ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 500

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа №8

Тема: «Синтаксические нормы»

Занятие 2

2 часа

План

  1. Стилистическое использование однородных членов предложения. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения.

  2. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций.

  3. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.

  4. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.

  5. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 394-433.

  2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 326-331.

  3. Грамматическая стилистика современного русского языка. - М., 1989. - С. 108-196.

  4. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 154-156.

  5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 321-368.

  6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997. - С. 310-326.

  7. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. - С. 299-354.

  8. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 156-170.

  9. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 296-315.

Задания

  1. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами; укажите характер ошибок:

  1. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

  2. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

  3. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

  4. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.


  1. Проанализируйте следующие примеры из сочинений; исправьте ошибки в построении деепричастных оборотов:

  1. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.

  2. Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия…

  3. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

  4. Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

  5. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

  6. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

  1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений; выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант:

  1. Все говорят о том, что Коробочка олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.

  2. Сразу по приезду Чичикова в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших - «мертвых душ».

  3. По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.

  4. Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.

  5. Русские поэты 19-20 вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой.

  6. Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе.

  7. Чтобы получить с должников необходимые в сущности для снабжения теплом их же самих средства, жилищное агентство проводит постоянную работу по взысканию задолженностей через суд.

  8. Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.

  9. Листая сегодня поэму «Мертвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин.

  10. Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

  11. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

  12. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

  13. Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из сэкономленных материалов.

  14. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

  15. Повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя-учителя.



Практическая работа №9

Тема: «Содержательность речи»

2 часа

План

  1. Понятие красноречия.

  2. Информативная насыщенность речи как богатство ее содержания.

  3. Многословие, или речевая избыточность. Плеоназм, тавтология, повторение слов как разновидности многословия.

  4. Сжатость речи, краткость речи как важное условие ее информативной насыщенности.

  5. Недостаточная информативность речи как результат речевой недостаточности.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 248-255.

  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 17-25.

  3. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С. 17-23.

Задания

  1. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

  1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. ( П. ).

  2. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит; а он лежит хрусталь-хрусталем. (Фольк.).

  3. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой -белей белил. ( Паст. ).

  4. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть Но скажи – если слух умирает, разве должен и звук умереть? ( Марш. ).

  1. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1.

Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено - голубого моря.

Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся светлыми островками среди зелено - голубого моря.

2.

Когда - то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.

Когда - то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

3.

В одном из концертов я дирижировал программой из произведений С. Прокофьева - исполнялась Классическая симфония и оратория "Иван Грозный".

В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию "Иван Грозный" С. Прокофьева.

4.

Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.

5.

Побывали мы и у памятника - монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.

6.

Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.

Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме зависит от них самих.

7.

Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

8.

Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах - конкурсах они показывают свое искусство.


  1. Найдите предложения с речевой избыточностью. Отредактируйте приведенные примеры:

1.Неопределнность и неизвестность тоже имеют место быть.

2.Эти мысли близки самому мне.

3.Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

4.Эта реклама нагромождена множеством слов.

5.Мы с вами должны и в какой-то мере обязаны пройти через этот труд.

6.Лично для меня этот текст показался интересным.

7.Рассуждая, анализируя, размышляя об определенных проблемах, можно лишь дойти до истины, понять суть ее.

8.Мы ежедневно делаем крошечные шажки в продвижении вперед.

9.Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их:

  1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

  2. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

  3. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

  4. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.

  5. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

  6. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

  7. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

  8. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

  9. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения.

  10. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

5. Объясните, почему данные выражения являются плеонастическими:

1.Огромный массив. 2. Короткое мгновение. 3. Первый лидер. 4. Первый пионер. 5. Май месяц. 6. Коллеги по специальности. 7. Пора курортного сезона. 8. Завещать в наследство. 9. В конечном итоге. 10. Аморальный проступок. 11. Отступать назад. 12. Спуститься вниз.