ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 646
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
Утвержден на заседании кафедры литературы
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»
Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»
Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»
Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»
Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»
2 часа
План
1. Речевой этикет – культура речевого поведения.
2. Функции речевого этикета.
3. Основные ситуации речевого этикета.
4. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор.
5. Обращение в русском речевом этикете.
6. История обращения людей друг к другу в России.
7. Проявление категории вежливости в языке.
8. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.
9. Этикет в служебных отношениях.
10. Этикет и международные отношения.
11. Специфика речевого этикета в разных странах.
Список литературы
Основная
1. Акишина А. А. Русский речевой этикет / Акишина А. А., Формановская Н. И. - М., 1975.
2. Богачев Ю. П. Культура речи и ораторское искусство. Афоризмы. - М., 1995. - С. 36-53.
3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 139-162.
4. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 276-312.
5. Введенская Л. А. Деловая риторика / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 250-270.
6. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 174-188.
7. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
8. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. - М., 1992. - С. 230-234.
9. Львов Н. И. Риторика. - М., 1995. - С. 152-160.
10. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - Воронеж, 2002. - С. 303-320.
11. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 101-123.
12. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.
Дополнительная
1. Акишина А. А. Этикет русского телефонного разговора / Акишина А. А., Акишин Т. Е. - М., 1990.
2. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов-на-Дону, 1995.
3. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М., 1988.
4. Колесов В. В. Культура речи и культура поведения. - М., 1988.
5. Лихачева Л. Школа этикета и поучения на всякий случай. - М., 1997.
6. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977.
7. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1996.
8. Смелкова З. С. Азбука общения. - Самара, 1994.
9. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982.
10. Пост Эмили. Этикет. - М., 1996.
Задания
1. Подготовьте сообщения:
а) Со своим уставом в чужой монастырь не ходят (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1973. - С. 103-108; Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. - М., 1990; Папп Ф. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. - М., 1985).
б) Как нас теперь называть (рекомендуемая литература: Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 154-162; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - М., 1988. - С. 239-251; Колтунова М. В. Господа – граждане – товарищи - господа // Русская речь. -1998. - № 2. - С. 54-55).
в) Этикет в служебных отношениях (рекомендуемая литература: Деловой этикет. - Киев, 1998; Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1998. - С. 23-28).
2. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.
3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович!
- Здравствуй, Толик!
- Здрасьте!
- Здорово!
- Добрый день!
- Привет!
- Приветик!
- Приветствую вас!
- Рад вас приветствовать!
- Разрешите приветствовать вас!
- Разрешите поприветствовать вас!
- Какая радость!
- Какая встреча!
- Ну и встреча!
- Кого я вижу!
- Ба! Кого я вижу!
- Какая неожиданность!
-Ты ли это?!
Есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением, особенностями ситуации встречи и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
4. Назовите ситуации, в которых будут уместными выражения:
а) благодарности:
- Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил!
- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас за вашу отзывчивость!
б) пожелания:
- Ну, Нина, ни пуха ни пера!
- Позвольте пожелать вам всего наилучшего!
5. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к:
а) пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
б) милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку;
в) секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание;
г) приятелю, чтобы попросить у него учебник;
д) преподавателю, чтобы попросить его принять экзамен досрочно?
Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника ( например: гордым быть -глупым слыть ). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.
Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»
4 часа
План
Словарный состав языка и его изменение:
Устаревшие слова:
а) процесс архаизации лексики;
б) состав устаревших слов;
в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;
г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов;
2) Новые слова:
а) пополнение лексики новыми словами;
б) типы неологизмов;
в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публицистической речи;
г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов;
3)Современный мир слов. Лексико-семантические процессы в современной лексике (подготовить сообщение).
Словари и речевая культура. Толковые словари в национальной культуре народов (подготовить сообщение).
Богатство и разнообразие словаря говорящего.
Языковая личность и национальный характер. Национальная основа лексического фонда личности (общерусский языковой тип) – подготовить сообщение.
Многообразие значений слова. Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова:
а) полисемия;
б) омонимия и смежные с ней явления;
в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;
г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;
д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.
Паронимия и парономазия:
а) паронимы; их отношение к омонимам;
б) парономазия;
в) стилистические функции паронимов;
г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.
Лексическая синонимия:
а) типы лексических синонимов;
б) стилистические функции синонимов;
в) стилистически не оправданное употребление синонимов.
Лексическая антонимия:
а) стилистические функции антонимов;
б) стилистически не оправданное употребление антонимов.
Стилистические возможности словообразования.
Стилистическое использование частей речи.
Многообразие синтаксических конструкций.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г.- Ростов-на-Дону, 1996 - С.67-75.
2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.265-296.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С.25-56.
4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С.77-94.
5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С.23-44.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С.21-32, 62-84.
Задания
Подготовьте сообщения:
а) Лексико-семантические процессы в современной лексике (рекомендуемая литература: Катлинская Л. П. Из актуальной лексики // Рус. речь. – 1993. - № 2-6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб, 1999. - С.145-183; Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998. - С.103-159, 210-229).
б) Словари и речевая культура. Толковые словари в национальной культуре народов (рекомендуемая литература: Будагов Р. И. Толковые словари в национальной культуре народов. - М., 1989; Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 375-410; Денисова М. А. Словарь как связь слов с жизнью // Рус. язык в школе. – 1999. -№ 6; Русский язык в школе. – 2000. - № 1-2; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. - М., 1978. - С.129-143; Козырев Л. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб., 2000; Сергеев В. Н. Культура речи и словари-справочники Советской эпохи //Рус. речь. – 1977. - № 3; Скворцов Л. И. Верные помощники и друзья. (Словари и справочники) // О культуре речи: Сб. статей. - М., 1981; Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М., 1987; Протченко И. Ф. Словари русского языка. Краткий очерк: Пособие для учителя. - М., 1995; Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д.Черняк. - М., 2002. - С.21-32).
в) Языковая личность и национальный характер. Национальная основа лексического фонда личности. Общерусский языковой тип (рекомендуемая литература: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - С.27-48; 137-164).
2.Сопоставьте одноименные отрезки (на одну и ту же букву) в словаре В.И.Даля и толковых словарях, изданных в разные годы. Определите, как меняется словарный состав языка, какие слова (или группы слов) утрачиваются, какие обогащают русский язык.