ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2574

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, как и труд рабочих, управленческий труд является необходимым и производительным трудом. Но он имеет особую производительную форму: занятые управленческим трудом работники непосредственно не создают материальных ценностей, но они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

В-третьих, специфичен предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информационный характер.

В-четвертых, специфичны результаты управленческого труда. Особенность их состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, а труда специалистов и технических исполнителей – по показателям работы отдела. Это такие результаты, между временем достижения которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв.

Повседневная работа руководителя в основном складывается из тесного общения с людьми. Исследованиями установлено, что большую часть времени (от 75 до 90%) руководителя проходит в общении с людьми и только 10 - 25% используется для решения задач, связанных с предметно-профессиональной деятельностью. Известно также, что позитивная динамика в деловом общении руководителя с подчиненными является весомым резервом управленческой деятельности. Так, правильно, научно организованное общение руководителя с сотрудниками повышает эффективность управленческого труда как минимум на 25-30%. Если при выдаче задания подчиненному руководитель общается с ним на сугубо деловом, формальном уровне, то трудовой потенциал подчиненного при выполнении полученного задания используется лишь на 55%, если же это общение осуществляется на личностном уровне (подчиненный может «поплакаться в жилетку», отвести душу при разговоре с руководителем), то трудовой потенциал используется на все 100%.

Деятельность руководителя протекает в обстановке высокого психоэмоционального накала, носит стрессогенный характер.

Из всех обследованных руководителей более 40% имеют тенденцию к повышенному давлению, т.е. артериальной гипертензии, из-за фактора ответственности. Из 10 руководителей, превысивших 50 летний возраст, четверо не доживают до пенсии. Из этого следует необходимость постижения руководителем не только наук об управлении людьми, но и приобретения знаний и умений управления собой.

Важное свойство производительной формы управленческого труда заключается в том, что его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.


Билет 16

  1. Управление инновационного менеджмента

Процесс разработки, внедрения, использования новшеств и инноваций называют инновационным процессом.

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, и т. д.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрение в собственном производстве, накопление), так и для продажи.

Результатом инновационного процесса могут быть как разработанные новшества, так и инновации (внедренные новшества). Новшества могут быть покупными и собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию (выполняемую услугу).

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации) и распространению (диффузии) называется инновационной деятельностью

Функции инновационного менеджмента организации: целепологание, прогнозирование и планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль.

Целями инновационной деятельности предприятия являются: повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, увеличение конкурентных преимуществ на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

Особенностями прогнозирования и планирования инновационной деятельности являются: – большая неопределенность плановых ситуаций в связи с новизной инноваций и др.; – великий риск вложения инвестиций; – неподготовленность персонала; и др.

Главной задачей организации, как функции управления, является формирование организационных структур для внедрения инноваций, обеспечения всеми видами ресурсов для реализации стратегии развития предприятия и выполнения планов мероприятий.

Координация - это центральная функция менеджмента, направленная на организацию взаимодействия и согласованности всех элементов малых систем и подсистем большой иерархической системы предприятия.

Регулирование - это функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческих решений и эффективность инновационного менеджмента.

Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения целей предприятия и ⁄ или личных целей.

Контроль - это важнейшая функция инновационного менеджмента, связанная с учетом, количественной и качественной оценкой результатов работы предприятия.

Методы инновационного менеджмента организации: административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы управления – это методы, опирающиеся на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; систему планов, программ, заданий; систему оперативного руководства.

Методы управления экономические – методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.

Методы управления социально-психологические – методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Государственная политика в отношении инноваций строится на следующих принципах: – максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности; и др.

В инновационном менеджменте решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности и риска. Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, максимальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности.

2. Оборотные средства, оборотные фонды, фонды обращения

Оборотные средства (ОбС) – это совокупность денежных средств, авансированных в средства производства, которые однократно учавствуют в производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Функция оборотных средств состоит в оплате поступающих на предприятие материальных ценностей (оказанных услуг). Оборотные средства подразделяются: по экономическому содержанию – на оборотные производственные фонды и фонды обращения; по способу формирования – на собственные и заемные; по методу планирования – на нормируемые и ненормируемые. Оборотные производственные фонды – это та часть средств производства, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и возобновляется после каждого цикла как в натуральной форме, так и по стоимости. Экономическое содержание оборотных производственных фондов воплощено в предметах труда, которые трансформируются в готовый продукт, полностью перенося на него свою стоимость. К предметам труда в промышленном производстве относят: основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических нужд. В состав оборотных производственных фондов входят:


- производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тара, и т.п.); незавершенное производство (заготовки, полуфабрикаты, детали, агрегаты, изделия, не прошедшие все стадии обработки); расходы будущих периодов (подготовка и освоение новых видов продукции, подлежащих оплате в будущем). Структура оборотных производственных фондов – это соотношение между отдельными элементами или составными частями оборотных фондов в стоимостном выражении. Фонды обращения (ФО) – это средства предприятия, функционирующие товары, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах предприятия.

Экономическое содержание фондов обращения воплощено в готовой продукции на складах и товарах в пути, денежных средствах и средствах в расчетах с потребителями продукции. ФО обслуживают процесс обращения общественного продукта. Состав фондов обращения:

- готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные; дебиторская задолженность – долги предприятию со стороны юридических, физических лиц и государства; денежные средства. Источники собственных оборотных средств – уставный капитал и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Другие источники оборотных средств предприятия – это заемные средства (кредиты банков, кредиторская задолженность и прочие пассивы), которые предприятие возмещает из прибыли. Устойчивые пассивы – постоянный остаток кредиторской задолженности (задолженность по заработной плате, перед бюджетом, по отчислениям в социальные фонды и т.п.). Если менее 10% от всей суммы ОС финансируется за счет собственных средств, происходит потеря финансовой устойчивости предприятия. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств следующие: на стадии производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, материалов к потребителям; использование прямых связей; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах; на стадии производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивных техники и технологий, роботизированных комплексов, роторных линий, химизации производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации производства; применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование систем экономического стимулирования; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом; на стадии реализации – приближение изготовителей продукции к потребителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объемов реализации продукции по прямым связям; подборка продукции и ее отгрузка в строгом соответствии с договорами.


3. Принципы и методы управления персоналом.

Принципы управления персоналом – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.

Основными принципами управления персоналом являются:

1. Принцип умелого использования и сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. Единоначалие — единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий.

2. Принцип научной обоснованности управления — принцип, при котором все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов, основываться на принципах науки и отвечать требованиям науки.

3. Принцип плановости — принцип установления основных направлений, задач, планов развития организации в перспективе.

4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности — принцип, при котором каждый субъект в организации наделяется конкретными делами.

5. Принцип мотивации — принцип, при котором чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности.

6. Принцип стимулирования — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

7. Принцип демократизации управления — принцип участия в управлении организацией всех сотрудников. Это принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов и работников коллектива.

8. Принцип системности — принцип, который предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного и технологического характера в процессе управления. Это принцип определенного порядка принятий решении, взаимодействия и связи действий, представляющий собой закономерно расположенное единство.

9. Принцип эффективности — принцип достижения поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии.

10. Принцип основного звена — принцип нахождения и решения среди множества задач важнейшей.

11. Принцип оптимальности — принцип соотношения между централизацией и демократизацией, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм).

12. Контроль и ответственность за исполнением решений — принцип проверки, а также постоянного наблюдения в целях проверки или надзора; необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках.