ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 2561
Скачиваний: 3
2. Подбор и расстановка управленческих кадров, направленные на обеспечение управленческих служб работниками требуемой квалификации, с необходимыми деловыми и личными качествами и эффективное использование их потенциала.
3. Организация процессов труда по управлению, предусматривающая рационализацию процессов и методов труда с целью достижения высокого качества и оперативности выполнения управленческих работ при минимальной их трудоемкости.
4. Организация рабочих мест, охватывающая планировку служебных помещений. Это создает работникам максимальное удобство для осуществления деятельности, освобождает от нерациональных перемещений и движений и снижает на этой основе затраты труда на выполняемую работу.
5. Создание благоприятных условий труда: санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру, влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования; эстетические, включающие цветовую отделку интерьера, озеленение служебных помещений, использование в интерьерах помещений живописи и произведений прикладного искусства; психофизиологические, связанные с осуществлением мер психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья работников (постепенное вхождение в труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм деятельности, активные формы труда и отдыха); социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных на формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, к различного рода нововведениям и т. д.
6. Нормирование труда, направленное на выявление и использование резервов экономии управленческого труда. Важнейшим направлением установления обоснованных норм труда является изучение затрат рабочего времени и содержания управленческого труда, для осуществления которого может быть использован один из следующих методов: фотография рабочего времени, самофотография рабочего времени, метод моментных наблюдений, хронометраж.
Для улучшения качества, повышения производительности и адаптивности труда к новым технологиям предприниматели применяют следующие. Внедрение информационных технологий предъявляет новые требования к квалификации различных категорий работающих и представляет широкие возможности – от выполнения документооборота до работы с базами данных. Гибкие графики организации рабочего времени.
Билет 22
-
Цели менеджмента
Цели управления – конкретный результат, состояние положения на достижение которого направлено управленческое воздействие и к достижению которого стремиться организация (отдельные элементы).Постановка четко сформулированных целей менеджмента - одна из самых сложных проблем в управлении. Цели управления отличаются от общей цели предприятия, так как они более специфичны. Цели управления предопределяются общей целью предприятия, как рычаги управления объектами, направлены на достижение частных результатов, поставленных перед конкретными объектами в соответствии со спецификой их деятельности. Правильно определенная для конкретных объектов и даты цель управления увеличивает вероятность достижения цели всего предприятия. Наличие цели у объектов управления служит, таким образом, связующим звеном в координации их общей деятельности. Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными. «Дерево целей» является графическим отображением системы целей. Именно оно служит основой для реализации программы целевого управления. Различают цели общие и специфические. Общие цели связаны с главными причинами организации предприятия. Они обычно устанавливают общие задачи, значение и миссию предприятия. При постановке общих задач управление концентрирует внимание на интересах потребителей продукции или услуг, ради производства которых создано предприятие. При этом выделяются те положительные характеристики в производимой продукции, которые в условиях жесткой конкуренции привлекают к ней потребителей. Важную роль в постановке обшей цели управления играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему, имеющих аналогичную причину организации по масштабу деятельности, виду и качеству продукции, типу рынка и т. п. Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными. Долгосрочные цели устанавливают путем тщательного анализа возможных вариантов развития предприятия на период 3-5 лет. Краткосрочные цели определяют решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно для обеспечения соответствия между краткосрочными и долгосрочными результатами. При выработке целей управления к ним предъявляют следующие требования: четкость, реалистичность, гибкость, измеримость, совместимость, приемлемость. Обязательными этапами в процессе установления целей управления являются: выявление и анализ тенденций изменения окружающей и внутренней среды; формирование общих целей для предприятия; построение иерархии целей; установление конкретных целей каждого объекта управления вплоть до индивидуальных.
2. Себестоимость продукции, способы ее снижения.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции производственных ресурсов, а также другие затраты в соответствии с действующим законодательством.
Производственная себестоимость - сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т.д.) от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость кроме указанных затрат (производственной себестоимости) включает также издержки производства, связанные с реализацией продукции и некоторыми другими расходами по доставке продукции до пунктов отправки и ее погрузке, оплату железнодорожного тарифа или водного фрахта (если это предусмотрено в цене изделия), отчисления в централизованный фонд новой техники. Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:
а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период – себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;
б) затраты на единицу объема выполненных работ – себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции. Себестоимость продукции является одним из важнейших качественных показателей эффективности производства, позволяющий осуществлять контроль над затратами живого и овеществленного труда и оценивать результаты производственно-хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Снижение себестоимости позволяет: обеспечить снижение цен, увеличить прибыть, что способствует расширению производства и решению многих социальных проблем, снизить потребность в ОС, что ведет к их высвобождению. Снижение себестоимости обосновывается факторами, которые можно разделить на 2 группы:
* Факторы внешнего порядка (изменение цен на материальные ресурсы, изменение тарифов на перевозки и услуги, изменение ставок и налогов в бюджетные и внебюджетные фонды, изменение норм амортизационных отчислений, изменение условий оплаты труда).
* Факторы внутреннего порядка т.е. те, которые зависят от работы предприятия: повышение технического уровня производства, совершенствование управления, организация производства и труда, улучшение использования кадров и рабочего времени, изменение объемов и структуры производства.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – выражение в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.
Два вида группировки себестоимости:
-
по элементам затрат, используется при расчете себестоимости всего объема выпуска.
Учитываются следующие элементы затрат: А) сырье и основные материалы. Б) вспомогательные материалы (эмульсия, ветошь, масла и др.). В) топливо. Г) энергия. Д) амортизация. Е) заработная плата. Ё) социальный налог. Ж) прочие расходы, включая налоги.
2. группировка по статьям калькуляции, производится в соответствии «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости на промышленных предприятиях».
Существует 15 статей калькуляции, которые учитывают цеховые, производственные и общезаводские расходы.
Пути снижения себестоимости: 1. энергоемкость. 2. материалоемкость. 3. трудоемкость. 4. повышение производительности труда. 5. снижение всех затрат и потерь.
3. Стимулирование персонала
Стимуляция – внутренние побуждения, которые возникают под влиянием действий руководителя, направленных на удовлетворение потребностей подчиненного, например, регулирование уровня заработной платы.
Основная заработная плата связана с занимаемой должностью; количеством, качеством и сложностью затраченного труда, квалификацией, стажем работы.
Дополнительная заработная плата выступает в виде доплат, которые в основном компенсируют повышенные трудозатраты вследствие совмещения профессий, неблагоприятные условия труда, сверхурочную работу, и надбавок, которые выплачиваются в основном за профессиональное мастерство и квалификацию. Они стимулируют индивидуальные усилия работника.
Вознаграждение за конечный результат работы структурного подразделения и организации в целом, премирование поощряет коллективизм работников.
Премирование управленческого персонала осуществляется в основном за превышение плановых результатов. Практикуются различные способы премирования, например:
– выплата определенного процента основной заработной платы (должностного оклада, месячной ставки);
– разделение части чистой прибыли (фонд материального поощрения) между служащими по коэффициенту трудового вклада (КТВ);
– премии в виде заранее согласованного процента от чистого дохода (фонд оплаты труда) за каждый процент превышения конечного результата.
Максимальный размер премии включается в положение об оплате труда (премирование), процент премиальных выплат устанавливается экспертно, путем ежегодных согласований администрации и профсоюза. В случае невыполнения плановых показателей и различных нарушений вводится шкала депремирования (снижение премии от 50 до 100%). Такие меры предпринимаются при невыполнении заданий по номенклатуре выпускаемой продукции, по экономии энергоресурсов, материальных ресурсов, за превышение себестоимости, плохое состояние трудовой и исполнительной дисциплины и пр.
Кроме традиционных систем вознаграждения в условиях переходной экономики все чаще находят применение, особенно в организациях с негосударственной формой собственности, с учетом зарубежного опыта такие формы как наделение работника производственными активами (доля в акционерном капитале) и участие их в распределении доходов (дивиденды), система бонусов, которая выражается в виде годовых, полугодовых, разовых выплат из прибыли, связанных со стажем работы и получаемой зарплатой. Используется оплата транспортных расходов сотрудников, программ медицинского обслуживания, страхования, обучения и др. Все они направлены на стимулирование престижности труда, инициативы творческой активности.
Основополагающим элементом в механизме оплаты труда является тарифная система.
Тарифная система – это совокупность нормативных документов, позволяющих определить уровень основной заработной платы работников и степень ее дифференциации по всем категориям персонала в зависимости от квалификации, характера и условий труда, видов производства, отрасли, региональных особенностей.
С 1992 г. вместо более чем 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными министерствами и ведомствами, была введена в действие единая тарифная сетка (ЕТС).
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь является инструментом тарифного нормирования труда и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки первого разряда, квалификационных справочников) устанавливаются тарифные ставки (оклады) работников, производится дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы работников.
Тарифная ставка первого разряда определяется с учетом минимальной заработной платы.
Распределение профессионально-квалификационных групп работников на единой тарифной сетке выглядит следующим образом:
Рабочие распределены с 1 по 8 разряд включительно. Отдельные профессии (уборщики, гардеробщики, и т. п.) по разрядам ЕТС не тарифицируются, для расчета их окладов установлены кратные размеры тарифной ставки первого разряда.
Служащие распределены с 5 по 23 разряд включительно с выделением следующих групп, построенных по принципу общности функций:
– руководители организаций и их структурных подразделений с 11 по 23 разряд;
– руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания с 5 по 8 разряд;
– специалисты с 6 по 15 разряд;
– технические исполнители с 5 по 7 разряд.
Билет 23
1. Коммуникации в менеджменте
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
Основные функции коммуникации: информативная - передача истинных или ложных сведений; интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
a. организационные; b. внешние; c. внутренние; d. формальные; e. вертикальные; f. по восходящей; g. по нисходящей; h. горизонтальные коммуникации; i. неформальные; j. межличностные.
Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации - устное общение людей в одном из перечисленных видов.
Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и средой. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок.
Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации. Каналом передачи может быть сама среда, а также технические устройства и приспособления.
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов: зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование; обратная связь; «шум».
Зарождение идеи Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса.
Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Передача Отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения. Передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.