ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине.

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, -

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

  1. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере:

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель,

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

  1. Проанализируйте звуковую организацию отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Назовите слова, объединенные общим звучанием; покажите зависимость между фонетическим подобием слов и художественно-смысловой стороной речи:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.


Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов, им на славу,

Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий стихнул, будто спит,

И опять, ласкаясь, Терек

Старцу на ухо журчит…

  1. Укажите недочеты фоники в отрывках из произведений начинающих авторов, рукописи которых редактировал М. Горький. Сравните свои наблюдения с замечаниями Горького, приведенными в конце упражнения.

    1. Актрис с страстными взглядами.

    2. Очень жаль! – жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее.

    3. Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно – даже необходимо – понять иначе.

    4. Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами.

    5. Черными точками маячат дозоры. А кругом южная равнина. Уперлась она в Кавказские горы.

Замечания М. Горького:

  1. Фраза, где три с невыносимо свистят.

  2. Едва ли красивы и такие фразы… Может быть, в стихах это назвали бы аллитерацией, в прозе это – небрежность.

  3. Здесь – на-не-нно-на-но-ну-не-на – нечленораздельно, а такие построения нередки.

  4. Автор не слышит в своей фразе хихиканья, не замечает «мыло».

  5. Выделены слова дозоры, горы и сделано примечание: «В прозе надобно избегать рифмующихся слов, не ставить их рядом в одной фразе».

  1. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи:

    1. «Урок-впрок».

    2. «За штилем-шторм».

    3. «Недостаток внимания руководства к развитию производства».

    4. «Магистраль, зовущая вдаль».

    5. «Медали за модели».

    6. «Твои планы, планета?»

    7. «Старая ставка на страх».

    8. «Грани гранита».

    9. «Льготы Аэрофлота».

    10. «Афганский урок не впрок».

    11. «Витамины грудничкам и старичкам».

    12. «Спид не спит».

    13. «Таможенный склад - не работа, а клад».

    14. «Конъюнктура для контркультуры».

    15. «Баллы за бал на льду».

    16. «Цитадели из цитат».

    17. «Быт не забыт».


  1. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски:

1.

Любви печальную тревогу Я слишком, может быть, узнал.

Любви безумную тревогу Я безотрадно испытал (П.).

2.

Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слез ненужный хор… Не вы ль сперва так долго гнали Его свободный, чудный дар… Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом (презрительных) бесчувственных невежд…

Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор… Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар… Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом Насмешливых невежд… (Л.).

3.

Начал на лодке кататься С Ульяшей да восхищаться природою нашей.

да над природой подтрунивать нашей (Н.).

4.

И красные мчались на юг эскадроны.

И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).


Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

2 часа

План

1. Уместность речи как такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность речи как соответствие:

а) теме сообщения;

б) логическому и эмоциональному содержанию сообщения;

в) составу слушателей.

2.Уместность контекстуальная.

  1. Уместность личностно-психологическая.

  2. Уместность стилевая – умение учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем – деловым, научным, художественным, публицистическим, разговорным.

  3. Различная трактовка понятия «стиль».

  4. Принципы классификации стилей.

  5. Вопрос о стилях языка и речи.

  6. Определение функционального стиля.

  7. Классификация функциональных стилей языка/речи. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, основные стилеобразующие признаки.

  8. Понятие о подстиле, жанре, типе, форме речи.

Список литературы

  1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

  2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов –н/Д., 1996. - С. 107-117.

  3. Введенская Л. А Русский язык и культура речи / Введенская Л. А, Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов- н/Д., 2000. - С.46-69.

  4. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

  5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 11-25.

  6. Данцев А. А. Русский язык и культура речи / Данцев А. А., Нефедова Н. В. - Ростов-н/Д., 2001. - С.169-170, 188-198.

  7. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. - М., 1969.

  8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 27-91.

  9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С. 20-74.

  10. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. - С. 11-61.

  11. Романова Н. Н. Стилистика и стили / Романова Н. Н., Филиппов А. В. - М., 2000.

  12. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 16-45.

  13. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 375-392.

  14. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1974.


Задания

1.Сравните три текста на одну и ту же тему (дорожное происшествие). Каковы особенности подачи одного и того же материала в произведениях разной стилистической принадлежности? Охарактеризуйте экстралингвистические и лингвистические стилеобразующие признаки текстов.

I. Осторожность на дорогах

Зима с ее капризами на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны наконец проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.

II.

Действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях

    1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны:

Немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки

(мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих правил;

не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»…;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;

принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;

если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.