ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8089
Скачиваний: 5
136
Глава 7. Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах
Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП
РФ). Объективная сторона этого налогового правонарушения выражается в несо-
блюдении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представ-
ления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Мерой ответствен-
ности за данное правонарушение является штраф, налагаемый на должностных лиц.
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового
контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Объективная сторона правонарушений, описанных
п. 1 данной статьи, выражается в невыполнении налогоплательщиком в установ-
ленный законодательством о налогах и сборах срок обязанности по представлению
в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контро-
ля. Диспозиция п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает три способа соверше-
ния этого налогового проступка. Первый заключается в непредставлении соответ-
ствующих сведений. Второй — в отказе налогоплательщика представить сведения,
необходимые для осуществления налогового контроля. Третий — в представлении
таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Субъектами данного
налогового проступка могут быть граждане и должностные лица.
Объективная сторона п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ характеризуется аналогичными
элементами. Второй пункт рассматриваемой статьи является специальным по от-
ношению к первому, поскольку содержит квалифицирующий признак в виде осо-
бых субъектов налогового правонарушения.
Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП
РФ). Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного п. 1
рассматриваемой статьи, выражается в открытии банком или иной кредитной ор-
ганизацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъ-
явления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе
государственного внебюджетного фонда. Объективной стороной налогового про-
ступка, квалифицируемого по п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, является нарушение банком
или иной кредитной организацией запрета на открытие счета организации или ин-
дивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа или
таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Субъекта-
ми рассматриваемых налоговых деликтов являются должностные лица.
Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора
(ст. 15.8 КоАП РФ). Объективная сторона выражается в нарушении банком или
иной кредитной организацией установленного законодательством о налогах и сбо-
рах срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или на-
логового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового
поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа го-
сударственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса),
соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджет-
ный фонд). Субъектами данного налогового правонарушения являются должност-
ные лица.
Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам на-
логоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП
РФ). Объективная сторона выражается в совершении банком или иной кредитной
организацией противоправных действий по осуществлению таких расходных опе-
7.2 Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
137
раций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сбор-
щика налогов и (или) сборов или иных лиц, которые не связаны с исполнением
обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, име-
ющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество
в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд). Обя-
зательным признаком, позволяющим квалифицировать действия банка или иной
кредитной организации в качестве противоправных на основании рассматривае-
мой статьи, является наличие у названных субъектов решения налогового органа,
таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о при-
остановлении операций по таким счетам. Нарушение банком или иной кредит-
ной организацией запрета на операции по счетам налогоплательщика, плательщи-
ка сбора или налогового агента влечет наложение соответствующего штрафа на
должностных лиц.
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления
бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Объективная сторона выража-
ется в нарушении действующего законодательства, повлекшего грубое нарушение
правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности,
а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Рассматриваемая статья
содержит примечание, разъясняющее, что под грубым нарушением правил ведения
бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
1) искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
2) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме-
нее чем на 10%.
Субъектами правонарушения являются должностные лица, допустившие ве-
дение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности с грубым
нарушением установленных правил.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения
контрольно-кассовых машин (ст. 14.4 КоАП РФ). На соблюдение налоговой дис-
циплины непосредственно влияют расчетные отношения, поэтому к числу налого-
вых деликтов относятся продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг
без применения ККМ. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения
выражается в совершении действий, нарушающих порядок продажи товаров, вы-
полнения работ либо оказания услуг без применения в установленных законом
случаях ККМ. Субъектами данного правонарушения могут быть организации тор-
говли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполня-
ющие работы либо оказывающие услуги, а также граждане, зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей.
Ответственность за осуществление деятельности без применения ККМ носит
штрафной характер, а ее размер зависит от правового статуса нарушителя.
138
Глава 7. Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах
7.2.3 Налоговые преступления
7.2.3.1 Общие положения о налоговых преступлениях
Часть 1 ст. 14 УК РФ определяет преступление как виновно совершенное об-
щественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Таким
образом, для того чтобы называться преступлением, деяние должно:
• быть общественно опасным, т. е. посягать или угрожать отношениям, жиз-
ненно важным для общества;
• проводиться в такой форме, которая предусмотрена и запрещена уголов-
ным законодательством, и вызывать определенного рода последствия;
• совершаться виновно, т. е. с определенным моральным и интеллектуаль-
ным отношением субъекта к своему действию и его последствиям.
В числе преступлений в сфере экономической деятельности налоговые пре-
ступления выделяются в обособленную группу на основе признаков, которые отра-
жают специфику жизнедеятельности (в данном случае — налогообложения) обще-
ства, в которой они совершаются. К числу этих признаков относятся: особый субъ-
ектный состав (налоговые органы, органы СК РФ, налоговые агенты и налогопла-
тельщики); специфический объект — отношения по поводу исчисления и уплаты
налогов и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
Объективная сторона налоговых преступлений состоит из деяния (действия
или бездействия), негативных последствий и причинно-следственной связи между
ними.
Негативные последствия налоговых преступлений разнообразны. Среди них
можно выделить:
• недополучение казной налоговых сборов, сокращение доходной части бюд-
жета и рост его дефицита;
• нарушение законов рыночной конкуренции, ибо предприятия-неплатель-
щики получают ряд преимуществ;
• нарушение принципа социальной справедливости, поскольку для тех, кто
исправно платит налоги, возникает дополнительное налоговое бремя.
Причинно-следственная связь означает, что наступление негативных послед-
ствий вызвано действиями преступника.
Субъект налогового преступления. Уголовно-правовая доктрина, принятая в РФ,
предусматривает в качестве субъекта преступления только физическое лицо.
Субъективная сторона налогового преступления. Налоговые преступления
всегда существовали только в виде умышленных деяний. Субъективная сторона
преступления может иметь интеллектуальное и волевое выражение. Интеллекту-
альное — осознание субъектом общественной опасности своего деяния и предви-
дение его вредных последствий, волевое — отношение к их наступлению. При со-
вершении умышленного преступления лицо осознает опасность своих действий,
предвидит возможность или неизбежность наступления их опасных последствий;
в случае, если субъект желал, чтобы такие последствия наступили, он действовал
с прямым умыслом, а если только допускал возможность причинения вреда или
относился к этому безразлично, — с косвенным.
7.2 Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
139
Исходя из общих правовых посылок нарушение законодательства о налогах
и сборах, содержащее признаки преступления (налоговое преступление), можно
определить как виновно совершенное в сфере налогообложения опасное деяние,
запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Составы налоговых преступлений предусмотрены Уголовным кодексом РФ,
в частности ст. ст.198, 199, 199.1, 199.2.
7.2.3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с физического лица (ст. 198 УК РФ)
Общественная опасность данного преступления заключается в причинении
вреда отношениям с участием налогоплательщиков-физических лиц, складываю-
щимся в сфере налогообложения, которые и составляют его объект. В данном
случае противоправные действия посягают на существующий порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов с физических лиц. Уклонение от уплаты налогов, име-
ет своим последствием неполучение государством тех денежных средств, которые
оно должно было получить в виде налоговых доходов.
Объективная сторона данного преступления представляет собой уклонение от
уплаты налогов. Уклонение в данном случае — это введение в заблуждение налого-
вых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообло-
жения и подлежащих с них уплате налогов и сборов.
Данный состав преступления является материальным, т. е. наступление по-
следствий в виде неуплаченного налога (сбора) в данном случае является обя-
зательным. Поэтому при определении момента окончания данного преступления
следует считать момент фактической неуплаты налога за соответствующий налого-
облагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Иными
словами, момент окончания налогового преступления совпадает с моментом исте-
чения срока уплаты соответствующего налога (сбора).
Субъект преступления совпадает с субъектом налогообложения.
Субъективная сторона во всех случаях, независимо от формы преступного
поведения, сводится к прямому умыслу.
7.2.3.3 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с организации (ст. 199 УК РФ)
Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков.
В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют более вы-
сокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанно-
стей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финан-
совой системе государства. Соответственно такие действия характеризуются более
высокой общественной опасностью.
Объектом данного преступления является налоговая система государства в ча-
сти отношений, возникающих в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов
и (или) сборов с организаций.
Объективная сторона имеет много общего с преступлением, предусмотрен-
ным ст. 198 УК РФ. Основное же отличие заключается в том, что налогоплатель-
140
Глава 7. Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах
щиком в данном случае является организация (п. 2 ст. 11 НК РФ). Следует учиты-
вать, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций
самостоятельными налогоплательщиками не являются.
Сумма налога (сбора) с организации, которая не уплачена в результате уклоне-
ния от него, должна соответствовать крупному размеру. В данном случае таковым
признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах
трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля
неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм
налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.
Субъект преступления по определению — лицо, отвечающее в организации за
исполнение ею обязанностей по исчислению и уплате налогов. В связи с этим
к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены:
1) руководители организации-налогоплательщика;
2) главный (старший бухгалтер) и лица, выполняющие их обязанности;
3) иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгал-
терские документы заведомо ложные данные о доходах или расходах либо
скрывшие другие объекты налогообложения;
4) лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199
УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его
совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-
налогоплательщика или иных служащих данной организации, или содей-
ствовавшие совершению преступления советами, указаниями.
Субъективная сторона — прямой умысел. Использование в диспозиции статьи
199 УК РФ термина «уклонение», указывает на определенную цель совершаемо-
го деяния — избежать уплаты законно установленных налогов. В свою очередь, это
свидетельствует о том, что состав этого преступления предполагает наличие в дей-
ствиях виновного лица именно умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ), который в данном
случае направлен непосредственно на уклонение от уплаты налога.
7.2.3.4 Неисполнение обязанностей налогового агента
(ст. 199.1 УК РФ)
Объект преступления составляют общественные отношения, возникающие
в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей.
Объективная сторона данного преступления выражается в неисполнении обя-
занностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствую-
щий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены
законодательством о налогах и сборах.
Субъект преступления может различаться в зависимости от того, кто является
налоговым агентом по неисполненной обязанности (юридическое лицо или инди-
видуальный предприниматель).
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыс-
лом. Целью подобных действий является уклонение от выполнения обязанностей
налогового агента и удержание подлежащих перечислению в бюджет денежных
средств.