Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников


Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автора М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева.

Цель – выявить уровень развития образной речи старших дошкольников в части понимания фразеологизмов.

В ходе обследования старшим дошкольникам предлагаются следующие фразеологизмы: сломя голову; поминай, как звали; как воды в рот набрал. Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде. Затем задаются вопросы: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят? Если ребенок затрудняется в понимании фразеологизма, то ему предлагается текст, позволяющий глубже понять тему. Педагог также предлагает ребенку придумать рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать.

При проведении данной методики в группе детей старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты представленные в таблице Е.1 (Приложение Е), и на рисунке 2.



Рисунок 2 – Уровни развития образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», авторов М.Н. Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой на констатирующем этапе
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что:

  • низкий уровень развития образной речи выявлен у 20% детей (Слава Б., Кирилл З., Максим С., Полина С.). Такие старшие дошкольники неправильно понимали тему и ошибочно развивали сюжетную линию, были невнимательны при выполнении задания, отсутствовала плавность и выразительность речи;

  • средний уровень развития образной речи показали 60% (Полина А., Алиса З., Вова Р., Саша Д., Матвей К., Константин М., Ясмина К., Саша А., Ева Б., Анна Г., Алиса Д., Кристина Е.) дошкольников. Такие дети недостаточно точно понимают, но пытаются объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не могут, не включают фразеологизм в связное высказывание;

  • высокий уровень образной речи выявлен у 20% (Денис Г., Виктор М., Юля Ф., Катерина С.) дошкольников. Такие дети понимают и правильно объясняют фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводят примеры аналогичных ситуаций, правильно включают фразеологизм в связное высказывание.

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева.


Цель – выявить уровень развития умений использовать образные средства в повседневном общении.

В процессе проведения методики педагог наблюдает за речью детей в повседневном общении. Анализирует речь детей, изучает синтаксические конструкции, которые использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения) и др. При проведении данной методики в группе детей старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты представленные в таблице Ж.1 (Приложение Ж), и на рисунке 3.



Рисунок 3 – Уровни развития образной речи старших дошкольников по методике «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)», авторов М.Н. Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой на констатирующем этапе
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что:

  • низкий уровень выявлен у 30% детей (Слава Б., Кирилл З., Максим С., Полина С., Матвей К., Анна Г.). Старшие дошкольники используют в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных слов допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет;

  • средний уровень выявлен у 50% детей (Катерина С., Полина А., Алиса З., Вова Р., Саша Д., Константин М., Ясмина К., Саша А., Ева Б., Кристина Е.) старшего дошкольного возраста. Такие дошкольники используют в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускают ошибки, которые могут самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляют редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого;

  • высокий уровень выявлен у 20% (Денис Г., Виктор М.. Юля Ф., Алиса Д.) старших дошкольников. Дети используют разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложно подчиненные предложения); употребляют образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делают это охотно и часто в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).


Проанализировав данные трех методик в сводной таблице И.1 нами были выявлены три уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста (Приложение И; рисунок 4).

Таким образом, ориентируясь на вышеописанные критерии развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что каждый из критериев имеет свои конкретные показатели, по которым измеряется развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (высокий, средний, низкий уровень).



Рисунок 4 – Уровни развития образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе исследования


  • высокий уровень развития образной речи – 20% (Денис Г., Виктор М., Юля Ф., Катерина С.). В речи детей представлено богатство содержания, отмечаются метафоры, сравнения, дети понимают фразеологизмы, умеют подобрать по смыслу слова к словам-символам. Речь выразительна, грамматически правильная, предложения и слова внутри них связаны между собой по смыслу, используется разнообразие лексических средств;

  • средний уровень развития образной речи – 55% (Полина А., Саша А., Ева Б., Анна Г., Алиса Д., Саша Д., Кристина Е., Алиса З., Константин М., Вова Р., Ясмина К.). Содержание их речи можно назвать интересным, но отмечается небольшое разнообразие лексических средств, использование средств выразительности речи фрагментарно;

  • низкий уровень развития образной речи – 25% (Слава Б., Кирилл З., Матвей К., Полина С., Максим С.). Дети затрудняются в подборе слов к словам-символам, не понимают значение фразеологизмов, их речь простая, без образных выражений. Не всегда отмечается грамматическая правильность речи и богатство словаря.

Таким образом, мы выявили, что большинство старших дошкольников на констатирующем этапе имеют средний или низкий уровни развития образности речи. Полученные результаты говорят в пользу необходимости проведения формирующего этапа исследования по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Основным средством, который выбран в нашей работе, является русская народная сказка, которая как один из жанров фольклора, является богатейшей сокровищницей народной мудрости, культуры, традиций и языка, и именно она может стать мощным средством формирования и развития образной речи дошкольников. Поэтому необходимо разработать и описать комплекс НОД, направленный на развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации.


2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки


На формирующем этапе мы определяли содержание деятельности воспитателя по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает сознательное отношение к своей речи. Речь детей становится произвольной. Появляется особая речевая деятельность – беседа, описание, рассуждение, составление рассказов, рассказывания сказок. Кроме того, речь выступает одновременно и в качестве инструмента развития интеллекта ребенка, его психики и высшего уровня эмоционального развития.

Такое средство развития речи дошкольников как русская народная сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность русского языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Русская народная сказка помогает сделать речь детей более связной, логичной, последовательной, выразительной, обогащает её художественными оборотами, эпитетами, метафорами Поразительная мощь языкового творчества, его яркость, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, присущая необычайная простота заставляют нас выдвигать русскую народную сказку как средство развития речи детей первенствующего значения [29].

В нашем исследовании мы основывались на положении о том, что развитие образной речи детей старших дошкольников посредством русских народных сказок повысится при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей с опорой на общедидактические принципы обучения и воспитания;

  • знакомство старших дошкольников с образной речью с учётом постепенного усложнения её структуры и семантики, детского опыта;

  • подбор педагогом русских народных сказок с большим количеством образных слов и выражений, направленных на развитие образной речи старших дошкольников;

  • взаимодействие с родителями, направленное на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.

Исходя из этих условий, строился формирующий этап исследования, основной целью которого была – разработка занятий по развитию образной речи детей старших дошкольников посредством русских народных сказок. Для работы с детьми нами были выбраны русские народные сказки: «Крошечка–Хаврошечка», «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Василиса Прекрасная».