Файл: Холмс.Психодрама - вдохновение и техника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 4053

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Не будем об этом, пап, - предложила Анна, беря его за руку.

Потом она поговорила с врачом.

- Он сам себя в гроб вгоняет, - сказал ей врач. - Нельзя ему так нервничать и волноваться. Он сам себе делает хуже.

- Понимаете, Марша, он выглядел как перепуганный малыш, - продолжала Анна. - И он все время так на меня смотрел, как будто хотел попросить прощения. Ему еще предстоит пройти обследование. И знаете, я сейчас искренне надеюсь, что с ним будет все в порядке, что он не умрет. Я не хочу, чтобы он умер. Честное слово. Он сейчас похож на того отца, которого мне всегда хотелось иметь. Может быть, я сама себя обманываю, выдаю желаемое за действительное, но было очень хорошо с ним рядом.

Когда группа собралась за завтраком, Анна поделилась своими новостями. Она сама с трудом верила своему успеху.

В самом конце недели Анна сказала:

- Если бы я не пришла сюда, я бы бросила мужа и детей - тех людей, которых я люблю больше всего на свете. Вы чертовски хорошо поработали!

Анна периодически приходит ко мне на индивидуальные сессии. Она все больше и больше приобретает уверенность в собственных силах.

- Я стала другим человеком, - говорила мне Анна. - Я чувствую себя так как не чувствовала ни разу в жизни. Я хорошо сплю, у меня появился аппетит, я не раздражаюсь. Дошло до того, что я предложила дочери выходить куда-нибудь по вечерам развлечься. Муж говорит, что не так напряжена. Я повидалась со своим социальным работником. И знаете, она оказалась не такой плохой, как я думала раньше.

Психодраматические сессии проходят в Холвелле уже много лет. Разблокирование эмоций, изменение отношения к окружающему миру - это очень важные первые шаги на пути к полному выздоровлению. Эти первые шаги как раз и сделала Анна. Во многом она еще находилась в состоянии эйфории по поводу достигнутых результатов. Это еще не полное здоровье. Но и несколько недель спустя она отмечала, что "чувствует себя гораздо лучше, чем раньше." Интересно, что после прочтения этой работы Анна сказала:

- Просто не верится, что вижу это все на бумаге. С ума сойти. Впервые в жизни у меня ощущение, что мне поверили. В течение всей той недели в Холвелле я мечтала раздвоиться, чтобы одна половинка участвовала в сессиях, а другая за ней наблюдала. И вот сейчас, когда я читаю - и то смеюсь, то плачу, - я чувствую себя тем самым наблюдателем. Надеюсь, многие терапевты прочтут эту историю.

Мы все - и Анна, и ее муж, и я, и все, кто Анну знает, - надеемся, что ее состояние и дальше будет улучшаться. Срывы, конечно, возможны, и поддерживающая терапия, безусловно, нужна, но мы все верим, что назад дороги нет. Если раньше ей приходилось со многим бороться, то теперь она поняла, что ей есть за что бороться. "За", а не "против", и это очень важно.

Сейчас она собирается приобрести новую специальность. Жизнь в ней просто бьет ключом. А во время нашей последней сессии Анна, Луиза и я проанализировали ситуацию последних нескольких месяцев. Анна и Луиза очень откровенно поговорили, поделились всеми чувствами, которые испытывали друг к другу, а под конец даже обнялись. И снова хочется повторить: на такую открытость Анна раньше была просто не способна. Когда Луиза уехала, Анна попросила у меня рецепт пиккалилли.


Так что наша "психодрама под маринадом" удалась на славу!

И в заключении этой работы мне хотелось бы от всего сердца поблагодарить

- во-первых, Мидж Маккензи, которая убедила меня в необходимости написать эту статью;

- во-вторых, моего "компаньеро" Кена Спрага за его живое творческое воображение и неизменную надежду на лучшее, что мне очень помогло в работе;

- в-третьих, мою дочь Морин Хевуд, которую мне очень хочется расцеловать - ведь это она печатала статью в свои выходные, причем последние страницы печатала носом, так как пальцы у нее отваливались.

Без дружеской поддержки этих людей статьи бы просто не было! И самое главное - хочу выразить огромную благодарность Анне.

Мужество ее незабываемо!



Маринад пикалилли


В Великобритании пикалилли подают как приправу. Скажем, по столовой ложке с хлебом и сыром, что просто восхитительно. Или, к примеру, к мясу и овощам. Даже людям, которые вообще-то не любят пикалилли, этот рецепт нравится за мягкий вкус и аромат.


Ингредиенты:

4 фунта кабачка(можно цуккини), порезанного кубиками;

1 фунт разобранной на соцветия цветной капусты;

1 фунт репчатого лука (обычного или лука шалот);

1 один очищенный и нарезанный кубиками длинноплодный огурец или 3 небольших огурчика;

3 унции соли;

12 унций сахарного песка (обычного или коричневого тростникового);

2 пинты белого винного уксуса;

4 унции горчичного порошка;

2 столовые ложки без верха пшеничной или кукурузной муки;

1 столовая ложка куркумы;

1 мешочек специй для маринадов (размером с заварочный чайный пакетик).


Приготовление

Густо посыпать все овощи солью (можно взять на 2 унции больше) и сахаром (2 унции из 12 ), перемешать в тазике и оставить на сутки. Откинуть на сито и сполоснуть водой. Положить все овощи, кроме цветной капусты, в глубокий сотейник и добавить оставшиеся 10 унций сахара и полторы пинты уксуса из указанных двух. Положить туда же мешочек со специями. Довести до кипения и варить на медленном огне 15 минут, добавив через 5 минут после закипания цветную капусту (если положить ее сразу, она переварится). Вынуть мешочек со специями. Смешать горчичный порошок, муку и куркуму с оставшимся уксусом. Влить эту смесь в сотейник, перемешать и поварить все вместе 3 минуты. Разлить по банкам, закрыть их или закатать.


Литература


Conway, A. and Clarkson , P. (1987) `Everyday hypnotic induction`, Transactional Analysis Journal 17 (2).

Feldmar, A.(1989) `Did you used to be R.D.Laing?` London: Channel 4, October 3.

Miller, A. (1987) For Yuor Own Good, London: Virago.

Miller, A. (1986) Thou Shall Not Be Aware, London: Pluto Press.

Moreno, J.L. (1953) Who Shall Survive?, Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J.L. (1965) Conversation with Marcia Karp.





Кит Уилсон, Элейн Голдман


ДВЕРЬ В ПРОШЛОЕ


Использование психодрамы в работе со взрослыми детьми

алкоголиков и другими лицами, страдающими созависимостью


Взрослые дети алкоголиков (ВДА) вызывают повышенный интерес во всем мире, поскольку входят в группу риска по алкоголизму и целому ряду эмоциональных и физических расстройств. Детей алкоголиков приравнивают к жертвам холокоста или к ветеранам войны во Вьетнаме - они выжили, но родительский алкоголизм оставил неизгладимый след в их душах.

Средства массовой информации широко освещают эту проблему; конференции и семинары для ВДА собирают огромные аудитории. Психотерапевты и консультанты участвуют в этом общественном движении, пытаясь помочь данной группе населения.

Процесс выздоровления у взрослых детей алкоголиков имеет свои особенности, и здесь оказывается очень полезной психодрама и другие “методы действия”.

Дело в том, что традиционные “разговорные” методы психотерапии зачастую не позволяют пробиться сквозь стену отрицания, сильные чувства так и остаются похороненными в глубине души, а пока они не отреагированы и не прожиты, исцеление невозможно. Психодраматический же процесс может дать мощный толчок к выздоровлению, так как ему присущ и катарсис, и когнитивное осознавание.

В данной главе мы хотим обсудить стадии процесса выздоровления, которые обычно проходят ВДА, и привести психодраматические техники для каждой стадии. Но прежде чем начать, можно кратко сформулировать основные положения теории, считающей алкоголизм и наркоманию семейными заболеваниями.

Химическая зависимость - прогрессирующий патологический процесс. Это понятие включает в себя алкоголизм и все прочие зависимости от химических веществ - кокаина, лекарственных и наркотических средств, “уличных” наркотиков и их смесей. Образ жизни наркоманов соответствует потребляемому наркотику. Нет никакого внешнего сходства между тайно спивающейся дамой и наркоманом с улицы, а пижон в шикарной машине, балующийся кокаином, совсем не похож на запуганного торговца “травкой”. Однако сам патологический процесс, связанные с ним проблемы, его разрушительное воздействие на личность и прогноз заболевания мало зависят от характера наркотического вещества. Будь то алкоголь, кокаин, марихуана, героин или валиум, - болезненное пристрастие практически одинаково меняет и самого человека, и его семью.

Каждого, кто по жизни столкнулся с алкоголиком, эта болезнь как-то задевает; но ее прямые последствия обрушиваются на членов его семьи”(Wegscheider 1981). Чтобы как-то пережить хаос, непоследовательность и непредсказуемость взрослых, характерные для таких семей, дети вырабатывают собственные способы защиты, - часто нездоровые эмоционально, - которые и берут с собой во взрослую жизнь. Например, они могут так и не научиться различать свои и чужие границы, - для них загадка, где же заканчиваются “другие” и начинаются они сами. Члена семьи алкоголика, попавшего в такую ловушку, называют созависимым. Созависимость - своего рода одержимость; это зависимость от других людей либо внешних вещей до такой степени, что собственные интересы полностью игнорируются, а осознание себя как личности практически отсутствует (Lerner 1987).


Семейные системы алкоголиков обычно закрыты, для них характерны жесткие правила и жесткое распределение ролей. Взрослым, выросшим в такой семье, помощь необходима не меньше, чем самому алкоголику, причем не важно, жив сам больной или умер, все еще пьет или уже “завязал”. Терапия взрослых детей алкоголиков не ставит своей целью научить семью, как помочь больному; эта задача решается в ходе другого процесса - процесса интервенции. А ВДА должны наконец-то сосредоточиться на собственных проблемах, чтобы сделать первый шаг к исцелению.



Подготовка к изменениям


Вот несколько основных правил в семьях алкоголиков: “Не верь! Не смей говорить о реальных проблемах! Не смей чувствовать!”( Black 1981). Психодрама, основанная на теории и методологии Дж. Л. Морено, с ее активными техниками просто незаменима в работе с этими правилами. “Действие” способствует конструктивным изменениям, так как дает возможность взглянуть на привычные вещи под иным углом зрения.



Доверие


Доверие является необходимой предпосылкой терапевтического процесса в любой группе, где работают с чувствами и межличностным взаимодействием. Взрослые дети алкоголиков должны научиться доверять терапевту и группе, прежде чем начнется процесс выздоровления. Они также должны открыть для себя возможность ставить определенные границы - как в терапевтической работе, так и в жизни.

Выбор упражнений и техник во многом зависит от характера и размера группы, а также от продолжительности сессии. Решающей, в конечном счете, будет общая оценка ведущего, насколько группа готова к данному виду работы. Мы обычно используем для разогрева набор простых упражнений, в результате чего уровень доверия возрастает. Здесь важно структурировать задание, давать четкие инструкции - по одной за раз, отслеживать, как чувствует себя каждый участник группы в данный момент. В малой группе мы чаще всего обращаемся с вопросом к каждому по очереди. Иногда лучше вначале попросить всех закрыть глаза или смотреть в пол, чтобы сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно “настроить” группу, предложив сделать несколько глубоких вдохов - выдохов. Дайте время участникам сосредоточиться на вашем вопросе и попросите всех открыть глаза, когда они будут готовы. Выбирая тему и углубляясь в индивидуальную беседу, отдавайте себе отчет, какова ваша цель в данный момент. Вот несколько примеров:


Какое самое сильное чувство вы испытываете сегодня - или в последние дни?

Что вы за человек? Опишите себя, дайте образ, метафору, картинку.

Назовите человека (одного) или событие своей жизни, вызывающее ваш гнев.

По поводу чего в вашей жизни вы испытываете печаль? (Тоже одно событие или человек).

Кто оказал большое влияние на вашу жизнь (положительное или отрицательное)?

Чем в себе вы больше всего гордитесь?


Какой поступок или способ поведения (один) вы бы хотели изменить, если это возможно?

Если бы вы могли стать кем-либо или чем-либо в этом мире, кем или чем вы бы стали?

Опишите значимый для вас объект, который есть сейчас в вашей жизни или был в прошлом.

Чем из того, что вы любите и умеете делать, вы давно не занимались?


Можете расширить или изменить эти вопросы, но не упускайте из виду их цель. Не забудьте поделиться с группой вашими собственными ответами, можно сделать это в самом конце, можно в начале - чтобы “разбить лед недоверия”.

Большую группу можно разбить на подгруппы от 4 до 8 человек каждая, а можно начать работать в парах, чтобы люди лучше узнали друг друга и почувствовали себя комфортнее. Выполнив задание в малых группах, все возвращаются в круг, обмениваются впечатлениями и делятся переживаниями.

Существуют более сложные и рискованные упражнения “на доверие”, например, “прогулка слепых”. Разбейте группу на пары и в каждой назначьте одного из партнеров “поводырем”, а другого “слепым”. Попросите всех “слепых” в группе закрыть глаза, а “поводырям” объясните, что они должны вести своего партнера, невербально знакомя его с окружающей обстановкой и давая почувствовать как можно больше разных ощущений. Упражнение можно выполнять в комнате, на улице или сочетать оба варианта; учитывайте особенности своей группы. Дайте партнерам достаточно времени, а сами внимательно наблюдайте за их взаимодействием. Затем предложите им поменяться ролями в парах или образовать новые.

Когда все участники группы побывают в обеих ролях, переходите к шерингу - обмену чувствами и переживаниями. Однако следует помнить, что жизненный опыт взрослых детей алкоголиков отнюдь не способствует быстрому установлению доверия. Поэтому, прежде чем давать вышеописанное упражнение, убедитесь, что ваша группа к нему готова.



Разговор о реальных проблемах


Отрицание своих проблем остается важной чертой ВДА в их взрослой жизни. Они стараются оградить себя и своих близких от неприятных и болезненных событий и фактов, так как в детстве привыкли, что алкоголизм окружен стеной молчания. Чтобы вырваться наконец из этой ловушки, им следует для начала признать ту роль, которую алкоголь играл в их родительской семье.

Вся жизнь такой семьи вращается вокруг алкоголика или наркомана. Его близкие настолько привыкли бороться за выживание, пытаясь при этом “сохранить лицо” и защитить семейную систему, что вообще перестают осознавать происходящее. Необходимо помочь нашим клиентам нарушить негласное правило: “Не говори о реальных проблемах!” - и понять роль алкоголя или наркотиков в их семейных отношениях. Первая стадия процесса выздоровления называется вынужденным, или стрессовым, осознаванием.

Именно на этой стадии взрослые дети алкоголиков начинают осознавать, на сколько уязвимыми в психологическом, физиологическом и генетическом смысле они выросли из-за присутствия алкоголика в семье”(Gravitz and Bowden 1985).