ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2516

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей:

1. Организационно-распорядительные (административные) методы. Основываются на правовом обеспечении управления в соответствии с действующим законодательством, они носят нормативный характер. В эту группу включают методы организационного регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий. Эти методы действуют на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.

2. Экономические методы управления – это совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается цель путем воздействия на экономические интересы управляемого объекта, т. е. не прямое, а косвенное воздействие.

3. Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них, т. е. также методы косвенного воздействия.

Главные задачи этих методов:

формирование в коллективах положительного социально-психоло-гического климата;

раскрытие личных способностей каждого работника. К этим методам можно отнести психологическую мотивацию, гуманизацию и обогащение труда.

Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании знаний социологии и психологии.

Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы направленно воздействуют на личность человека (внутренний мир человека). К использованию социологических методов можно отнести социологические исследования, проводимые в коллективе, общение, соревнование, партнерство, переговоры.

Билет 17

1. Оценка эффективности инновационного менеджмента

В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Наиболее важной проблемой является проблема сравнения доходов, затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные периоды прогнозирования, изменения в налоговой системе и т. д.

Методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.

Методами оценки эффективности проекта, основанными на учетных оценках (без дисконтирования), являются период окупаемости (рау back period, РР), коэффициент эффективности инвестиций (averade rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt covet ratio, ДСR).

Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят метод индекса рентабельности (profitabiliy иndex, PI), чистую стоимость, иначе называемую «чистый дисконтированный доход» (net present value, NVP), и внутреннюю норму доходности (internal rate of return, IRR). Традиционные методы оценки проекта широко применяются в финансовой практике.


Метод окупаемости капиталовложений недостаточно точен в условиях инфляции, резких колебаний ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений предприятия. Коэффициент эффективности инвестиций понимается как средний показатель прибыльности за весь период. Он рассчитывается делением среднегодовой прибыли на среднегодовую величину инвестиций.

Все три традиционных показателя, основанные на учетной оценке, не учитывают временной составляющей денежных потоков.

Метод индекса доходности (PI – ИД) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений, (т. е. отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам). Если индекс доходности больше единицы, проект рентабелен, а если меньше 1, проект неэффективен.

Метод чистой текущей стоимости (NVP). Величина NVP является чистым дисконтируемым доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период. При этом величина дисконта может быть постоянной или переменной. Данный метод еще называют методом чистого дисконтированного дохода (ЧДД).

Эффективность проекта рассматривается при данной норме дисконта d на основании значений ЧДД, чем оно больше, тем эффективней проект. При ЧДД < 1 проект не эффективен.

Метод внутренней нормы доходности (IRR – ВНД) выявляет ту норму дисконта d, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капитальных вложений. Проект эффективен, если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал (т. е. превышает значение дисконта, принятого при обосновании эффективности проекта).

При оценке эффективности инновационного проекта определяется также срок окупаемостиок).

Критерием экономической эффективности инновационного проекта является значение срока окупаемости, не превышающее срок реализации проекта. В качестве основных исходных данных для расчетов служат расчеты денежного потока (ДПn), представляющего собой разность чистых доходов и затрат на реализацию проекта:

ДПn = ЧДn – Kn = Pn – Sn – Kn,

где ЧДn – чистый доход n-го периода;

Кn – единовременные затраты n-го периода;

Рn – выручка от реализации n-го периода;

Sn – текущие затраты n-го периода.

В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Наиболее важной проблемой, как и при определении экономической эффективности техники и технологии, является проблема сравнения доходов, затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (т. е. приведения в сопоставимый вид) могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные периоды прогнозирования, изменения в налоговой системе и т. д.


  1. Конкурентоспособность предприятия, пути ее повышения

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Необходимо различать понятия конкурентоспособность продукции от конкурентоспособности предприятия.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Основным отличием данных понятий являются:

конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день); конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный;

оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель.

Сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности предприятия. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле

где – цена потребления;

цена приобретения;

издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность - это преимущество данного товара в сравнении с конкурирую­щим, т.е. способность быть выгодно реализованными наряду или вместо других присутствую­щих на рынке.

Пути повышения конкурентоспособности продукции и предприятия:

1. Улучшение качества товаров народного потребления, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что означает повышение его жизненного уровня.

2. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, экономии овеществленного живого труда.

Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. Машины, оборудование, приборы высокого качества более экономичны в эксплуатации. Они дольше служат и, сберегая труд их потребителей, тем самым способствуют росту производительности общественного труда. Как показывают данные, расходы на эксплуатацию ненадежных машин значительно превышают расходы на их создание.


Использование высококачественного сырья и материалов не только снижает затраты на их сортировку, но и ведет к снижению материалоемкости производства.

3. Повышение экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки. Вряд ли можно признать качественной продукцию, которая отрицательно влияет на окружающую среду. Сегодня значительные средства тратятся на ликвидацию негативных последствий воздействия производства на окружающую среду – строительство очистных сооружений. Очевидно, что экономически выгоднее создание экологически чистых производств и экологически чистой продукции.

4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности страны. В настоящее время в Республике Беларусь экспорт составляет немногим более 7% промышленной продукции. Чтобы быть реализованной на мировом рынке, продукция должна быть конкурентоспособной, обладать потребительскими свойствами, соответствующими или превосходящими мировой уровень, пользоваться в результате этого повышенным спросом.

3. Управление конфликтами в трудовом коллективе предприятия

Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликты.

Конфликт – это открытое противостояние, противоборство как следствие взаимоисключающих интересов, позиций, норм поведения, ценностей людей, возникающее в процессе их взаимодействия при решении производственных и личных вопросов.

Типы конфликтов на предприятиях: организационные, производственные, трудовые, инновационные.

Организационный конфликт – конфликт, связанный с организацией и условиями деятельности. Например, когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации; требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны; имеются должностные инструкции, функциональные обязанности, но их выполнение вовлекает работников в конфликтную ситуацию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечения обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Производственный конфликт – специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты бывают: внутригрупповые – между рядовыми работниками, между руководителями и подчиненными, между работниками различной квалификации, возраста; межгрупповые – борьба между группами за распределение различного рода ресурсов, за специфические интересы и цели, за лидерство и т. д.; между производственными группами и администрацией – неверные управленческие решения, неудовлетворительное отношение управленческого персонала к работникам и прочее приводят к таким конфликтам.


Трудовой конфликт – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

Инновационный конфликт – конфликт, возникший по причине введения инноваций; противоречие, возникшее между сторонниками и противниками нововведений. Основные причины: работники опасаются ухудшения своего социально-экономического положения; дефицит материально-технических ресурсов; имеющиеся ресурсы более низкого качества, чем требуется; ухудшение взаимоотношений руководителей организации с руководителями подразделений из-за необходимости перестраивать свою работу.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт или на коррекцию поведения участников конфликта на всех этапах его развития. Управления конфликтами включает два направление деятельности руководителя:

1) предупреждение конфликтов (прогнозирование, профилактика, предотвращение, пересечение).

2) разрешение конфликтов (преодоление, урегулирование, ослабление).

Методы управления конфликтами:

Межличностные методы состоят в выборе стиля поведения без ущемления интересов участников взаимодействия. Выделяют следующие стили конфликтного взаимодействия:

- соревнования (конкуренция, конфронтация, соперничество) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление – принесение собственных интересов в жертву, ради другого;

- избегания, уход для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

- компромисс, характеризующийся тактикой взаимных уступок;

- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Структурные методы управления конфликтом связаны с изменением структуры организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие (приказ, распоряжение и т.п.), с развитием «частей организации - участников конфликта (по ресурсам, целям, средствам и др.) или снижением их взаимозависимости (автономизация подразделенный), со снижением разных подразделений и наделением их общей задачей (объединение отдела труда и зарплата и отдела кадров в отдел развития персонала).

Внутриличностные методы заключается в умении правильно организовать свое собственное поведение, реакции со стороны другого человека.

Метод переговоров – приобретает особую значимость как один из эффективных методов разрешения конфликтов.

Билет 18

1. Менеджмент качества

Под влиянием информатизации, глобализации и интернационализации современного общества, усиления конкуренции и скорости перемен происходят изменения в менеджменте. Суть происходящих изменений можно описать в нескольких основных тенденциях современного менеджмента.