Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8089

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП

РФ). Объективная сторона этого налогового правонарушения выражается в несо-
блюдении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представ-
ления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Мерой ответствен-
ности за данное правонарушение является штраф, налагаемый на должностных лиц.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового

контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Объективная сторона правонарушений, описанных
п. 1 данной статьи, выражается в невыполнении налогоплательщиком в установ-
ленный законодательством о налогах и сборах срок обязанности по представлению
в налоговый орган сведений, необходимых для осуществления налогового контро-
ля. Диспозиция п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает три способа соверше-
ния этого налогового проступка. Первый заключается в непредставлении соответ-
ствующих сведений. Второй — в отказе налогоплательщика представить сведения,
необходимые для осуществления налогового контроля. Третий — в представлении
таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Субъектами данного
налогового проступка могут быть граждане и должностные лица.

Объективная сторона п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ характеризуется аналогичными

элементами. Второй пункт рассматриваемой статьи является специальным по от-
ношению к первому, поскольку содержит квалифицирующий признак в виде осо-
бых субъектов налогового правонарушения.

Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП

РФ). Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного п. 1
рассматриваемой статьи, выражается в открытии банком или иной кредитной ор-
ганизацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъ-
явления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе
государственного внебюджетного фонда. Объективной стороной налогового про-
ступка, квалифицируемого по п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, является нарушение банком
или иной кредитной организацией запрета на открытие счета организации или ин-
дивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа или
таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Субъекта-
ми рассматриваемых налоговых деликтов являются должностные лица.

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

(ст. 15.8 КоАП РФ). Объективная сторона выражается в нарушении банком или
иной кредитной организацией установленного законодательством о налогах и сбо-
рах срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или на-
логового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового
поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа го-
сударственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса),
соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджет-
ный фонд). Субъектами данного налогового правонарушения являются должност-
ные лица.

Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам на-

логоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП
РФ). 
Объективная сторона выражается в совершении банком или иной кредитной
организацией противоправных действий по осуществлению таких расходных опе-


background image

7.2 Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

137

раций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сбор-
щика налогов и (или) сборов или иных лиц, которые не связаны с исполнением
обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, име-
ющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество
в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд). Обя-
зательным признаком, позволяющим квалифицировать действия банка или иной
кредитной организации в качестве противоправных на основании рассматривае-
мой статьи, является наличие у названных субъектов решения налогового органа,
таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о при-
остановлении операций по таким счетам. Нарушение банком или иной кредит-
ной организацией запрета на операции по счетам налогоплательщика, плательщи-
ка сбора или налогового агента влечет наложение соответствующего штрафа на
должностных лиц.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления

бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ). Объективная сторона выража-
ется в нарушении действующего законодательства, повлекшего грубое нарушение
правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности,
а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Рассматриваемая статья
содержит примечание, разъясняющее, что под грубым нарушением правил ведения
бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

1) искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

2) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не ме-

нее чем на 10%.

Субъектами правонарушения являются должностные лица, допустившие ве-

дение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности с грубым
нарушением установленных правил.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения

контрольно-кассовых машин (ст. 14.4 КоАП РФ). На соблюдение налоговой дис-
циплины непосредственно влияют расчетные отношения, поэтому к числу налого-
вых деликтов относятся продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг
без применения ККМ. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения
выражается в совершении действий, нарушающих порядок продажи товаров, вы-
полнения работ либо оказания услуг без применения в установленных законом
случаях ККМ. Субъектами данного правонарушения могут быть организации тор-
говли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполня-
ющие работы либо оказывающие услуги, а также граждане, зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей.

Ответственность за осуществление деятельности без применения ККМ носит

штрафной характер, а ее размер зависит от правового статуса нарушителя.


background image

138

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

7.2.3 Налоговые преступления

7.2.3.1 Общие положения о налоговых преступлениях

Часть 1 ст. 14 УК РФ определяет преступление как виновно совершенное об-

щественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Таким
образом, для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

• быть общественно опасным, т. е. посягать или угрожать отношениям, жиз-

ненно важным для общества;

• проводиться в такой форме, которая предусмотрена и запрещена уголов-

ным законодательством, и вызывать определенного рода последствия;

• совершаться виновно, т. е. с определенным моральным и интеллектуаль-

ным отношением субъекта к своему действию и его последствиям.

В числе преступлений в сфере экономической деятельности налоговые пре-

ступления выделяются в обособленную группу на основе признаков, которые отра-
жают специфику жизнедеятельности (в данном случае — налогообложения) обще-
ства, в которой они совершаются. К числу этих признаков относятся: особый субъ-
ектный состав 
(налоговые органы, органы СК РФ, налоговые агенты и налогопла-
тельщики); специфический объект — отношения по поводу исчисления и уплаты
налогов и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Объективная сторона налоговых преступлений состоит из деяния (действия

или бездействия), негативных последствий и причинно-следственной связи между
ними.

Негативные последствия налоговых преступлений разнообразны. Среди них

можно выделить:

• недополучение казной налоговых сборов, сокращение доходной части бюд-

жета и рост его дефицита;

• нарушение законов рыночной конкуренции, ибо предприятия-неплатель-

щики получают ряд преимуществ;

• нарушение принципа социальной справедливости, поскольку для тех, кто

исправно платит налоги, возникает дополнительное налоговое бремя.

Причинно-следственная связь означает, что наступление негативных послед-

ствий вызвано действиями преступника.

Субъект налогового преступления. Уголовно-правовая доктрина, принятая в РФ,

предусматривает в качестве субъекта преступления только физическое лицо.

Субъективная сторона налогового преступления. Налоговые преступления

всегда существовали только в виде умышленных деяний. Субъективная сторона
преступления может иметь интеллектуальное и волевое выражение. Интеллекту-
альное — осознание субъектом общественной опасности своего деяния и предви-
дение его вредных последствий, волевое — отношение к их наступлению. При со-
вершении умышленного преступления лицо осознает опасность своих действий,
предвидит возможность или неизбежность наступления их опасных последствий;
в случае, если субъект желал, чтобы такие последствия наступили, он действовал
с прямым умыслом, а если только допускал возможность причинения вреда или
относился к этому безразлично, — с косвенным.


background image

7.2 Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах

139

Исходя из общих правовых посылок нарушение законодательства о налогах

и сборах, содержащее признаки преступления (налоговое преступление), можно
определить как виновно совершенное в сфере налогообложения опасное деяние,
запрещенное уголовным законом под угрозой наказания
.

Составы налоговых преступлений предусмотрены Уголовным кодексом РФ,

в частности ст. ст.198, 199, 199.1, 199.2.

7.2.3.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с физического лица (ст. 198 УК РФ)

Общественная опасность данного преступления заключается в причинении

вреда отношениям с участием налогоплательщиков-физических лиц, складываю-
щимся в сфере налогообложения, которые и составляют его объект. В данном
случае противоправные действия посягают на существующий порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов с физических лиц. Уклонение от уплаты налогов, име-
ет своим последствием неполучение государством тех денежных средств, которые
оно должно было получить в виде налоговых доходов.

Объективная сторона данного преступления представляет собой уклонение от

уплаты налогов. Уклонение в данном случае — это введение в заблуждение налого-
вых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообло-
жения и подлежащих с них уплате налогов и сборов.

Данный состав преступления является материальным, т. е. наступление по-

следствий в виде неуплаченного налога (сбора) в данном случае является обя-
зательным. Поэтому при определении момента окончания данного преступления
следует считать момент фактической неуплаты налога за соответствующий налого-
облагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Иными
словами, момент окончания налогового преступления совпадает с моментом исте-
чения срока уплаты соответствующего налога (сбора).

Субъект преступления совпадает с субъектом налогообложения.
Субъективная сторона во всех случаях, независимо от формы преступного

поведения, сводится к прямому умыслу.

7.2.3.3 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с организации (ст. 199 УК РФ)

Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков.

В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют более вы-
сокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанно-
стей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финан-
совой системе государства. Соответственно такие действия характеризуются более
высокой общественной опасностью.

Объектом данного преступления является налоговая система государства в ча-

сти отношений, возникающих в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов
и (или) сборов с организаций.

Объективная сторона имеет много общего с преступлением, предусмотрен-

ным ст. 198 УК РФ. Основное же отличие заключается в том, что налогоплатель-


background image

140

Глава 7. Ответственность за нарушение

законодательства о налогах и сборах

щиком в данном случае является организация (п. 2 ст. 11 НК РФ). Следует учиты-
вать, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций
самостоятельными налогоплательщиками не являются.

Сумма налога (сбора) с организации, которая не уплачена в результате уклоне-

ния от него, должна соответствовать крупному размеру. В данном случае таковым
признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах
трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля
неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм
налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

Субъект преступления по определению — лицо, отвечающее в организации за

исполнение ею обязанностей по исчислению и уплате налогов. В связи с этим
к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены:

1) руководители организации-налогоплательщика;

2) главный (старший бухгалтер) и лица, выполняющие их обязанности;

3) иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгал-

терские документы заведомо ложные данные о доходах или расходах либо
скрывшие другие объекты налогообложения;

4) лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199

УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его
совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-
налогоплательщика или иных служащих данной организации, или содей-
ствовавшие совершению преступления советами, указаниями.

Субъективная сторона — прямой умысел. Использование в диспозиции статьи

199 УК РФ термина «уклонение», указывает на определенную цель совершаемо-
го деяния — избежать уплаты законно установленных налогов. В свою очередь, это
свидетельствует о том, что состав этого преступления предполагает наличие в дей-
ствиях виновного лица именно умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ), который в данном
случае направлен непосредственно на уклонение от уплаты налога.

7.2.3.4 Неисполнение обязанностей налогового агента
(ст. 199.1 УК РФ)

Объект преступления составляют общественные отношения, возникающие

в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей.

Объективная сторона данного преступления выражается в неисполнении обя-

занностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствую-
щий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены
законодательством о налогах и сборах.

Субъект преступления может различаться в зависимости от того, кто является

налоговым агентом по неисполненной обязанности (юридическое лицо или инди-
видуальный предприниматель).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыс-

лом. Целью подобных действий является уклонение от выполнения обязанностей
налогового агента и удержание подлежащих перечислению в бюджет денежных
средств.