Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1723

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

ленный тип взаимодействия различных и противоположных сторон
,свойств, тенденций  в  составе  той, или  иной  системы  или  между
системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и
сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внут-

ри себя и между собой.

Диалектическими  противоположностями

  называются  одно-

временно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг дру-
га стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося
предмета (явления, процесса). Формула "Единства  и  борьбы" про-
тивоположностей  выражает  напряженное  взаимодействие "поляр-
ных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей

жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих
себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию,
образованию  и  отмиранию  клеток, благодаря происходящему про-
цессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молеку-
лярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги кото-
рых  выступают  воочию, в  виде  жизненных  фаз: эмбриональная
жизнь, юность, процесс размножения, старость, смерть".

Используя

закон  единства  и  борьбы  противоположностей

всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать
их  как  соединение  двух  гипотетических  начал - мужского  и  жен-
ского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие су-
губых противоположностей, напротив, человек с любой точки зре-
ния - анатомической, психологической, Философской - есть  под-
вижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Мерку-
рии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только
тогда, когда  Апполон  бросает  золотой  жезл, они  образуют  вокруг
него гармоническую фигуру.

Любая  ориентация, стремление  определяет  мужское  в  мужчине,

женское в женщине.

Движение  слева  направо, вверх, от  центра  к  периферии - муж-

ское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".


background image

32

Все  направления  легитимны (-по  закону) тогда, когда  имеется

центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития,

движения. Познание  внутреннего ( сущностного ) и  внешнего
(формального) противоречия  отличает  диалектику  от  метафизики.
"Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей пред-
метов"

"Диалектическое  противоречие  есть  единство  взаимоисключаю-

щих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействую-
щих противоположностей". "Единство тождества и различия - тако-
ва  диалектическая  форма  противоречия".Противоположности  ха-
рактеризуются  как  взаимообусловленные  и  взаимодействующие
стороны  диалектического  противоречия. Противоположности ,по
словам  Гегеля, "имеют  против  себя" не просто  иное, а "свое  иное
".Диалектика  противоречия  отражает  двойственное  отношение
внутри целого:

1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это проти-

воречия  между  элементами  структуры; а  внешние -это противоре-
чия  различных  систем, явлений. Общество  и  природа, организм  и
среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Вза-

имные  превращения  нейтрона, протона, электрона, мезона  в  ядре
атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и
разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома -
полярность ядра электронные оболочки остаются!

В  материалистической  диалектике  отрицание  рассматривается

как необходимый момент развития, условие качественного измене-
ния  вещей. Отрицание  означает  превращение  одного  предмета  в
другой при одновременным переходе первого на положение подчи-
ненного и преобразованного элемента в составе второго, что назы-
вается снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного  сохра-

нения, препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).


background image

33

Отрицание  отрицания

  предполагает  цикличность, относитель-

ную 

повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси -

это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к ази-

атскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на За-

пад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с За-

пада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений

 имеет кате-

гории:1. Качество-это  совокупность  свойств, указываемых  на  то
,что представляет собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих вели-

чину вещи, ее размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса),

которая характеризует его как данный предмет, обладающий сово-
купностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу одно-
типных с ним предметов.

3. Количество-характеристика  по  степени  развития  или  интен-

сивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая  отдельная  вещь  обладает  бесчисленным  количеством

свойств, единство которых, означает ее качество.

23.

 Понятие сознания и его структура

При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать вни-

мание на 2 момента:

1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга.

Мозг составляет материальную основу психологических явлений.
Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция
человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки
обладающих функциональным многообразием.

2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот те-

зис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального
сознания это воск, который способен принимать различные формы
под воздействие из вне.


background image

34

Основной деятели материализма полагали, что отражение внеш-

него мира происходит в материальной деятельности людей. Более
того материальная деятельность определяет структуру сознания.

В отражении внешнего мира человеком и животным существует

как общее так и различное.

Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой

системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникно-
вения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая
коллективная деятельность людей. Сознание формируется благода-
ря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих фак-
торов не будет, то у ребенка не возникает сознание.

Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют

себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельно-
сти. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличи-
тельной чертой является самосознание, осознание своего личного
Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй
сигнальной системы.

Общее связано с чувственным отражением действительности.

Кроме того, животные обладают сознательным планомерными дей-
ствиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез
и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир.

Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволя-

ет отождествлять сознание с физиологическими материальными
процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, по-
скольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты ма-
териальной действительности. Необходимо различать сознание и
психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание -
является одной из составляющих психики.

Структура психики (сознание)
1) чувственное. Отражение действительности.
2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, су-

ждений.

3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на

воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции от-
ражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к челове-
ку.

4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации
5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не

представленных в сознание человека.


background image

35

- сновидение
- интуиция
- случай мгновенного решения задачи
Бессознательное представлено широким кругом явлений. В пер-

вые научному анализу явлений бессознательного были подвергну-
ты З.Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека
не определяется полностью его разумом как думали на протяжении
многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят
некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и.т.д

Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является поло-

вой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются струк-
турой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают струк-
туру сознания. Человеческая психика представляет собой единство
сознательного и бессознательного.

Все элементы человеческой психик органически связаны между

собой.

Особый интерес представляет проблема взаимодействия созна-

тельного и бессознательного.

24.

Проблема человека в философии и науке.

25.

 Соотношение биологического, психиче-

ского и социального в человеке

Антропосоциогенез.

Проблема происхождения человека стала актуальной уже в есте-

ствознании ХIХ в., когда эволютная теория вплотную подошла к
ней. Однако объяснить происхождение чел-ка чисто биологически-
ми причинами не удавалось. Решающий шаг был сделан К.Марксом
и Ф.Энгельсом, подчеркнувшим роль материального производства.

В соврем.науке считается общепризнанным, что очеловечивались

не отдельные особи, а более или менее значительные популяции.
Человек и общество возникли одновременно. Биологическая орга-
низация сменялась социальной. Становление человека (антропоге-
нез) и становление общества (социогенез) – две стороны единого
процесса - антропосоциогенеза, длящегося в течение 3-4 млн.лет.

Трудовая гипотеза Энгельса:  «труд создал человека».  Под влия-

нием труда сформировались качества чел-ка: сознание, язк,
творч.способности. Идеи Энгельса поддержаны философами, ан-
тропологами, археологами.