Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8091

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.4 Принципы налогового права

31

• принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы

на территории РФ, который означает, что не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и,
в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории РФ товаров (работ, услуг), либо иначе ограничивать
или создавать препятствия не запрещенной экономической деятельности
физических лиц и организаций;

• принцип установления налогов законами. Это означает, что налоги любого

уровня устанавливаются, изменяются или отменяются законом, а в част-
ности, на сегодняшний день — Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не мо-
жет быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные
взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, но не преду-
смотренные НК РФ;

• принцип полноты элементов в налоговом законе. При установлении на-

логов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты за-
конодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы) и в каком поряд-
ке он должен платить. Кроме этого, все неустранимые сомнения, противо-
речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются
в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);

• принцип однократности налогообложения, который означает, что один и тот

же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опре-
деленный законом период налогообложения;

• принцип льготности налогообложения, который означает, что налоговые

законы должны иметь правовые нормы, закрепляющие для отдельных или
определенных групп налогоплательщиков льготы по налогам. Льгота по
налогам — это установленная законом составная часть системы налогооб-
ложения, обеспечивающая финансово-экономическое стимулирование дея-
тельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обя-
занностей;

• принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом, ко-

торый означает возложение на различные группы налогоплательщиков рав-
ного налогового бремени. Каждое лицо должно уплачивать законно уста-
новленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах осно-
вывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. На-
логи и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных
и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференци-
рованные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от
формы собственности, гражданства физических лиц или места происхож-
дения капитала;

• принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и госу-

дарства, который означает, что каждый из участников налоговых правоот-
ношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в уста-
новленном законом порядке;


background image

32

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

• принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях,

который означает право граждан получать информацию любым законным
способом, за исключением сведений, составляющих налоговую тайну;

• принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношени-

ях, защиты интересов участников налоговых отношений в суде.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Исторический аспект эволюционирования системы налогообложения в Рос-

сийском государстве.

2) Понятие, предмет и метод правового регулирования в налоговом праве.

3) Принципы и функции налогового права.

4) Источники налогового права.

5) Налоговое право как отрасль права, его соотношение с другими отраслями

права.


background image

Глава 2

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЗНАКИ НАЛОГА

2.1 Юридическое определение налога и его
признаки

Налог — категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юриди-

ческое значение. Определяя налог с экономической точки зрения, трудно его от-
граничить от сборов, пошлин и других государственных изъятий. С этой точки
зрения налоги, являясь важной стоимостной экономической категорией, представ-
ляют собой изъятие государством в пользу общества определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При определении экономиче-
ской природы налогов важнейшим критерием выступает их сущностная принад-
лежность к финансово-бюджетной системе общества.

С правовой точки зрения все правовые способы организации бюджетных до-

ходов можно разделить на три основные разновидности, между которыми суще-
ствует много общего и много различий:

1) собственно налоги;

2) неналоговые платежи (квазиналоги, налоговые суррогаты), а именно: взно-

сы в во внебюджетные фонды, сборы, пошлины, экологические платежи за
нарушение окружающей среды и т. д.;

3) разовые изъятия — платежи, взимаемые государством в особом порядке и,

как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (на-
пример, конфискации, реквизиции).

В связи с этим, в мировой практике налогообложения выработаны два основ-

ных подхода к решению проблемы юридического определения налога. Узкий под-
ход позволяет рассматривать налог как одну из разновидностей фискальных пла-
тежей, отвечающую определенным требованиям. Расширительный подход, когда
к понятию налога относят любые изъятия средств для финансирования публичных
расходов.


background image

34

Глава 2. Понятие и отличительные признаки налога

При этом налоговые и неналоговые платежи обладают некоторыми общими

признаками, например они:

• устанавливаются законодательством в одностороннем порядке;
• имеют похожий порядок и условия взимания;
• обязательны к уплате;
• имеют принудительный характер изъятия;
• связаны с определенным бюджетом или внебюджетным фондом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Юридическое определение налога дано в НК РФ. В соответствии
с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, инди-
видуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи-
зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-
ления денежных средств в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога:

1) Обязательность. Обязательный характер налога означает определенную

юридическую обязанность перед государством. Основанием для лишения
собственника принадлежащего ему права собственности является консти-
туционная публично-правовая обязанность платить законно установленные
налоги (ст. 57 Конституции РФ).

Налогоплательщику налог указывает на меру его обязанности, а государ-
ственному органу — меру дозволенного поведения. Принудительный харак-
тер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной соб-
ственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство
поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объедине-
ний, с одной стороны, общества и государства, как выразителя интересов
общества — с другой.

2) Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Налог взыскивается

на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его пере-
платы или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратно-
сти, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем
порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Существенным признаком налога является его индивидуальная безвозмезд-
ность
, которая характеризуется односторонностью и безэквивалентностью.
Налоги взимаются в целях покрытия общественно-полезных потребностей,
которые в большинстве случаев обособлены от индивидуальных потребно-
стей конкретного налогоплательщика. Следовательно, уплата налогопла-
тельщиком налога не порождает встречной обязанности государства
совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. В обяза-
тельстве по уплате налога есть только одна обязанная сторона — налого-
плательщик. Безэквивалентность налога проявляется в том, что пользова-
ние общественными благами никак не пропорционально величине налогов,
уплаченных налогоплательщиками.


background image

2.2 Соотношение налогов и иных обязательных платежей

35

3) Абстрактность. Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесе-

нии их в бюджет не имеют целевого назначения. Признак абстрактного
налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета
на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает,
что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных
расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего госу-
дарства.

4) Денежный характер. Налог взимается посредством отчуждения денежных

средств, принадлежащих налогоплательщику в праве собственности, хо-
зяйственного ведения или оперативного управления. В современных усло-
виях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Упла-
та налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Рос-
сийской Федерации. В исключительных случаях иностранные организа-
ции, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Россий-
ской Федерации, также в иных случаях, предусмотренных федеральными
законами, могут исполнять обязанность по уплате налога в иностранной
валюте.

5) Включение в систему налогов государства. Налог как платеж непосред-

ственно включен в налоговую систему РФ (ст. ст. 13–15 НК РФ). Настоя-
щий критерий четко установлен в п. 3 ст. 5 НК РФ, где сказано, что ни на
кого не может быть возложена обязанность по уплате какого-либо взноса
или платежа, который хотя и обладает установленными НК РФ признаками
налога, но не предусмотрен в этом качестве Кодексом.

6) Публичное предназначение. Взимание налогов — один из важнейших при-

знаков государства и, одновременно, необходимое условие его существо-
вания. Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений
налогоплательщика и государства. Налоги вносятся в бюджет или внебюд-
жетный фонд, которые выступают получателями доходов. Налоги поступа-
ют в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти
или местного самоуправления.

2.2 Соотношение налогов и иных обязательных
платежей

От налога необходимо отграничивать сбор и пошлины.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под сбором, в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения в от-
ношении плательщиков сборов государственными органами, ор-
ганами местного самоуправления, иными уполномоченными орга-
нами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разреше-
ний (лицензий).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .