ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 4153
Скачиваний: 17
Чтобы помочь ВДА “увидеть алкоголизм” и открыто говорить о нем, мы используем социограммы, которые символизируют динамику отношений внутри конкретной группы. Эта техника помогает нашим клиентам прояснить отношения в семье, осознать влияние алкоголизма на разные поколения семейной системы.
Для этих целей мы обычно ставим две социограммы - с семьями, которые создают сами ВДА, и с их родительскими семьями. В каждой социограмме протагонист выбирает членов группы на роли своих близких (мужа, жены, детей), затем он описывает их по очереди. Иногда мы вводим кого-либо, чтобы представить “алкоголь” и его место в динамике семейных отношений. Картины, символически изображающие родительскую и теперешнюю семью клиента, дают ему возможность увидеть и осознать сходство и различие двух семей и влияние алкоголя на разные поколения.
Вот недавний пример эффекта социограммы. Строя картину своей нынешней семьи, молодой человек выбирает для себя позицию стоя на стуле, символизирующую его власть в семье. Такое положение мешает его нормальному общению с сыном. Представляя социограмму родительской семьи, протагонист ставит в такую же позицию свою мать-алкоголичку. Сам он в роли ребенка не может “достучаться” до матери - она его просто не слышит с высоты своего положения. Осознав сходство двух картин и поняв чувства своего сына, этот человек сразу же изменил социограмму своей семьи и встал с сыном на один уровень.
Чувства
Признание того факта, что в семье имелась химическая зависимость, часто приносит облегчение ВДА. Нарушено правило “Не говори о реальных проблемах!”, наконец-то разорван “заговор молчания”. Появляется чувство освобождения, желание говорить открыто и откровенно.
Однако на смену первым радостным переживаниям приходят менее приятные эмоции: человека захлестывает гнев, стыд, охватывает глубокая печаль. Все это - часть естественного процесса переживания горя. Любая семья алкоголика - это огромный резервуар горя и не оплаканных потерь - потери детства, родителей, надежд. Для исцеления эти потери необходимо оплакать сейчас и наконец-то позволить себе горевать. Одновременно нужно завершить “неоконченный разговор” - тот, который не мог состояться в реальной жизни.
Идеальной для этой цели является техника “пустого стула”, однако она настолько сильна, что применять ее нужно с оглядкой. Ведущий должен быть хорошо обучен, чтобы справиться с потоком эмоций протагониста - горем, гневом, старыми обидами и т.д. Обычно мы приглашаем желающего завершить “неоконченный разговор” с близким человеком, часто уже умершим. Предлагая одному из ВДА произнести то, что он никогда не имел возможности высказать, мы почти всегда вызываем катарсис. Таким образом долго подавляемые чувства, являвшиеся причиной многих проблем сегодняшней жизни человека, наконец-то выходят наружу. Нарушено еще одно правило алкогольной семьи - “Не чувствуй!”, - что может вызывать страх у протагониста. Задача ведущего - поддержать ВДА, помочь не захлебнуться в сильных эмоциях и интегрировать приобретенный опыт.
Например: сначала у того, кто работает с “пустым стулом”, наступает отреагирование гнева на родителя-алкоголика и/или на другого родителя, не сумевшего защитить. Затем гнев сменяется слезами горя и боли от потери родительской любви.
Еще одна техника - “ненаписанное письмо“. Если ВДА сумеют “написать“ близкому человеку (живущему или умершему) письмо, которое никогда в жизни не писали, это даст им возможность завершить “неоконченный разговор” в безопасной атмосфере поддержки и контроля над ситуацией. Техники “пустого стула” и “ненаписанного письма” позволяют в дальнейшем работать с горем на более глубоком уровне.
Структура этого упражнения такова:
1. Вспомните людей, которым вы хотели бы сказать что-то важное и не смогли. Сейчас есть возможность это сделать - написать письмо.
2. На чем вы бы хотели написать это письмо?
3. Вы будете писать ручкой или карандашом?
4. Какая дата будет на письме?
5. Кому адресовано это письмо?
6. Опишите этого человека в нескольких словах.
7. Напишите письмо (монолог).
8. Как вы хотите подписать это письмо?
(Используйте “сверхреальность”).
9. Поменяйте ролями протагониста с тем человеком, которому адресовано письмо.
10. Попросите протагониста в этой роли описать себя.
11. Предложите протагонисту, находясь в этой роли, написать письмо самому (самой) себе.
12. Сделайте обратный обмен ролями,
либо
13. Остановитесь после пункта 8, не проводите обмена ролями.
14. Какой ответ на письмо вы ожидаете?
15. Что вы чувствуете сейчас, когда написали это письмо?
16. Обмен впечатлениями в группе.
Часто после этого упражнения люди действительно пишут такое письмо.
Перемены
Вторая стадия выздоровления для взрослых детей алкоголиков включает работу с базовыми проблемами: способы поведения, усвоенные в детстве и ставшие проблемой во взрослой жизни; отношение к алкоголю и наркотикам; проблемы доверия, зависимости и контроля; проблемы близости и сексуальности, вопросы построения границ (Gravitz and Bowden 1985). В этот период ВДА уже значительно меньше охвачены эмоциями, и им самое время стать протагонистами в полной психодраматической сессии.
Классическая психодрама такого рода продолжается около полутора часов, что позволяет работать над базовой проблемой, выбранной протагонистом. Вместо разговоров о трудностях своей жизни, ВДА погружаются в собственную реальность, проживая и прочувствуя ее как будто в первый раз. В том и состоит истинная сила психодрамы: эмоциональный катарсис и осознавание собственных переживаний так ярки и глубоки, что оказывают воздействие на дальнейшую жизнь человека.
Ролевой тренинг
В начале терапевтического процесса для ВДА необязательно, а иногда и нежелательно напрямую взаимодействовать с другими членами семьи, которые находятся в прежнем состоянии - отрицания, агрессии, отсутствия границ. Однако наступает момент, когда просто необходимо съездить домой, сверить свои воспоминания с воспоминаниями братьев и сестер или просто посетить семейное торжество, свадьбу или похороны. Такие встречи очень пугают ВДА, им необходима определенная подготовка и поддержка. Для репетиции жизненных ситуаций мы используем ролевой тренинг. Он помогает клиентам отработать новые для них способы поведения и реакции на определенные реальные события. В процессе проведения тренинга применяются различные психодраматические техники, включая и “зеркало”.
Например, на сессии, готовясь к встрече с родителями, клиент ведет себя агрессивно, нервно или испуганно, не осознавая при этом, что сам провоцирует нежелательную реакцию. С помощью техники “зеркала” можно показать ВДА их привычное поведение, а затем помочь изменить его.
Игра
Жесткие правила алкогольной семьи и постоянная необходимость защищаться, “сохранять лицо” задерживают развитие спонтанности, креативности, способности получать от жизни удовольствие. В таких семьях дети вынуждены выступать в роли “маленьких взрослых”, брать на себя ответственность и контроль за ситуацией. Они не имеют возможности расслабиться, не успевают научиться играть. Для освобождения “внутреннего ребенка” очень помогают упражнения на спонтанность и разыгрывание историй.
Упражнения на спонтанность вызывают много шуток и смеха, помогают ВДА почувствовать себя играющими детьми, объединяют группу. Можно предложить участникам изобразить с помощью пантомимы исторические события, времена года, разные города и страны.
Разыгрывание историй - это групповое упражнение, где каждый участник играет роль в сказке, басне, рассказе. Особенно поощряется принятие на себя ролей, не характерных в обычной жизни.
Некоторые клиенты, боясь проявить свои чувства, сопротивляются вовлечению в игру. Задача ведущего - помочь им принять хотя бы минимальное участие. Следует помнить и о физической безопасности группы.
Пусть несколько участников группы расскажут различные истории, сказки, басни и т.д. Группа останавливается на одной из них, сделав социометрический выбор или путем голосования. Иногда необходимо набросать краткий план инсценировки. Определяются главные действующие лица, можно ввести роль рассказчика, роли неодушевленных предметов, а также новых персонажей. Роли распределяет ведущий или сами участники; они строят сцену и разыгрывают действие. Необходимо дать возможность группе представить свой самостоятельный вариант выбранной истории. Затем следует обмен переживаниями и чувствами из роли. Важно понять, отличались ли роли участников от привычных им жизненных ролей.
Выбор
Наконец-то у ВДА появляется возможность делать выбор. Они начинают принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост. На этом этапе им необходима структура и перспектива на будущее, чтобы и дальше идти по пути духовного исцеления.
Для финальной сессии мы часто используем “волшебный магазин”, который позволяет затронуть многие проблемы, стоящие перед ВДА, и в то же время является прекрасным завершением работы группы. Этот “магазин” действует на бартерной основе: там можно приобрести такие качества, как мужество, доверие, надежду, терпение, способность выражать свои чувства, - в обмен на страх, гнев, безнадежность, отсутствие доверия и другие специфические черты характера ВДА. Здесь приходится делать выбор, принимать решения и быть ответственным за себя.
Итак, мы открываем специальный “магазин”, знакомим группу с хозяином и его помощником, объясняем принципы работы “магазина”. В рамках этого упражнения ВДА сталкиваются с выбором, сделанным в прошлом, и с тем, который направлен в будущее. Например, участник группы хочет приобрести способность проявлять свои чувства, но хоэяин “магазина” готов “продать” ему свой товар только в случае, если “покупатель” откажется от созданной им вокруг себя стены недоверия. Эта техника берет начало в воображении, но в процессе торга происходит переход от фантазий к символам и, наконец, к реальности.
Заключение
Самооценка является краеугольным камнем структуры психики. Поэтому вполне понятно, что ВДА, чье развитие проходило в атмосфере постоянного напряжения, стресса, хаоса и непредсказуемости, а самооценка страдала, постоянно борются за психическое выживание.
Морено как-то сказал: “Люди ставят перед собой два главных вопроса: кто я? где и с кем я?” От того, как мы отвечаем на эти вопросы, зависит полнота нашего жизненного опыта и личных взаимоотношений.
Борьба ВДА ведется вокруг этих базовых проблем. Их попытка обрести идентичность, прочное чувство себя и своих границ - поиск ответа на вопрос: “Кто же я? ” Стремление найти свою нишу, развивать отношения, чувство сопричастности и принадлежности - это их поиск благоприятной среды, которой человек соответствует, где он получает заботу, возможность раскрыться и реализовать себя.
Если нам удастся помочь взрослым детям алкоголиков в их борьбе и поиске, возможно, они придут к доверию, открытости, честности, смогут поверить в себя.
Через психодраму и ее активные техники ВДА включаются в этот поиск на всех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом и духовном.
Литература
Black, C. (1981) It Will Never Happen To Me, Denver, Colorado: M.A.C. Publishers, Chapter 3 pp. 31-52.
Gravitz, H. and Bowden, J. (1985) Guide to Recovery: A Book for Adult Children of Alcoholics, Homes Beach, Florida: Learning Publications Inc., p.29.
Lerner, R. (1987) Speech, Seattle, Washington, 31 July.
Wegscheider, S. (1981) Another Chance: Hope and Health for the Alcoholic Family, Palo Alto, California: Science and Behavior Books, Inc., p.76.
Джинни Джеффрис
МЫ ЗДЕСЬ ЗАНИМАЕМСЯ ТЕМ,
ЧТО РАЗРЯЖАЕМ БОМБЫ
Психодрама с закоренелыми преступниками
В камере гриндонской тюрьмы на расстеленном на полу матрасе неподвижно лежит накрытая одеялом женщина-ассистент (ассистент директора психодрамы - В.М.). Встав около нее на колени, Джон представляет себя у смертного ложа матери и рассказывает ей, как тяжело ему было в детстве переносить многочисленные унижения и побои. Мать Джона скоропостижно скончалась, когда он уже отбывал наказание. На глазах у Джона появились слезы.
Директор: Что происходит сейчас, во время вашего разговора с матерью?
Джон: Я очень сильно на себя злюсь.
Директор: А ваша печаль - она о чем?
Джон: О любви, о ненависти, о запоздалых сожалениях. Я пытаюсь найти повод, чтобы как-то себя оправдать, но не нахожу. Я говорю: это мать во всем виновата. Не знаю, так ли это.
Гриндон
Джон был одним из 260 человек, которые предпочли отбывать срок заключения в гриндонской тюрьме. Эта тюрьма построена в 1962 году специально, чтобы заключенные, имеющие серьезные нарушения в поведении и личностные проблемы, получили возможность лечения. Каждому осужденному, пожелавшему попасть в Гриндон, следовало пройти медицинскую комиссию. Среднее время пребывания в этой специализированной тюрьме составляло около двух лет, но лечение могло быть прекращено в любой момент по воле заключенного или в соответствии с решением администрации. Завершая свое пребывание в Гриндоне, заключенные возвращались в распределитель, откуда их направляли в другое место заключения.
По прибытии в Гриндон заключенные проходят осмотр и размещаются в специальном отделении. Они живут в одиночных камерах, которые, в отличие от камер в других тюрьмах, в дневное время специально не запираются, чтобы люди могли свободно общаться между собой. Контингент этого отделения состоит из насильников, убийц и других заключенных, совершивших тяжкие преступления, а также ставших преступниками наркоманов. В этой тюрьме существует запрет на совершение преступлений, и тот, кто его нарушает, должен покинуть Гриндон. В другой тюрьме многие из этих заключенных могли бы отбывать наказание в соответствии с “правилом № 43”, допускающим фактическую изоляцию. Многие преступники выбирают именно такой режим, чтобы не подвергать себя риску общения с другими заключенными, так как боятся возможных последствий, если остальным станет известно про совершенное ими преступление.
Проживая в специальном отделении, заключенные участвуют в интенсивной групповой терапии. Им необходимо регулярно посещать группу, на которой они могли бы говорить о себе, своих отношениях и своих преступлениях. Кроме того, они обязаны посещать общее собрание, которое дает отдельным малым группам возможность обменяться информацией и быть в курсе дел, касающихся всего “сообщества”. Тюремная администрация активно участвует в групповой терапии; служащие помогают создавать модели ролей и отношений, которые иначе могли бы остаться для заключенных совершенно неизвестными. Наряду с терапевтической службой в этой тюрьме организованы рабочие группы и учебные классы, но терапевтической работе в Гриндоне всегда отдается предпочтение.