ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2565

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Износ и амортизация основных производственных фондов

Вследствие износа при функционировании в процессе производства основные фонды постепенно утрачивают свою потребительную стоимость, а вместе с ней и стоимость. При этом чем интенсивнее протекает процесс износа, тем большую часть своей стоимости утрачивают основные производственные фонды. Различают физический и моральный износ основных фондов. Физический износ определяется утратой основными фондами своей первоначальной потребительской стоимости. Физический износ влияет на изменение предельно допустимых характеристик, например, уменьшение точности обработки детали на токарном станке (0,08 мм), выходящее за допустимые пределы (0,05 мм).

Моральный износ основных фондов заключается в уменьшении их стоимости под влиянием научно-технического прогресса. Различают моральный износ первого рода и второго рода.

Моральный износ первого рода обусловлен повышением производительности труда в отраслях, производящих элементы основных фондов. Уменьшаются затраты, и машины становятся дешевле.

Основные средства по мере их эксплуатации изнашиваются, они теряют как потребительскую стоимость, так и моральную стоимость, они подвергаются физическому и моральному износу. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструировав и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются и становятся бесполезными. Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета. Переносимая в виде амортизации стоимость включается в издержки производства по установленным нормам в течение их фактического срока службы. Амортизация начисляется ежемесячно или один раз в год (в зависимости от вида организации) до полного погашения стоимости объекта или его выбытия. Амортизация начисляется исходя из нормы амортизации. Организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации, в том числе по объектам одного наименования.

  1. Функции управления персоналом организации

Управление персоналом — это комплексная прикладная наука о факторах, методах и спо­собах воздействия на персонал организации с целью повышения эффективности ее деятельности. Объектом изучения в этой науке являются люди, группы, организация в целом. Предмет изуче­ния - основные закономерности, определяющие поведение людей в группе и в организации в це­лом. Управление персоналом - вид управленческой деятельности, объектом которой является персонал. Управление персоналом - это подсистема в организации, со своими принципами и ме­тодами. Методы управления персоналом. Методы - это способы воздействия на персонал. Адми­нистративные методы - ориентированы на такие мотивы как чувство долга, дисциплина. (Прика­зы, распоряжения, подбор кадров, разработка должностных инструкций и положений, норматив­ных документов организации). Экономические методы — косвенное управленческое воздействие (Экономические нормы, система оплаты труда — материальное стимулирование). Социально психологические методы — моральное стимулирование, формирование социально психологического климата в коллективе, социальное планирование, социальное развитие кол­лектива и т.д. В управлении персоналом как составной части менеджмента выделяют два край­них подхода технократический и гуманистический. Технократический выражает традиционную концепцию системы управления, персоналом, которая относится к работнику как к рабочей силе. Поэтому главная задача — эффективное использование трудовых ресурсов. Управление персона­лом поглощается техническими задачами. Такой подход предполагает только оперативную рабо­ту, ориентированную на краткосрочные цели. Современный подход - это гуманистический, кото­рый предполагает, что эффективность деятельности во многом зависит от уровня мотивации ра­ботников, степени учета их интересов, степени удовлетворенности трудом. Основной принцип этого подхода - в том, что работник - самый главный ресурс, главное достояние организации, основа концепции - возрастание роли личности. Такой подход предполагает, что работа с кадра­ми должна быть стратегической и иметь долгосрочную перспективу. Основными методами ра­боты становятся методы социально-психологические.


Основные принципы такой концепции: безопасные условия труда; справедливое возна­граждение за труд; возможность роста; возможность самовыражения; уверенность в будущем; хорошие взаимоотношения в коллективе; достойное место работы в жизни человека; общест­венная полезность труда.

Подсистемы функционального управления персоналом образуются по основным направлениям кадровой работы.

Независимо от отраслевой принадлежности, области, формы хозяйственной деятельности в современных организациях можно выделить следующие функциональные подсистемы:

формирование кадровой политики на основе стратегического планирования и определения целей организации;

кадровое планирование, т. е. определение качественной и количественной потребностей в персонале;

комплектование штата и адаптация новых работников;

обучение и развитие работников;

оценка и контроль;

активизация потенциала человеческих ресурсов;

кадровое делопроизводство.

В функциональных подсистемах объединены однородные виды работ. Так, например, подсистема обучения и развития работников включает в себя обучение, повышение квалификации, формирование кадрового резерва и работу с ним, планирование и контроль деловой карьеры. Подсистема активизации потенциала человеческих ресурсов объединяет функции оценки персонала, разработки систем оплаты, материального и морального стимулирования труда, систем социальной защиты и льгот, формирования и поддержания организационной культуры и т. д.

В крупных организациях функции каждой подсистемы закреплены за отдельными структурными подразделениями, в небольших организациях один отдел кадров может выполнять функции нескольких подсистем, в мелких – вообще, эти функции закреплены за одним сотрудником (иногда в порядке совмещения обязанностей – юрист, секретарь) или же выполняются самим руководителем организации. Если учесть большую занятость руководителя многочисленными производственными проблемами, то многие функции не исполняются должным образом.

Надо признать, что еще значительная часть руководителей отечественных предприятий, фирм относятся к человеческим ресурсам более небрежно, чем их западные коллеги. Они часто склонны переоценивать значение материальных и финансовых ресурсов в работе предприятия, рассматривая людей как легко восполнимый ресурс.

Билет 20

1. Сущность менеджмента

Менеджмент – наука и искусство управления организации, как сложными социальными экономическими системами, действующими в рыночных условиях и ориентированными на извлечение прибыли.

Менеджмент – система управленческих воздействий на организацию как объект управления, осуществляемых для достижения целей.

М=Ц+Ф+Пр+М+УР+СУ+И+П

М – менеджмент Ц – цели управления Ф – функции управления Пр – принципы управления М – методы управления УР – управленческие решения СУ – структура управления И – информация П – персонал.


Менеджмент – вид управления, субъектом которого является руководитель – должностное лицо, наделенное определенными полномочиями, а объектом является деловая организация.

Управление – более широкое понятие, подразумевающее целенаправленное воздействие субъекта на объект.

«Менеджмент» - это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств». Менеджмент – это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, практики и искусства. Научный подход необходим потому, что каждая управляемая система имеет свойства, цели, динамические изменяющиеся параметры. Для описания этих взаимосвязей необходимы анализ, прогнозирование, принятие решений и др. Данные функции, в свою очередь, требуют использования знаний многих наук: экономики, социологии, психологии, системного анализа, статистики, математики и др. Развитие экономики, лабораторные исследовательские проекты за последние 60 лет сделали исследование менеджмента более научным. Руководители-менеджменты являются носителями информации, раскрывающей сущность многочисленных экспериментов, проведенных в сфере практической деятельности различных организаций, отличающихся друг от друга объемами и мощностями производства, видами выпускаемой продукции и услуг. Эти специалисты владеют методами воздействия на людей, а также имеют опыт работы в различных непредвиденных ситуациях. Искусство управления (менеджмент) проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии. Как наука менеджмент возник на стыке нескольких наук, он основан на синергетическом эффекте, то есть способности добиваться нужных результатов на основе соединения научных знаний, таланта и личных качеств руководителя (опыт, навыки, здравый смысл). Чтобы организация могла выполнить поставленные цели, ее задачи должны быть четко сформулированы. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, который он управляет. Ему необходимо продумывать миссию, установить ее цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна предоставить обществу.

2. Инвестиции и капитальные вложения

Инвестиционная деятельность - последовательность действий инвестора по выбору и созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации (а иногда – ликвидации), по осуществлению дополнительных вложений инвестиционных ресурсов и привлечению в случае необходимости внешнего финансирования с целью получения прибыли.


Инвестиции - имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода или достижения другого полезного результата. По экономической сути реализованные инвестиции представляют собой разовые, единовременные затраты для создания или развития производственных ресурсов предприятия (основных фондов и оборотных средств, квалификации персонала и др.) с целью увеличения его реального капитала. Инвестор как собственник инвестиционных ресурсов может использовать любое принадлежащее ему имущество в качестве инвестиций, а именно: денежные средства, целевые банковские вклад, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и другие интеллектуальные ценности; права пользования землей или другими природными ресурсами; другие ценности.

Субъекты инвестиционной деятельности: государство, отечественные и иностранные физические и юридические лица.

Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе основные фонды и предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги, интеллектуальная собственность; научно-техническая продукция; земля и природные ресурсы.

Классификация инвестиций: 1. от состава объектов вложения. материальные инвестиции (станки, материалы и др.) нематериальные – права собственности. финансовые (деньги). 2. по назначению 2.1. прямые инвестиции – точечные. 2.2. портфельные – обезличенные. 3. по источникам. 3.1. собственные – из своих средств (за счет прибыли, из амортизационного фонда). 3.2. заемные (из бюджета, по кредиту, по лизингу). 4. по объектам инвестирования. 4.1. производства, т.е. приобретение материалов, в основные фонды. 4.2. приобретение ценных бумаг (акции, облигации). 4.3. научно-техническая продукция (сметы, расчеты, проекты). 4.4. интеллектуальные ценности (не материальные активы)6 лицензии, бренды, «ноу-хау». 5. субъекты инвестиции. 5.1. инвестиции граждан. 5.2. инвестиции предприятий. 5.3. государственные инвестиции из бюджета. 5.4. иностранные инвестиции.

Инвестиции классифицируются по экономической сути на:

Реальные – инвестиции в отрасли материального производства, в результате чего увеличивается реальный капитал предприятия. К таким инвестициям относятся долговременные вложения в строительство зданий, сооружений, приобретение оборудования и другое.

Финансовые – инвестиции в ценные бумаги, а именно в приобретение облигаций, акций, долей, паев и т. п.

Интеллектуальные – инвестиции в образование, квалификацию, опыт, нематериальные активы.

Инвестиционная стратегия предприятия – комплекс мероприятий по привлечению и использовании инвестиционных ресурсов, оптимизации инвестиционных целей и инвестиционного процесса для обеспечения экономического развития предприятия.


Инвестиционная стратегия служит для: - определения целесообразности инвестирования средств (оценка избранной сферы деятельности с учетом развития рыночной ситуации, изменения рыночной конъюнктуры, наличия свободных инвестиционных средств и др.); - обоснования наиболее эффективного или оптимального варианта развития предприятия, т.е. выбора предпочтительного инвестиционного проекта.

Капитальными вложениями называются реальные инвестиции в основные фонды. В процессе производственно-хозяйственной деятельности необходимость в капитальных вложениях возникает:

- при увеличении спроса на производимую продукцию, когда целесообразно увеличить производственные мощности предприятия,

- при изменении спроса на производимую продукцию, что требует изменения товарной стратегии путем технологической реструктуризации на основе замены действующего оборудования новым,

- для поддержания и повышения конкурентного статуса предприятия на рынке путем повышения качества производимой продукции и снижения ее себестоимости за счет внедрения новых технологий и оборудования

- в результате инновационной деятельности, когда появляются принципиально новые виды продукции и технологии, внедрение которых в производство обеспечит хозяйствующему субъекту рыночные преимущества,

- для осуществления природоохранной деятельности как путем создания очистных сооружений, так и путем внедрения в производство экологически чистых продуктов и технологий,

- для создания благоприятных социальных условий труда и быта работающих, обеспечении их безопасности.

Решение вышеперечисленных задач обусловливает необходимость инвестирования средств в целях развития предприятия.

Инвестиционный портфель – обезличенные инвестиции.

3. Оценка результативности труда работника

Под оценкой персонала обычно подразумевается запланированная, строго формализованная и стандартизованная процедура оценка сотрудников как членов организации, занимающих определенные должности.

Для оценки работы персонала большое значение имеет выработка критериев, в соответствии с которыми будет производиться оценка,
т. е. тех рабочих показателей или характеристик работы, которые определяют успешность данной профессиональной деятельности.
Перечень критериев на каждом предприятии отражает особенности его деятельности, сложившиеся традиции и уровень развития управления персоналом. Критерии позволяют оценить вклад работника в достижение целей организации.

Критерии оценки могут быть выражены как в количественной, так
и в
качественной форме.

Примерами количественных критериев могут быть производительность труда, уровень брака, объем продаж, т. е. все те, что имеют численное измерение. Качественными критериями могут выступать отношение к делу, уровень ответственности и самостоятельности работника, качество обслуживания и др.