ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 2502

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Сводные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами государственного управления и органами местного самоуправления, или цена, в отношении которой перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие ее условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные). принципиальное значение в экономике имеет точное определение розничной цены изделия, поэтому следует внимательно изучить структуру розничной цены. Под структурой розничной цены понимается перечень элементов, участвующих в ее формировании.

3. Состав персонала организации.

Персонал, представляет собой штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

В соответствии с принятой в Республике Беларусь классификацией работающие на промышленном предприятии подразделяются на следующие категории.

А. По участию в основных видах деятельности выделяется:

1) персонал основных видов деятельности (производственный), т.е. работающие в основных и вспомогательных производственных подразделениях;

2) персонал не основных видов деятельности (непроизводственный) – это работники подразделений социальной сферы: столовых, общежитий, баз отдыха, здравпунктов, центров обучения, дошкольных учреждений.

Б. По характеру трудовых функций в процессе производства предусматривается деление на рабочих и служащих:

1) рабочие осуществляют свою работу с преобладающей долей физического труда, создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Основные рабочие (например, профессии: токарь, пекарь, швея, автомеханик и др.). Вспомогательные рабочие связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест. К рабочим относится и младший обслуживающий персонал (дворники, курьеры);

2) служащие (управленческий персонал) заняты преимущественно умственным трудом. Они осуществляют управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, юридические и другие функции.

Руководители осуществляют функции общего управления, имеют в подчинении сотрудников, обладают юридическим правом принимать решения. Выделяют руководителей трех уровней: высшего (организации в целом: директор, его заместители), среднего (основных структурных подразделений: начальники цехов, отделов), нижнего (работающих непосредственно с исполнителями: начальники смен, участков, сменные мастера).


Линейные руководители осуществляют управление производственными подразделениями (участками, цехами, филиалами) предприятий, обществ, фирм. Функциональные руководители обеспечивают реализацию одной из функций управления, возглавляя соответствующую службу (например, начальник планового отдела, начальник отдела маркетинга).

Специалисты аппарата управления (инженеры, экономисты, юристы, программисты и т. п.) выполняют конкретные функции управления для содействия в принятии и реализации принятых управленческих решений.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, стенографисты, табельщики и др.) осуществляют обслуживание процесса управления и обеспечивают передачу управленческой информации, ее сбор, первичную обработку, хранение.

Билет 7

  1. Принятие и реализация управленческих решений

Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальное его воздействие на коллектив, объект управления. Это – заключительный этап процесса управления, на котором он переходит в процесс производства. Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения, т.е. управленческого решения. Управленческое решение – это мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:

- целевая направленность

- обоснованность

- исполнимость

- своевременность

- соответствие прав и ответственности ЛПР.

- непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями

- качество, экономичность и эффективность.

Управленческие решения, принимаемые на предприятии, можно классифицировать по различным критериям:

  1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения

  2. По длительности действия выделяют:

  • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения, они рассчитаны на длительный период действия, на решение и по времени не превышают одного года;

  • Тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года

  • Оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающие месяца или квартала.

  1. В зависимости от субъекта, лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения:

  • Индивидуальные, принимаемые руководителем единолично

  • Коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании, производственным совещанием)

  • Коллективные – всем коллективом компании.


  1. По степени определенности, полноты и достоверности используемой информации решения принимаются в условиях:

  • Определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной, в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решения

  • Неопределенности, когда отсутствует полная и достоверная информациях о целях, ограничениях и последствиях осуществления решения

  • Риска, когда соответствующая информация имеет вероятностный характер и принятие решения сопряжено с возможностью получения нежелательного результата.

Выработка управленческих решений включает:

Формулировка проблемы и целеполагание. Проблема – это соотношение между желаемым и действительным состоянием объекта управления. Цель – желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления. Анализ проблемы обычно включает следующие операции: определение существования и новизны проблемы; установление причин ее возникновения; определение взаимосвязи с другими проблемами; выявление степени полноты и достоверности информации; определение возможности решения проблемы.

Выбор критериев и анализ ограничений. В экономике всегда ограничены ресурсы, и именно они рассматриваются как ограничения при принятии управленческих решений на предприятиях – это природные и трудовые ресурсы, капитал, информация и время.

Сбор и анализ информации для решения проблемы. Процесс принятия решения – информационный процесс. И от достоверности, полноты, своевременности поступления информации зависит качество управленческого решения.

Процесс принятия решений включает следующие этапы: определение перечня альтернатив и их сравнение, принятие окончательного решения.

Реализация решения является заключительным и самым ответственным этапом решения проблемы, включающим две стадии: организацию исполнения решения и контроль за его исполнением. Организация выполнения решения предусматривает: разработку плана реализации решения; подбор исполнителей; доведение до них заданий по реализации решения; мотивацию исполнителей; их обучение (при необходимости); и др.

Главная цель контроля – обеспечение достижения цели решения.

Лучшее управленческое решение – реализованное, воплощенное в жизнь решение.

2. Бюджетный, хозяйственный и коммерческий расчеты предприятия

Бюджетный расчет – это метод хозяйствования, при котором текущие затраты частично или полностью покрываются за счет средств бюджета. На таких условиях функционируют бюджетные организации, которые финансируются за счет средств госбюджета. Величина бюджетных поступлений в таких учреждениях полностью расходуется в процессе их деятельности. Кроме того, на условиях бюджетного расчета функционируют планово-убыточные государственные предприятия. Это характерно для предприятий, произ-водящих социально значимые виды продукции (хлеб, молоко, мясо и некоторые другие), на которые государством устанавливаются фиксирован-ные цены заведомо ниже себестоимости. В результате выручка от реализации продукции не покрывает затрат на ее производство. В этих условиях государство вынуждено не только частично покрывать текущие издержки пу-тем дотации, но и осуществлять бюджетное финансирование расширенного воспроизводства.


Такой механизм хозяйствования сдерживает экономический рост как предприятия, так и государства в целом. Отвлечение бюджетных средств на покрытие убытков хозяйствующих субъектов ограничивает возможности решения социальных проблем и повышения на этой основе уровня жизни населения. Поэтому планово-убыточные государственные предприятия (виды продукции) могут и должны занимать в экономике незначительный удельный вес.

Хозяйственный расчет – это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования ресурсов в производстве. Данный метод порожден административно-командной системой и обусловлен высокой степенью централизации управления. Жесткая регламентация важнейших параметров внешней среды (фиксированные цены и тарифы, распределительная система и др.) не позволяла хозяйствующим субъектам увеличивать прибыль за счет выгодной продажи товаров. Источниками роста прибыли предприятий в условиях хозяйственного расчета являются увеличение объемов продаж и снижение себестоимости продукции за счет повышения эффективности использования всех видов ресурсов.

Такой механизм хозяйствования только ограничивает хозяйственную самостоятельность предприятий и снижает рентабельность производства, но и не обеспечивает необходимой экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов за результаты прозводственно-коммерческой деятельности.

Коммерческий расчет - это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроиз­водство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности ис­пользования всех ресурсов в производстве, а также путем выгодной продажи произведенной продукции. Предприятия, работающие на принципах коммерческого расчета, получают возмож­ность увеличить прибыль для расширенного воспроизводства не только за счет снижения себе­стоимости, но и за счет выгодной продажи одних и тех же видов продукции по более высоким ценам на тех или иных рынках; Тем самым коммерческий расчет в отличие от хозяйственного расширяет возможности предприятия в получении и росте прибыли, что создает предпосылки для самофинансирования расширенного воспроизводства. Коммерческий расчет как метод хо­зяйствования предприятий в рыночной экономике базируется на следующих принципах:

1. наличие собственных средств для ведения хозяйства и несения юридической ответственности.

2. хозяйственная самостоятельность в выборе методов и форм организации производства.

3. самоактуальность, т.е. получение прибыли для возможных затрат.

4. рентабельность, т.е. выгодность, эффективность производства.

5. самофинансирование для проведения расширенного воспроизводства основных фондов.


6. экономическая ответственность перед партнерами, потребителями, государством.

7. материальная (экономическая) заинтересованность в результатах своей работы.

Исходным принципом коммерческого расчета является наличие у хозяйствующего субъ­екта собственных средств. Принцип наличия собственных средств означает, что часть инвести­ционной стоимости предприятия обязательно обеспечивается собственным капиталом. Наличие собственных средств создает материальную основу для хозяйственной самостоятельности пред­приятия, так как чем больше величина заемных средств, тем выше степень экономической зави­симости от кредиторов.

При коммерческом расчете различают внутренние и внешние источники самофинансирования.

Внутренние источники финансирования представлены собствен-ными средствами предприятия: уставным фондом, чистой прибылью и амортизационными отчислениями.

3. Управление персоналом в системе управления организацией

Персонал – это состав работников предприятия (организации). Управление персоналом сегодня является ключевым направлением работы руководителей всех уровней. Опыт успешных предприятий показывает, что поддержка людей – квалифицированных, приверженных и высоко мотивированных работников является условием достижения высокой эффективности. Вместе с тем, причины неудач многих компаний кроются в неверно проводимой политике управления персоналом, когда проводится разрозненная работа по отдельным направлениям без попытки увязать эти направления в единую систему.

Процесс управления персоналом складывается из целого ряда направлений деятельности, тесно связанных друг с другом. Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Управление людьми, их поведением, межличностными и групповыми отношениями – специфический вид деятельности в общей системе управления предприятием.

Совокупность применяемых методов, процедур, программ, специально выделенных сотрудников и финансовых средств в своем единстве взаимосвязанных элементов представляет собой систему управления персоналом.

В ней выделяют подсистему общего управления и подсистемы функционального управления персоналом.

Общее управление (руководство) осуществляют все линейные руководители, начиная от генерального директора до мастера, т. е. на всех уровнях управления.

Подсистемы функционального управления персоналом образуются по основным направлениям кадровой работы.

Независимо от отраслевой принадлежности, области, формы хозяйственной деятельности в современных организациях можно выделить следующие подсистемы: – формирование кадровой политики на основе стратегического планирования и определения целей организации; – кадровое планирование т. е. определение качественной и количественной потребности в персонале; – комплектование штата и адаптация новых работников; – обучение и развитие работников; – оценка и контроль; – активизация потенциала человеческих ресурсов; – кадровое делопроизводство.