ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8091
Скачиваний: 5
1.4 Принципы налогового права
31
• принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы
на территории РФ, который означает, что не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и,
в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории РФ товаров (работ, услуг), либо иначе ограничивать
или создавать препятствия не запрещенной экономической деятельности
физических лиц и организаций;
• принцип установления налогов законами. Это означает, что налоги любого
уровня устанавливаются, изменяются или отменяются законом, а в част-
ности, на сегодняшний день — Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не мо-
жет быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные
взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, но не преду-
смотренные НК РФ;
• принцип полноты элементов в налоговом законе. При установлении на-
логов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты за-
конодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы) и в каком поряд-
ке он должен платить. Кроме этого, все неустранимые сомнения, противо-
речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются
в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
• принцип однократности налогообложения, который означает, что один и тот
же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опре-
деленный законом период налогообложения;
• принцип льготности налогообложения, который означает, что налоговые
законы должны иметь правовые нормы, закрепляющие для отдельных или
определенных групп налогоплательщиков льготы по налогам. Льгота по
налогам — это установленная законом составная часть системы налогооб-
ложения, обеспечивающая финансово-экономическое стимулирование дея-
тельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обя-
занностей;
• принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом, ко-
торый означает возложение на различные группы налогоплательщиков рав-
ного налогового бремени. Каждое лицо должно уплачивать законно уста-
новленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах осно-
вывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. На-
логи и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных
и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференци-
рованные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от
формы собственности, гражданства физических лиц или места происхож-
дения капитала;
• принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и госу-
дарства, который означает, что каждый из участников налоговых правоот-
ношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в уста-
новленном законом порядке;
32
Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации
• принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях,
который означает право граждан получать информацию любым законным
способом, за исключением сведений, составляющих налоговую тайну;
• принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношени-
ях, защиты интересов участников налоговых отношений в суде.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Исторический аспект эволюционирования системы налогообложения в Рос-
сийском государстве.
2) Понятие, предмет и метод правового регулирования в налоговом праве.
3) Принципы и функции налогового права.
4) Источники налогового права.
5) Налоговое право как отрасль права, его соотношение с другими отраслями
права.
Глава 2
ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЗНАКИ НАЛОГА
2.1 Юридическое определение налога и его
признаки
Налог — категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юриди-
ческое значение. Определяя налог с экономической точки зрения, трудно его от-
граничить от сборов, пошлин и других государственных изъятий. С этой точки
зрения налоги, являясь важной стоимостной экономической категорией, представ-
ляют собой изъятие государством в пользу общества определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При определении экономиче-
ской природы налогов важнейшим критерием выступает их сущностная принад-
лежность к финансово-бюджетной системе общества.
С правовой точки зрения все правовые способы организации бюджетных до-
ходов можно разделить на три основные разновидности, между которыми суще-
ствует много общего и много различий:
1) собственно налоги;
2) неналоговые платежи (квазиналоги, налоговые суррогаты), а именно: взно-
сы в во внебюджетные фонды, сборы, пошлины, экологические платежи за
нарушение окружающей среды и т. д.;
3) разовые изъятия — платежи, взимаемые государством в особом порядке и,
как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (на-
пример, конфискации, реквизиции).
В связи с этим, в мировой практике налогообложения выработаны два основ-
ных подхода к решению проблемы юридического определения налога. Узкий под-
ход позволяет рассматривать налог как одну из разновидностей фискальных пла-
тежей, отвечающую определенным требованиям. Расширительный подход, когда
к понятию налога относят любые изъятия средств для финансирования публичных
расходов.
34
Глава 2. Понятие и отличительные признаки налога
При этом налоговые и неналоговые платежи обладают некоторыми общими
признаками, например они:
• устанавливаются законодательством в одностороннем порядке;
• имеют похожий порядок и условия взимания;
• обязательны к уплате;
• имеют принудительный характер изъятия;
• связаны с определенным бюджетом или внебюджетным фондом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Юридическое определение налога дано в НК РФ. В соответствии
с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, инди-
видуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи-
зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-
ления денежных средств в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога:
1) Обязательность. Обязательный характер налога означает определенную
юридическую обязанность перед государством. Основанием для лишения
собственника принадлежащего ему права собственности является консти-
туционная публично-правовая обязанность платить законно установленные
налоги (ст. 57 Конституции РФ).
Налогоплательщику налог указывает на меру его обязанности, а государ-
ственному органу — меру дозволенного поведения. Принудительный харак-
тер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной соб-
ственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство
поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объедине-
ний, с одной стороны, общества и государства, как выразителя интересов
общества — с другой.
2) Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Налог взыскивается
на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его пере-
платы или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратно-
сти, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем
порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Существенным признаком налога является его индивидуальная безвозмезд-
ность, которая характеризуется односторонностью и безэквивалентностью.
Налоги взимаются в целях покрытия общественно-полезных потребностей,
которые в большинстве случаев обособлены от индивидуальных потребно-
стей конкретного налогоплательщика. Следовательно, уплата налогопла-
тельщиком налога не порождает встречной обязанности государства
совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. В обяза-
тельстве по уплате налога есть только одна обязанная сторона — налого-
плательщик. Безэквивалентность налога проявляется в том, что пользова-
ние общественными благами никак не пропорционально величине налогов,
уплаченных налогоплательщиками.
2.2 Соотношение налогов и иных обязательных платежей
35
3) Абстрактность. Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесе-
нии их в бюджет не имеют целевого назначения. Признак абстрактного
налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета
на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает,
что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных
расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего госу-
дарства.
4) Денежный характер. Налог взимается посредством отчуждения денежных
средств, принадлежащих налогоплательщику в праве собственности, хо-
зяйственного ведения или оперативного управления. В современных усло-
виях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Упла-
та налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Рос-
сийской Федерации. В исключительных случаях иностранные организа-
ции, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Россий-
ской Федерации, также в иных случаях, предусмотренных федеральными
законами, могут исполнять обязанность по уплате налога в иностранной
валюте.
5) Включение в систему налогов государства. Налог как платеж непосред-
ственно включен в налоговую систему РФ (ст. ст. 13–15 НК РФ). Настоя-
щий критерий четко установлен в п. 3 ст. 5 НК РФ, где сказано, что ни на
кого не может быть возложена обязанность по уплате какого-либо взноса
или платежа, который хотя и обладает установленными НК РФ признаками
налога, но не предусмотрен в этом качестве Кодексом.
6) Публичное предназначение. Взимание налогов — один из важнейших при-
знаков государства и, одновременно, необходимое условие его существо-
вания. Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений
налогоплательщика и государства. Налоги вносятся в бюджет или внебюд-
жетный фонд, которые выступают получателями доходов. Налоги поступа-
ют в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти
или местного самоуправления.
2.2 Соотношение налогов и иных обязательных
платежей
От налога необходимо отграничивать сбор и пошлины.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения в от-
ношении плательщиков сборов государственными органами, ор-
ганами местного самоуправления, иными уполномоченными орга-
нами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разреше-
ний (лицензий).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .