ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2570

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, все большее значение приобретает новая ориентация в управлении коммерческими организациями – ориентация на качество жизни, которое обеспечивается не столько качественными товарами и услугами, сколько системой качественных товаров и услуг с гарантией со стороны продавца их бесперебойной работы и беспроблемным для покупателя обслуживанием, развивающей все аспекты жизнедеятельности человека и сообществ людей.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции.

Показатели качества продукции квалифицируются по признакам:

1. по характерным свойствам: 1.1. назначение 1.2. надежность И т.д.

2. по количеству характеризуемых свойств (единые, комплексные (групповые)).

3. по способу выражения: 3.1. выраженные в стоимостных единицах. 3.2. выраженные в натуральных единицах.

4. по оценке уровня качества. 4.1. базовые (идут на потоке). 4.2. относительные.

5. по стадии определения значений. 5.1. прогнозированные. 5.2. проектные. 5.3. производственные. 5.4. эксплуатационные.

Управление качеством на современном этапе подразумевает действия, осуществляемые при разработке производстве и эксплуатации продукции в целях установления обеспечения и удержания необходимого уровня ее качества. Высокое качество продукции может быть достигнуто только при условии хорошо организованной системы управлением качеством.

Система управлением качеством – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства. Они предназначены для достижения предназначенной цели (создание условий для обеспечения требующего уровня качества при минимальных затратах.

В основе любой системы УК лежат 3 принципа:

1. обеспечение качества все планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках систем качества, а также действия по предоставлению доказательств качества потребителю в том, что поставщик будет выполнять все необходимые требования, направленные на повышение качества.

2. управление качеством. Относятся методы и виды деятельности оперативного характера, направленные на контролирование процесса и устранения причин неудовлетворительного функционирования предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции.

3. улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления совершенствования управления производством, предприятием и системой качества.

Сертификация - форма подтверждения соответствия (может быть обязательной и добровольной).

Обязательной сертификации подлежит продукция, которая опасна для жизни человека.

В соответствии с законом РБ «О сертификации продукции и услуг» оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем (предприятием, организацией, физическим лицом, обратившимся с заявкой на проведение соответствующих работ) за счет собственных средств (кроме случаев, когда финансирование осуществляется из госбюджета), причем сумма средств, израсходованных заявителем на проведение сертификации, относится на себестоимость сертифицированной продукции (услуг).


Общие требования к построению и функционированию современных систем управления предприятиями отражены в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000 и ИСО серии 1400.

Стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000 принадлежат к наиболее известным в мире стандартам ISO. ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004 внедрены уже более чем миллионом организаций в 175 странах мира.

Серия ISO 9000 рассматривает «Управление качеством». Это означает, что организация, внедрившая данный стандарт, стремится:

удовлетворить требования потребителя к качеству продукции;

соблюдать соответствующие требования законодательства;

повысить удовлетворенность потребителя продуктом;

проводить постоянное улучшение своих показателей по достижению поставленных целей.

Серия ISO 14000 рассматривает «Управление окружающей средой». Это означает, что организация, внедрившая данный стандарт, стремится:

уменьшить вредное воздействие от производственных процессов на окружающую среду

достичь постоянного улучшения своих экологических показателей

2. Материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, эффективность их использования на предприятии

Материальные ресурсы – это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.

Все материальные ресурсы, используемые в народнохозяйственном комплексе в качестве предметов труда, условно подразделяются на материально-сырьевые и топливно-энергетические.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу и производство которого затрачен труд и который в процессе переработки изменяет свою натуральную форму, приобретая все новые качественные свойства.

Существуют различные группировки сырьевых ресурсов.

По характеру участия в изготовлении продукции сырье делится на основное и вспомогательное.

По характеру и размерам затрат труда на первичное и вторичное.

По характеру образования на минеральное, органическое и химическое.

По степени воспроизводимости сырьевые ресурсы могут быть невоспроизводимыми и воспроизводимыми.

Под материалами понимаются продукты труда, прошедшие одну или несколько стадий предварительной обработки и предназначенные для дальнейшей переработки в процессе изготовления готовой продукции. К материалам как составному элементу материальных ресурсов относятся предметы труда, на получение и производство которых затрачен труд в добывающих и обрабатывающих отраслях.

Классификация материалов аналогична классификации сырьевых ресурсов.

Топливо и электроэнергия являются материальными ресурсами особого рода. По характеру участия в производственном процессе топливо относится к вспомогательному сырью, но в силу существенной значимости в экономике оно выделяется в самостоятельную группу. Топливо содействует процессу производства готовой продукции в форме тепловой энергии, используется в качестве технологического сырья.


Выделению электроэнергии в самостоятельный элемент способствовали случаи технологического использования и непосредственного воздействия его на предметы труда в качестве орудий труда (электросварка, электроискровая обработка, лучи лазера).

Под материальными затратами понимаются потребленные в процессе производства материальные ресурсы. В официальной статистике в состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, относят следующие элементы: сырье и основные материалы, за вычетом отходов, покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия.

Для оценки уровня и эффективности использования материальных ресурсов применяются многочисленные показатели.

К обобщающим показателям относятся материалоемкость производства и продукции, материалоотдача, показатели абсолютного и относительного изменения объема материальных затрат, показатели структуры потребления материальных ресурсов и др.

Материалоёмкость Мё = МЗ / ВПст;

МЗ – материальные запасы; ВП – валовая продукция

В группе единичных показателей выделяются показатели полезного использования материальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов и степень вовлечения их в производство.

Материальные ресурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируют вещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степени обеспечивают производственный процесс. В свою очередь, продукция удовлетворяет нужды и потребности общества. Поэтому благосостояние общества зависит от того, как используются материальные ресурсы, насколько эффективен процесс производства с точки зрения материалопотребления. Переход от экстенсивного к интенсивному типу хозяйствования неизбежно ставит перед экономикой любого государства проблему рационального и экономного потребления материальных ресурсов.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива, недопущение потерь и снижения качества;

комплексное использование сырья;

химизацию производства;

использование отходов производства;

вторичное использование сырья и др.

Переход к ресурсосберегающему воспроизводству требует комплексной рационализации использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных), структурной перестройки производства с учетом реальных потребностей внутреннего и внешнего рынков, внедрения достижений научно-технического прогресса, новейших методов управления и др..


3. Государственная политика занятости

Занятость – важнейшая характеристика национальной экономики, а уровень занятости населения – ее важнейший макроэкономический показатель. С ростом занятости увеличиваются объемы ВВП, создаются реальные предпосылки к расширенному воспроизводству в экономике, более полно используются трудовые ресурсы, повышается уровень жизни населения. Поэтому регулирование занятости – одно из направлений регулирования рынка труда. Государственное регулирование занятости реализуется посредством проведения политики занятости, включающей также отдельные меры по социальной защите безработных.

Политика занятости – это целенаправленная деятельность государства по оптимизации занятости. Представляет собой совокупность законодательных, экономических, финансовых, организационных и других мер, направленных на достижение поставленной цели. Политика занятости осуществляется одновременно в активной и пассивной формах.

Активная политика занятости в большей степени направлена на предотвращение безработицы, снижение ее уровня и, наоборот, на повышение уровня занятости. Она предусматривает проведение мероприятий по предупреждению высвобождения работников, сохранению и созданию новых рабочих мест, обучению, переобучению и повышению квалификации работающих и безработных, организацию общественных работ, поддержку предпринимательства и др.

Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочих мест через организации, занимающиеся трудоустройством (информация о вакантных рабочих местах и выдача направлений на трудоустройство).

В государственной политике занятости любой страны представлены меры как активной, так и пассивной политики, но в неодинаковой степени. Соотношение между активными и пассивными мерами зависит от ряда факторов, в первую очередь от социально-экономической политики государства, его стратегии в этой области. Если в этой стратегии в значительной степени представлен «социальный вектор», то цель политики занятости- полная занятость, что означает широкое применение мер по предупреждению роста безработицы и снижению ее существующего уровня.

Соотношение между активными и пассивными мерами в государственной политике занятости может резко изменяться во время подъема и спада. Если во время глубокого экономического спада экономики преобладает циклическая, т. е. спросодефицитная, безработица, по активная политика занятости не будет эффективной.

В большинстве развитых стран рыночной экономики преобладает активная политика занятости, которая реализуется чаще всего в форме программ содействия занятости. Эти программы редко бывают общенациональными, чаще они охватывают отдельные категории населения, отдельные регионы (проблемные с точки зрения занятости), отдельные периоды времени (межсезонье, спад деловой активности и др.).


Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются территориальные органы управления областных служб занятости населения, городские (региональные), районные центры занятости населения.

Основным нормативно-правовым актом, на основе которого осуществляется государственное регулирование занятости в Беларуси, является Закон «О занятости населения Республики Беларусь».

Финансовое обеспечение государственной политики занятости осуществляется в республике из Государственного фонда содействия занятости населения, который является государственным целевым бюджетным фондом предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Порядок формирования и расходования средств государственного фонда содействия занятости определяется при утверждении бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Практическая реализация государственной политики занятости осуществляется путем ежегодной подготовки государственных республиканских и региональных программ занятости. Программы разрабатываются органами службы занятости и утверждаются правительством или территориальными органами государственного управления. Их содержание можно отчетливо разделить на две части: аналитическую и перечень мероприятий, запланированных к реализации в предстоящем году, сведенных в отдельные разделы (направления).

Аналитическая часть программ занятости содержит анализ состояния рынка труда за истекший год, а также прогноз его состояния на год будущий.

Вторая часть государственных программ занятости включает разделы (направления), каждый из которых содержит конкретные мероприятия, результаты их ожидаемой реализации, состав исполнителей, сроки исполнения, суммы затрат, источники финансирования: создание новых рабочих мест; содействие трудоустройству незанятого населения и др.

Билет 19

1. Эффективность управления предприятием.

Эффективность управления предприятием обусловлена во многом тем, насколько управ­ление обеспечивает достижение комплексных целей развития и конкретных технических и эко­номических задач. Как правило, эффективность связывают, во-первых, с результативностью ра­боты или действия, а во-вторых, с экономичностью, т. е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Под эффективностью понимается уровень (степень) зультативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами. Управляю­щая система не производит материальных ценностей, но в значительной степени способствуют этому процессу. Именно конечные результаты производства являются главной целью процесса управления. Эффективность системы управления предприятием можно расценивать как резуль­тат действия системы управления, обеспечивающей в управляемом объекте достижение постав­ленных целей при наименьших затратах. Эффективность управления - это экономическая кате­гория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предпри­ятия, фирмы. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, эконо­мических и социальных целей. Определяя эффективность системы управления, необходимо оце­нивать: структуру управления, включая штаты управленческого персонала; труд в системе управления, его организацию, условия, результативность; технологию управления в системе, включая информационную подсистему, технологию выполнения функций, процедуры принятия и реализации управленческих решений; методы управления, в том числе экономические, органи­зационно-распорядительные и социально-психологический; экономичность системы управления, характеризующуюся объемом затрат на управление; влияние системы управления на технико-экономические показатели производства и социальные процессы. Для анализа эффективности управления предприятием и определения конкретных направлений его совершенствования тре­буются более точные критерии, которые дифференцировано и объективно отражали бы резуль­таты совершенствования системы управления и полученный при этом экономический производ­ственный эффект. Оценка эффективности системы управления может производиться по крите­риям, носящим качественный и количественный характер. К качественным показателям относят­ся: научно-технический уровень управления (применение научных методов управления, инфор­мационной, организационной и вычислительной техники); уровень квалификации работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и др.); обоснованность принимаемых ре­шений работниками аппарата управления; достоверность и полнота информации, которой распо­лагает управляющая система; уровень организационной культуры управления (характеризуется практикуемым стилем руководства, количеством конфликтных ситуаций, социально ­психологическим климатом в коллективе и пр.); уровень культуры труда работников аппарата управления (использование рабочего времени, режим дня, условия труда). Количественными по­казателями эффективности управления являются: а) трудовые - соотношение численности руко­водителей, специалистов, служащих и рабочих; фактическая трудоемкость выполняемых управ­ленческих работ по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда (челове­ко-часов) на один рубль объема производства; б) финансовые - величина затрат на содер­жание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы промышленно производственного персонала; величина затрат на содержание управленческого аппарата на один рубль объема производства; сумма прибыли, приходящаяся на одного работника управленческо­го аппарата. Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных ре­зультатов основной деятельности фирм и прибыли.