствознании ХIХ в., когда эволютная теория вплотную подошла к
ней. Однако объяснить происхождение чел-ка чисто биологически-
ми причинами не удавалось. Решающий шаг был сделан К.Марксом
и Ф.Энгельсом, подчеркнувшим роль материального производства.
В соврем.науке считается общепризнанным, что очеловечивались
не отдельные особи, а более или менее значительные популяции.
Человек и общество возникли одновременно. Биологическая орга-
низация сменялась социальной. Становление человека (антропоге-
нез) и становление общества (социогенез) – две стороны единого
процесса - антропосоциогенеза, длящегося в течение 3-4 млн.лет.
Трудовая гипотеза Энгельса: «труд создал человека». Под влия-
нием труда сформировались качества чел-ка: сознание, язк,
творч.способности. Идеи Энгельса поддержаны философами, ан-
тропологами, археологами.