ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1427

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, результаты исследования, проведенные в первом разделе, позволяют сделать следующие выводы:

1) роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета Республики Беларусь, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода;

2) налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платеж в бюджет определенного уровня.

3) важным звеном налоговой системы является налоговое законодательство, которое устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый кодекс. Платежи в фонд социального обеспечения и в Белгосстрах также регламентируются определенными законодательными актами и нормативными правовыми документами;

4) основной задачей учета налогов в организации любой формы собственности является минимизация налоговой нагрузки с целью увеличения прибыли. Отсюда цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной налоговой информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых плательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования организации.






















2 УЧЕТ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ


2.1 Методики расчета и учета налогов и неналоговых обязательных

платежей, включаемых в себестоимость продукции


Налоговый учет в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» ведется в целях налогообложения, осуществления налогового контроля и обеспечение формированием полной и достоверной информации об объектах налогообложения, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, а также о размерах такой базы исчисленных за налоговый или отчетный период сумах налоговых платежей.

Отчетным периодом признается находящийся в пределах налогового периода промежуток времени, за который в случаях, установленных налоговым законодательством, на организацию возлагается обязанность по уплате налоговых платежей.

В бухгалтерском учете информация по налогам, сборам и иным платежам отражается на синтетическом активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для учета расчетов по налогам, включаемым в себестоимость продукции, используется счет 68/1 «Расчеты по налогами сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг».


В ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» происходит начисление следующих видов налогов, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг: земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость, отчисления. К обязательным неналоговым платежам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах.

Экологический налог, или налог за пользование природными ресурсами, включает в себя налог на добычу природных ресурсов, налог за переработку нефти и нефтепродуктов, налог на выбросы (сборы) загрязняющих веществ в окружающую среду, налог за размещение отходов производства и потребления и налог на тару.

Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; хранение, захоронение отходов производства; перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и др.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сборов сточных вод или загрязняющих веществ окружающую среду; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти; производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона [3].

Ставки экологического налога по объектам налогообложения определены в размерах согласно приложениям налогового кодекса. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации продукции (товаров, работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

За превышение установленных годовых лимитов объема добычи природных ресурсов и за добычу без утверждения годовых лимитов налогов взимается в 10-кратном размере и уплачивается за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.


Моментом возникновения обязательства по уплате налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров является: по произведенным пластмассовой таре и иным товарам – дата их фактической реализации; по импортируемым пластмассовой таре и иным товарам – дата выпуска этих товаров в свободное обращение, а по товарам, ввезенным с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, - дата принятия на учет ввезенных товаров.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим периодом.

В ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» составляется налоговая декларация (расчет) по налогу за захоронение отходов производства (ПРИЛОЖЕНИЕ В). В налоговой декларации отражаются следующие показатели, необходимые для расчета налога:

1. Вид отхода производства – промышленно-бытовой мусор;

2. Установленный годовой лимит на захоронение отходов производства (тонн) – 954, 4;

3. Фактически образовалось за отчетный период (тонн) – 81,7538;

4. Фактически направлено на захоронение отходов производства (тонн):

- с начало года – 913,4618;

- в отчетном периоде – 81,7538;

5. Ставка налога за захоронение отходов производства (за 1 тонну) – 22235 руб.;

6. Сумма налога за захоронение отходов производства – 1817797 руб.

В бухгалтерском учете начисление налога за захоронение отходов производства относится на затраты производства, на счет 26 «Общехозяйственные затраты». Перечисление налога в бюджет осуществляется на основании платежного поручения.

Земельный налог.

Плата за землю обязательна для всех владельцев, землепользователей, арендаторов, собственников земли. Размер ее зависит от количества и месторасположения земельного участка. Плата взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь представлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо представлены в частную собственность.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки находящиеся: в собственности, пожизненном наследуемом владении, или временном пользовании физических лиц и организаций.

Налоговая база определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка и место положения земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка – расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включению в регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра.


Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога устанавливаются согласно приложениям налогового кодекса на земли сельскохозяйственного назначения; на земли населенных пунктов; на земли промышленности, транспорта, энергетики, обороны; на земли лесного фонда; на земли водного фонда; на земли природоохранного, оздоровительного, реакционного и историко-культурного назначения.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. Она может изменяться (индексироваться) с учетом поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога.

От платы за землю освобождаются: заповедники, ботанические сады, за земли историко-культурного назначения; жилищно-строительные кооперативы, коммунальные предприятия; пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы; многодетные семьи (имеющие трех и более несовершеннолетних детей) и др.

Подлежащая уплате сумма земельного налога уменьшается на сумму налога, исчисленную пропорционально удельному весу объема фактически выполненных работ по строительству жилья в объеме фактически выполненных работ по строительству без учета налога на добавленную стоимость. Инвесторы-застройщики, являющиеся плательщиками земельного налога, не уплачивают земельный налог за земельные участки, предоставленные под строительство жилого дома, в период его строительства.

Основанием для начисления налога за землю является Государственный акт на право владения (пользования) или на право собственности [3].

Суммы земельного налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Налоговую декларацию по земельному налогу организации заполняют и представляют по земельным участкам, являющимся объектами налогообложения и подлежащим налогообложению.

Налоговую декларацию по земельному налогу (в разрезе граф) можно условно разделить на следующие четыре части:

- основания для исчисления земельного налога;

- характеристики земельного участка, по которому исчисляется земельный налог;

- непосредственно расчет земельного налога;

- сроки уплаты земельного налога.

Рассмотрим последовательность заполнения налоговой декларации (расчета) по земельному налогу, уплачиваемому ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

В графе 2 части I «Расчет земельного налога» указывается основание для исчисления земельного налога. Для ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» основанием для исчисления является решение Минского горисполкома № 2550 от 29.10.2009 г.

В графе 3 части I указывается функциональное использование земельного участка (виды оценочных зон) в соответствии с приложением 4 к Налоговому кодексу. В исследуемой организации функциональное использование земельного участка – общественно-деловая зона.


В графе 4 части I указывается категория земель. Земельный участок ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» предоставлен в пределах населенного пункта, следовательно, в графе 4 указывается категория земель - земли населенных пунктов.

В графе 5 части I указывается площадь земельного участка в гектарах с точностью пять знаков после запятой. Данные о площади земельного участка указываются в право удостоверяющих документах на него или в решении о его предоставлении.

В графе 6 части I указывается кадастровая оценка земельного участка в баллах. Данная графа заполняется только плательщиками, у которых в пользовании находятся сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, по которым проведена кадастровая оценка.

В графе 7 части I указывается кадастровая стоимость 1 кв.м. земель, земельных участков по тому виду функционального использования (виду оценочной зоны), который проставлен в графе 3.

Налоговая база определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, то она рассчитывается по формуле: гр. 5 x 10000 x гр. 7 или гр. 5, т.е. путем умножения площади земельного участка в гектарах на 10000 (переводной коэффициент в кв. м.) и на кадастровую стоимость 1 кв.м. земельного участка.

В исследуемой организации, площадь предоставленного земельного участка - 0,04440 га, кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка по указанной зоне – 2289,75000 тыс. руб. Налоговая база равна 1016649,0 тыс.руб. (0,04440 га x 10000 кв.м x 2289,75000 тыс. руб.).

В графе 9 указывается ставка земельного налога, применяемая для исчисления земельного налога. Показатель графы 9 отражается числом, соответствующим ставке в процентах / 100, либо в фиксированной сумме в белорусских рублях с точностью пять знаков после запятой. Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от категорий земель. Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения установлены в рублях за гектар и зависят от кадастровой оценки земель.

В исследуемой организации ставки земельного налога установлены в размере 0,00550.

В графе 10 указывается коэффициент по периоду пользования земельным участком, который определяется делением количества месяцев пользования земельным участком на 12 или делением количества дней пользования на количество дней в году.

Коэффициент по периоду пользования земельным участком, как правило, равен единице (1,0000), если организации пользуются земельным участком, за который исчисляется земельный налог, полностью весь год (12 / 12).

В графе 11 указывается увеличение или уменьшение ставки земельного налога. Данный показатель заполняется в долях единицы (в виде десятичной дроби) с точностью четыре знака после запятой. Данное увеличение ставки в исследуемой организации равно 1,7000.

В графе 12 указывается сумма земельного налога к уплате, которая определяется по формуле: гр. 8 x гр. 9 x гр. 10 x гр. 11, т.е. путем последовательного умножения налоговой базы, ставки земельного налога, коэффициента по периоду пользования земельным участком и коэффициента, увеличивающего или уменьшающего ставку земельного налога.