ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2514

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные фонды подразделяются на собственные и заемные: собственные - полностью принадлежат предприятию; заемные - являясь собственностью других предприятий, в соответствии с договором аренды или лизинга временно используются на данном предприятии. По степени функционирования основные производственные фонды подразделяются на личные, действующие и установленные.

Экстенсивное улучшение использования ОФ – увеличение времени работы оборудования в календарный период и повышение доли действующего оборудования в составе имеющегося оборудования.

Интенсивное улучшение использования ОФ предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени (модернизация, оптимальный режим работы, совершенствование орудий труда и технологий, ликвидация «узких мест», сокращение сроков достижения проектной мощности, совершенствование НОТ и управление, повышение квалификации и мастерства рабочих).

Улучшение использования основных фондов достигается за счет следующих мероприятий: повышение сменности работ, сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, а также количества бездействующего оборудования; улучшение организации вспомогательного и обслуживающего производств предприятия, обеспечение централизации ремонтных служб (там, где это целесообразно); своевременное и качественное проведение планово- предупредительных и капитальных ремонтов, повышение уровня квалификации обслуживающего персонала; своевременное обновление ОПФ, особенно активной части, с целью недопущения чрезмерного физического и морального износа; повышение качества подготовки сырья и материалов к процессу производства; совершенствование технологических процессов, повышение уровня механизации и автоматизации производства, обеспечение фонодосберегающего развития предприятия; совершенствование организации производства, труда, материально-технического снабжения и тактического планирования.

3. Социальное партнерство в организации.

Социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений.

Социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущий обществу развитой рыночной экономики, метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов. На современном этапе развития рыночных отношений социальное партнерство является одной из форм регулирования рынка труда.

Объект социального партнерства - социально-трудовые отношения, то есть комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями.

Предмет социального партнерства - отдельные проблемы, возникающие в процессе социально-трудовых отношений в области занятости и безработицы, заработной платы, профессиональной подготовки и переподготовки, условий труда, производственной и окружающей среды и т.д.


Субъектами социального партнерства, сторонами соглашений, заключаемых в рамках этой системы, являются: наемные работники, работодатели, государство. Главными субъектами являются профсоюзы и объединения работодателей.

Цель социального партнерства - обеспечение социального мира и стабильности в обществе, предупреждение и мирное разрешение существующих трудовых конфликтов на основе согласования позиций и компромисса спорящих сторон (наемных работников и работодателей) с участием посреднических и арбитражных органов в лице государства.

Основные принципы социального партнерства: равноправие сторон на переговорах; полномочность представителей сторон; свобода выборов вопросов, составляющих содержание переговоров; добровольность принятия взаимных обязательств; реальность выполнения принятых обязательств; равная и обязательная ответственность за выполнение принятых решений.

Формы реализации социального партнерства: коллективные договора и соглашения. Коллективные договора заключаются на предприятиях между администрацией и профсоюзами (или органами, их представляющими). Соглашения заключаются на отраслевом и административно-территориальном уровнях, а также национальном уровне.

В Беларуси идея социального партнерства законодательно оформлена и представлена в Трудовом кодексе. Согласно законодательству, сторонами-участниками социального партнерства являются представители нанимателей, наемных работников и органы государственного управления.

Реализация социального партнерства в нашей республике осуществляется в форме коллективных договоров, местных соглашений, отраслевых (тарифных) соглашений, Генеральных соглашений.

Коллективный договор заключается на уровне предприятия. Сторонами коллективного договора выступают работники организации в лице их представительного органа (профессионального союза или иного представительного органа, действующего на основании актов законодательства) и наниматель (или уполномоченный им представитель).

На этом уровне государство, как правило, выступает только в роли гаранта договоров, создавая необходимые условия их выполнения.

В коллективные договора могут включаться вопросы практически по всем направлениям социально-трудовых отношений. Но приоритетными являются: система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, компенсации и доплаты, переобучение, условия высвобождения работников, социальная защита, продолжительность рабочего времени и времени отдыха и др.

Структура и содержание коллективного договора, срок его действия определяются сторонами.

Для ведения коллективных переговоров создается комиссия из равного числа уполномоченных представителей сторон. Полномочия членов комиссии, участвующих в переговорах, подтверждаются соответственно выпиской из протокола заседания профсоюзного комитета и копией приказа по предприятию, в которых указывается персональный состав участников переговорного процесса от стороны работников и стороны нанимателя.


Важным этапом при заключении коллективного договора является подготовка к переговорам, от которой во многом зависит результативность переговорного процесса.

Коллективный договор принимается собранием (конференцией) работников предприятия, организации. Целесообразно проект нового коллективного договора выносить на собрание (конференцию) с одновременным подведением итогов выполнения коллективного договора, срок действия которого истекает. На обсуждение коллектива выносятся как согласованные в ходе работы комиссии позиции, так и остающиеся разногласия сторон по проекту коллективного договора.

Принятый текст коллективного договора подписывается уполномоченными представителями сторон (подписи ставятся на каждой странице текста) и регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.

Билет 15

1. Отраслевые факторы в стратегическом менеджменте.

Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в отрасли (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития отрасли скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка. С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает. Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то что могут производить совершенно разные товары.

Стратегии инновационных отраслей.

Инновации появляются в результате научно-технического прогресса, использования традиционных технологий в новых отраслях, возникновения новых личных потребностей, проблем окружающей среды, новых финансовых инструментов и инструментов управления риском. Растущие, инновационные предприятия сталкиваются с двумя главными проблемами:

как сделать новшество рентабельным и быстро окупить затраты на него;

как уберечься от последователей, которые, не тратя таких больших средств на разработку новинок, просто копируют товары после их появления на рынке.

Для обеспечения рентабельности новинки следует контролировать рынок и стремиться завоевать значительную его долю, что позволит быстро окупить затраты на новинку.

Стратегии зрелых отраслей:

  • не допускать появления новых участников и таким образом сохранять возможность поддержания уровня прибыли;

  • избегать ценовых войн с конкурентами, поскольку это может крайне
    отрицательно сказаться на уровне прибыли;

  • контролировать поставщиков и дистрибьюторов.

Стратегии отраслей, переживающих спад:

  • Стратегия лидерства: агрессивное ценообразование, поиск новых рынков и приобретение известных торговых марок в отрасли.

  • Стратегии поиска свободных сегментов рынка (ниш) во избежание непосредственной конкуренции.

  • «Уборка урожая", когда компания, решившая выйти из данной отрасли, максимально урезает расходы на рекламу и объемы инвестиций.

  • Изъятие капиталовложений: продажа компании, прежде чем отрасль окончательно пойдет ко дну. Успех этой стратегии заключается в своевременности и в том, чтобы найти покупателя, согласного с предложенной стоимостью компании.


  1. Формы и системы оплаты труда

Оплата труда – вознаграждение за результаты работы в денежной или в натуральной форме. Выражается выплатой заработной платы. Организует работу по оплате труда на предприятии отдел труда и заработной платы (ОТИЗ).

Форма заработной платы – это способы оплаты труда, которые отличаются основным показателем учета результатов труда. Наибольшее распространение на предприятиях получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Сдельная форма характеризуется оплатой за каждую единицу произведенной продукции. Повременная форма характеризуется оплатой за отработанное время. Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру труда и меру его оплаты в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда, а также согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы. Выделяют тарифную, бестарифную и контрактную системы оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда различается по способам:

  • Определения сдельной расценки (прямая, косвенная, аккордная, прогрессивная, подрядная)

  • Расчетов с работниками (индивидуальная, коллективная)

  • Материального поощрения (с премией или без премии).

Сдельная расценка – норматив оплаты за единицу произведенной продукции или выполненных работ. Сдельная расценка зависит от тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемых работ, и их нормативной трудоемкости.

На основе сдельной формы оплаты труда формируются следующие ее системы: - прямая сдельная - сдельно-премиальная - сдельно-прогрессивная - косвенно-сдельная - аккордная.

Прямая сдельная оплата труда предполагает, что заработок работнику начисляется по установленным расценкам за каждую единицу качественно производимой продукции или выполненной работы.

Сдельно-премиальная оплата труда предполагает начисление работнику премии за выполнение и перевыполнение установленных конкретных показателей в работе сверх заработка по прямым сдельным расценкам.

Сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает, что в пределах установленной нормы или базы труд оплачивается по основным расценкам, а сверх базы – по повышенным расценкам.

Косвенно-сдельная оплата труда применяется чаще для вспомогательных рабочих (наладчиков и ремонтников оборудования, машин, механизмов и др.).

Аккордная оплата труда устанавливается не за каждую операцию в отдельности, а за выполнение всего комплекса работ. Такая оплата применяется, например, в строительстве и при выполнении аварийных работ.

Повременная форма оплаты труда подразделяется по способам:

  • начисления заработной платы (почасовая, понедельная, помесячная),

  • материального поощрения (с премией или без премии).

Различают простую повременную и повременно-премиальную системы оплаты труда.


Простая повременная оплата труда позволяет начислить заработок работнику в соответствии с присвоенной ему тарифной ставкой или установленным окладом за фактически отработанное время.

При повременно-премиальной оплате заработок начисляется как при простой повременной оплате и дополнительно выплачивается премия за выполнение установленных показателей. Источником средств на оплату труда является фонд оплаты труда.

Формы оплаты труда – это сумма денежных средств, предназначенных для выплаты наемным работникам в зависимости от результатов труда. Бестарифные системы основаны на распределительном виде оплаты труда, при котором заработок работника или группы работников ставится в полную зависимость от конечных результатов работы всего коллектива, к которому принадлежит работник. Эти системы принадлежат к классу коллективных систем оплаты труда. Контрактная система оплаты труда представляет собой совокупность прав, обязанностей и ответственности нанимателя и работника, условий оплаты и организации труда, устанавливаемых на основе особого вида трудового договора – контракта, заключаемого в письменной форме и имеющего срочный характер. Контрактная система оплаты труда является одной из разновидностей бестарифной системы.

3. Особенности управленческого труда.

Управленческий трудэто вид деятельности, направленный на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности.

Во-первых, управленческий труд – это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный. Эвристический труд – творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, организации труда и производства, решение социальных проблем). По содержанию эвристический труд направлен на разработку и принятие решений.

Административный труд – вид умственной деятельности, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он включает выполнение различных организационно-административных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов.

Операторный труд – это труд по выполнению постоянно повторяющихся операций рутинного характера. По содержанию он связан с информационно-технической работой, включающей документационные, первично-счетные и учетные операции, операции по переработке информации по заранее разработанной программе, вычислительные и формально-логические операции.