ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 628

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

  1. В выступлениях политических лидеров и общественных деятелей укажите речевые ошибки, ставшие причиной абсурдности, нелогичности высказывания:

    1. У нашего президента столько поклонников! И у нас в стране, и в Петербурге, и в России.

    2. Согласитесь: провести с президентом Белоруссии – это немало!

    3. Как ни странно, я вам скажу правду: мне это не известно.

    4. Мне кажется, для всех для нас это что-то совершенно особенное, несмотря на то что он большой ( о храме Христа Спасителя ).

    5. Говорят, что я брал взятки. Это невозможно, но это факт!

    6. Мы должны заменить вакуум, который там существует в лице правоохранительных органов.

    7. Российское государство и до сих пор направлено дружественно, миролюбиво и никому не причинит зла в ближайшее время.

  1. Расположите предложения в приведенных абзацах в соответствии с требованиями логичности:

Согласно подсчетам писателя – фантаста Г. Альтова, из 66 частных предсказаний «дилетанта» Г. Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если взять таких фантастов, как Жюль Верн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах.


Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

2 часа

План

1. Источники засорения речи:

а) территориальные диалекты, местные говоры;

б) профессионально-социальные жаргоны и арготическая лексика;

в) неуместное употребление иностранных слов;

г) вульгарно-бранная (обсценная) лексика;

д) слова-сорилки, слова-паразиты;

е) неоправданное индивидуальное словотворчество;

ж) канцеляризмы, речевые штампы.

2. Диалектная лексика:

а) проникновение диалектной лексики в литературный язык;

б) диалектизмы в художественной речи;

в) стилистически не оправданное употребление диалектизмов.

3. Профессиональная лексика:

а) использование профессиональной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление профессионализмов.

4. Жаргонная лексика:

а) использование жаргонной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

5. Стилистическая оценка заимствованных слов:

а) приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы xx в.;

б) стилистическая классификация заимствованных слов;

в) заимствованные слова в художественной и публицистической речи;

г) стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

6. Культура языка и экология культуры.

Список литературы

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 117-137.

2. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 122-131.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 258-260.

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 76-85, 100-112.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С. 52-57, 73-82.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. - С. 81-87.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 46-62, 105-113.


Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Функционирование лексики «неактивных» сфер языка в современной речи.

(рекомендуемая литература: Какорина Е. В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 67-88; Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языкознания. -1996. -№3).

б) Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (рекомендуемая литература: Баранова Л. А. О папарацци, стингерах и таблоидах // Рус. речь. -1998. - № 4; Величко А. Р. О «русскости» русского языка наших дней // Рус. речь. -1995. - № 6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - Санкт-Петербург. 1999. - С. 110-144; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 142-160; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Рус. язык в школе. -1994. - № 6; Новикова Н. В. Звонкое иноязычие // Рус. речь. -1992. - № 3; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М., 1997. - С. 62-73; Сергеева Е. В. Заимствования 80-90 гг. в социолингвистическом аспекте // Рус. речь. -1996. - № 5; Скворцов А. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-98; Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Рус. язык в школе. -1994. - № 1; Шапошников В. Н. Иностранные слова в современной российской жизни // Рус. речь. -1997. - № 3.).

в) О «черных» словах и жаргонизмах (рекомендуемая литература: Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 52-72; Галь Н. Слово живое и мертвое. - М., 1987).

г) Культура языка и экология слова (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1983; Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М., 1989; Головин Б. Н. Как говорить правильно, Заметки о культуре русской речи. - М., 1988; Горелов А. А. Экология-культура-моделирование. - М., 1985; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Костомаров В. Г. Жизнь языка. - М., 1984; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999; Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987; Ожегов Ю. П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М., 1990; Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М.,1996; Экологическая альтернатива: Сб. статей. - М., 1990; Экология культуры: Научно-аналитический обзор. - М., 1990.

2. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправданным:


1) Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова.

2) Мы выехали, когда уже ободняло.

3) Дети редко навещали родительскую оселю.

4) Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется.

5) До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.

6) Вернулся с войны – снова за пасево. А какой я пастух без рожка?

7)Подстреленный волк ткнулся в снег; завопил, забрылял ногами…

8) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное.

3. Проанализируйте примеры авторедактирования В.М. Шукшина. Объясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заключенных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектной лексики:

1) За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба… И тут он попер) пошел в атаку на кандидата.

2) – Петя! – чуть не плачет Лялька. – Я уж и так (смучилась) измучилась.

3) – Ты это… не говори никому, что (стунил) слупил с меня четвертной.

4) – Что вы, они вечерами никуда не (ходят) ходют.

5) Ты знаешь Талицкую (церкву) церковь?

6) Надо только, думал он, собраться, крепко (подумать) обмозговать.

4. Сравните предложения. Укажите в неотредактированных вариантах профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Проанализируйте стилистическую правку, укажите, какие стилистические недочеты устранил редактор. В случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки:

1.

Остаточные карбонаты возникли в результате окарбоначивания почв.

Остаточные карбонаты возникли в результате отложения солей угольной кислоты в почве.

2.

Цехи осуществляют телефонизацию, электрочасофикацию и радиофикацию.

Все больше телефонов, электрических часов, радиоточек появляется в цехах.

3.

Выполнены работы по зачистке, запарке и погрузке капусты.

Капусту очистили, уложили в тару и погрузили.

4.

Пере нами возник даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?

Мы не знали даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.

5.

Двигатель - пускач трактора подлежит замене.

Пусковой двигатель трактора следует заменить.

6.

Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью пенальтизируется.

Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью наказывается штрафными очками.


5. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессиональной, профессионально-жаргонной и просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения, заменяя профессионализмы и жаргонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными словами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях:

  1. Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого пациента, не нарушая их физиологическую целостность.

  2. Темы, поднимаемые стенновкой, самые различные.

  3. Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей вечерки, прибыли в Хатынь.

  4. У нас объявлен общественный смотр по зачистке территории района от металлолома.

  5. Шкурование производится при помощи шкуровки.

  6. Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями.

  7. В автобусную службу прислал жалобу один инженер, опоздавший подряд десять раз на работу и схлопотавший по этой причине выговорешник.

  8. Иван Тимофеевич требует от своих учеников выкладываться до предела.

  9. Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.

6. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях:

  1. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

  2. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!

  3. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

  4. Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

  5. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

  1. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ – и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.