ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2511

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура экологического менеджмента:

1. общие элементы включают экологическую политику, цели и программы, а также подготовка персонала, ведение документации (экологический паспорт как основной документ). Контроль.

2. элементы экологически-значимые: технологические процессы, связанные с экологизацией производства: - ресурсо и энергосбережения, - малоотходные технологии, - утилизация отходов, - использование вторичных отходов, - и др.

Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно–правовых актов, к которым относятся:

Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (1995); законы Республики Беларусь: «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991; «О государственной экологической экспертизе» (1993); «Об отходах производства и потребления» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 ), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «Кодекс Республики Беларусь о недрах» (1997 ), «Водный кодекс Республики Беларусь» (1998), «Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000г.), «Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000) и др.

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы в республике явился Закон "Об охране окружающей среды в Республике Беларусь" (1992). Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

В рамках Союза Белоруссии и России ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

Экономический механизм природопользования – совокупность мер, предусмотренных законодательством по стимулированию хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды.

Задачи экономического механизма:

1. обеспечить эколого-экономическую согласованность между общественными интересами и интересами объектов природопользователями, субъектов хозяйствования.


2. стимулирование субъектов хозяйствования в соблюдении экологических требований.

3. обеспечить оптимальное использование на природоохранные мероприятия.

Экономическая эффективность затрат означает их результативность, т. е. соотношение между результатами и обеспечивающими их затратами. В соответствии с разработанной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий для обоснования природоохранных затрат используются показатели общей и сравнительной эффективности.

Показателем общей (абсолютной) экономической эффективности затрат экологического характера является отношение объема полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект совокупных (приведенных) затрат:

,

где Эз – общая эффективность природоохранных затрат; Э – полный годовой эффект; С – текущие затраты; К – капитальные вложения, определившие эффект; Ен – норматив эффективности капитальных вложений.

3. Руководство и лидерство, развитие лидерских качеств.

Руководство – это процесс правового воздействия, осуществляемый личностью на основе власти и приводящий к осознанному поведению людей и их целенаправленной деятельности.

Лидерство есть процесс влияния одного человека - ведущего на других (ведомых), базирующийся на авторитете, личных качествах ведущего. В деятельности руководителя и лидера имеются сходные черты:

1. Наличие совместного труда людей, объединенных в организацию и необходимость управления ею;

2. Координация, упорядочение совместных усилий сотрудников;

3. Осуществление социального влияния на членов организации;

4. Использование субординационных отношений.

Однако между руководством и лидерством имеется целей ряд отличий, касающийся:

- масштабов видения цели: лидер четко видит цель, которая другим представляется весьма туманной, руководитель же реализует цель, в связи с этим лидерство можно назвать стратегическим руководством;

- возникновения: лидерство возникает преимущественно в неофициальных группах при соответствующих взаимоотношениях (доброжелательных), руководство характерно для официальных групп и отражает отношения ответственности;

- масштабности связей: лидерство замкнуто в микрогруппе, руководство выходит за пределы коллектива, поскольку руководителю необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководством;

- учреждаемости: лидер выдвигается стихийно, руководитель назначается или избирается системой организаций или институтов;

- формирования авторитета: авторитет лидера основан на личном влиянии, авторитет руководителя не только (и не столько) на личном влиянии, но и на санкциях, предоставленных ему властью;

- ответственности: ответственность руководителя многоступенчата, более опосредована, чем лидера;

- функционирования: руководство выступает как процесс правовой организации, а лидерство как процесс внутренней социально-психологической организации;


- социальной роли: руководитель является посредником социального контроля и власти, а лидер - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;

- принятия решений: в системе руководства этот процесс носит более сложный, многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства;

- методов управленческого воздействия: руководитель чаще использует административные методы воздействия на подчиненных (приказ, распоряжение, команда), выступая в роли руководителя-администратора, лидер опирается на социально-психологические способы (беседа, убеждение, индивидуальный подход), осуществляя управление без навязывания своей воли.

Из сказанного следует, что руководитель-лидер имеет ряд преимуществ перед руководителем – администратором. Он является истинным вожаком, за которым люди идут добровольно. Поэтому социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Желательно, чтобы эти две роли выполнял один и тот же человек, то есть руководитель – лидер.

В связи с этим развитие лидерских способностей является весьма актуальной задачей. В развитии лидерских способностей можно выделить пять уровней.

1. Статус. Это базовый, начальный уровень лидерства. Влияние здесь определяется должностью и ограничено должностными обязанностями. На этом уровне действуют территориальные права, протоколы, уставы. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими.

2. Одобрение. На этом уровне влияние выходит за рамки должностного авторитета, и люди следуют за лидером по своему желанию. Лидер полагается не на силу и строгие правила, а на осмысленные взаимоотношения между людьми, помогает удовлетворить потребности и желания других. Уровень одобрения – фундамент лидерства.

3. Продуктивность. Люди следуют за лидером благодаря его вкладу в деятельность организации. Они ориентированы на достижение результатов. На этом уровне последователи восхищаются лидером.

4. Наставничество. Величие лидера состоит в способности придавать силы окружающим его людям, подготовить последователей. На этом уровне происходит количественный и качественный рост организации вследствие воспитания новых лидеров. Лидер воплощает свою мечту –способствует росту и развитию людей, окружающих его, осознает ценности людей и обязательства перед ними, находит с людьми общий язык и влияет на них. На этом уровне последователи преданы лидеру.

5. Личность. Это – наивысший уровень влияния, так как для его достижения человек должен быть истинным лидером на протяжении всей своей жизни. Этого уровня достигают немногие. Люди следуют за лидером в силу того, кем он является и что представляет собой.


Билет 14

1. Диверсификация в стратегическом менеджменте.

Диверсификация (от англ. diversification) – одновременное развитие многих видов производств, товаров, рынков, технологий и т.п. Диверсификация (в хозяйственных системах) – стратегия расширения производственно-коммерческой деятельности фирмы за счет освоения новых видов продукции, выхода на новые рынки, освоения достижений современного маркетинга, таргетинга, логистики и менеджмента в целом.

Целью диверсификации является создание ценностей для акционеров. При проведении диверсификации с целью увеличения доходности акций корпоративная стратегия должна сделать больше, чем просто распределить свой риск путем инвестирования сре дств в р азличные отрасли. Акционеры могут достичь такой же дивер сификации риска путем покупки акций компаний, занятых разных отраслях. Строго говоря, диверсификация не повышает доходность акций до тех пор, пока группа фирм, объединенная в единую корпоративную систему, не начет давать больший эффект, нежели каждая из них в отдельности. Например, если компания А диверсифицируется путем покупки компании Б и если их суммарная прибыль через некоторое время после слияния не превышает суммы прибылей, которые каждая из них могла бы получить, работая отдельно, можно считать диверсификацию А в Б неудачной с точки зрения создания дополнительной доходности акции. Вкладчики компании А смогли бы получить тот же результат 2+2=4, поместив свои сбережения в акции компании Б. Доходность акции не создается через диверсификацию, пока не достигнут эффект 2+2=5, когда родственные компании функционируют как составные час ти одной фирмы лучше, чем как независимые компании.

Диверсификация бывает горизонтальной, вертикальной (концентрической), многоотраслевой. Это направление, обратное специализации. Различают следующие виды стратегий диверсификации:

стратегия концентрической (родственной) диверсификации (рост обеспечивается внедрением новых продуктов, которые связаны с существующей продукцией через технологию и маркетинг);

стратегия горизонтальной диверсификации (рост обеспечивается производством новой продукции, требующей новой технологии, но с использованием традиционного рынка);

стратегия конгломератной (неродственной) диверсификации (рост обеспечивается производством новых продуктов, которые напрямую не связаны с существующими технологиями или рынками).

Движущие силы и критерии диверсификации производства:

Критерий привлекательности означает, что отрасль, выбранная для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной для получения хорошей прибыли с вложенных средств. При этом основным показателем критерия привлекательности служит долгосрочная рентабельность, а не темпы роста или такое понятие, как товар, пользующийся повышенным спросом, который характеризует привлекательность отрасли лишь косвенно. Сюда же следует отнести и понятие «создание ценности для акционеров-владельцев предприятия». Это означает, что для повышения доходности акций диверсифицирующееся предприятие должно идти в те сферы бизнеса, которые могут лучше действовать под общим управлением, чем в качестве независимых предприятий [204]. Другими словами, доходность акции не создается через диверсификацию, пока не получается синергический эффект, в результате этого родственные компании функционируют как составные части одной фирмы лучше, чем как независимые предприятия.


Критерий «затраты на вхождение» означает, что затраты на вхождение в новую отрасль не должны быть такими высокими, чтобы «обескровить» предприятие, подорвать его ликвидность и поставить под сомнение устойчивость потенциала предприятия. Рассматривая данную проблему в своей модели «пяти сил конкуренции», М. Портер отмечал, что входные затраты для новых предприятий, входящих в привлекательные отрасли, всегда очень высоки, будь то покупка действующего предприятия или создание нового с нуля. При этом всегда существует большой риск полного провала операций по диверсификации получения убыточного, а не прибыльного производства.

Критерий дополнительных выгод означает, что вхождение в новую сферу бизнеса обеспечивает увеличение стабильности функционирования предприятия, т. е. увеличивает его приспосабливаемость к изменениям внешней деловой окружающей среды. Это означает, что новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциал для поддержания конкурентного преимущества в текущих сферах бизнеса предприятия.

Если деятельность предприятия удовлетворяет всем трем вышепе­речисленным критериям, то диверсификация производства для высшего руководства становится предпочтительным стратегическим решением. При соответствии двум критериям — действия в области диверсификации не являются настолько очевидными и требуют дополнительного анализа

2. Основные производственные фонды, повышение эффективности их использования

Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые используются в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и стоимость которых переносится на продукцию по частям, по мере износа в виде амортизационных отчислений. Основные фонды предприятия (ОФ) делят на основные производственные фонды и непроизводственные основные фонды. Основные производственные фонды (ОПФ) функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в производственном процессе, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготавливаемый продукт по частям, по мере использования. Состав ОПФ: земельные участки, объекты природопользования, здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, внутрихозяйственные дороги. Структура ОПФ – это соотношение стоимости отдельных групп основных фондов к их общей стоимости. В зависимости от назначения и функционирования основные производственные фонды разделяют на следующие группы, классифицированные Министерством анализа и статистики: здания – производственные и непроизводственные корпуса, жилые помещения; сооружения – гидротехнические сооружения, плотины, мосты, подвесные дороги и др.; передаточные устройства – с их помощью передаются энергия различных видов, а также жидкие и газообразные вещества (кабельные линии, газопроводы и др.); механизмы и оборудование – силовые машины и оборудование, теплотехническое оборудование, турбинное оборудование, электродвигатели, тракторы и др.; рабочие машины и оборудование – металлорежущие оборудование, насосы, вычислительная техника и др.; транспортные средства – железнодорожный подвижной состав, морской и речной флот, производственный, подвижной состав автомобильного транспорта и др.; инструмент – бурильные приспособления и отбойные молотки, краскопульты и др.; производственный инвентарь – контейнеры и т.п.; рабочий скот – лошади, верблюды и другой скот, кроме волов и оленей; многолетние насаждения – вишня, слива, виноградники и др.; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные фонды – животные цирков, зоопарков и др.