ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа № 2

Тема: «Нормы ударения»

2 часа

План

  1. Своеобразие норм ударения.

  2. Акцентные нормы в словах и формах различных частей речи.

  3. Типология акцентных вариантов.

  4. Причины колебания акцентных норм.

  5. Типичные случаи нарушения норм ударения.

  6. Основные тенденции изменения акцентных норм.

  7. Стилистические особенности русского ударения.

Список литературы

1.Агеенко Ф. Л. По страницам «Словаря ударений» // Русская речь. 1990.-№1.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. -М., 1988. - С.49-80.

3. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка.-Л., 1971. -Гл. 2.

4. Горбачевич К. С. Нормы русского литературного языка. -М., 1978. -Гл. 4.

5. Русский язык и культура речи / Под ред.О. Я. Гойхмана. -М., 2002.-С. 127-139.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. -М., 2002. -С. 155-161.

Задания

1.Подготовьте сообщения:

а) Активные процессы в области ударения (рекомендуемая литература: Воронцова В. Л. Активные процессы в области ударения // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995).- М., 2000).

б) О соблюдении орфоэпических норм в парламентской речи (рекомендуемая литература: Культура парламентской речи. - М., 1994.- п. 11).

в) Судьба ударений в заимствованных словах (рекомендуемая литература: Бодров В. И. Диалог и метеоролог, библиограф и телеграф // Рус. речь.-1985. -№ 1; Крысин Л. П. ЙогУрт или йОгурт // Рус. речь. -1988. -№ 1).

2.Расставьте ударение в словах в соответствии с литературной нормой. Какие из случаев характеризуются вариантным ударением? Как отражаются вариантные различия в «Орфоэпическом словаре» и «Словаре ударений для работников радио и телевидения»?

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, догмат, фортель, кетчуп, колледж, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор, пиццерия, каталог, эксперт, диспансер.

3.Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них

ударение:


благовест, мизантроп, еретик, знамение, молох, полисемия, пасквиль, генезис, менеджер, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия, импичмент, саммит, некролог.

4.Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от ударения:

атлас, видение, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

5.Поставьте ударение в существительных мужского рода:

алкоголь, алфавит, аналог, асбест, бензопровод, досуг, дефис, документ, доллар, дискант, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, мусоропровод, партер, портфель, псевдоним, пурпур, ракурс, созыв, отсвет, столяр, творог, центнер, шофер.

6.Поставьте ударение в существительных женского рода:

ветеринария, девица, дремота, дьяволица, зевота, индустрия, искра, истерия, иконопись, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, петля, простыня, ракушка, свекла, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.

7.Поставьте ударение в существительных среднего рода:

вероисповедание, знахарство, изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение, ходатайство.

8.Определите место ударения (на основе или на окончании):

из аэропорта, средства, мозги, блюда, должностей, простыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей.

9.Поставьте ударение в прилагательных:

августовский, атомный, биржевой, валовой, грошовый, джинсовый, домовая, кухонный, мизерный, оптовый, тигровый, сливовый, украинский.

10.Поставьте ударение в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы:

бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; верна, верно, верны; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.

11. Поставьте ударение в глаголах:

баловать, бомбардировать, звонить, закупорить, перчить, принудить, сгрудиться, углубить.

12.Поставьте ударение в причастиях:

загнутый, увезенный, погруженный, заключенный, заржавевший, возбужденный.

13.Поставьте ударение в глагольных формах:


звала, звало, звали; начала, начало, начали; заняла, заняло, заняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.


Практическая работа №3

Тема: «Лексические нормы - нормы словоупотребления»

2 часа

План

  1. Проблема нормы в лексике.

  2. Наиболее характерные стилистически маркированные лексические средства научного, официально-делового, публицистического, разговорного стилей. Случаи смешения стилей: прием и ошибка. Соотношение функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

  3. Речевые ошибки в сфере лексики; их предупреждение.

Список литературы

  1. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов-н/Д., 2002. -С. 267-270.

  2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. -С. 207-227.

  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. -С. 57-75.

  4. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. - М.. 1978. –С. 40-83.

  5. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. – М., 1979. –С. 67-85.

  6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

  7. Нормы современного русского литературного словоупотребления. - М., 1986.

  8. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. С. 75-111.

  9. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - М., 1979.

  10. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

Задания

  1. Проанализируйте речь окружающих вас людей и составьте небольшое сообщение на тему: «Реализация лексических средств языка в прагматиконе личности». Обратите особое внимание на ошибки при использовании лексических средств языка или, наоборот, - на особое соблюдение лексических норм. Объясните, какими экстралингвистическими и собственно лингвистическими факторами это вызвано.

  1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления:

1.Линяют лисицы, и у куниц скоро появится наследство.

2.После приезда Хлестакова в городе начался полный адюльтер.

3.Коростов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

4.Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.


5.Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6.Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване.

7.Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

  1. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения:

1.Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

2.Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

3.На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

4.Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе.

5.Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

6.Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.

7.Первая трудность произошла со стройматериалами.

8.Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

9.Премьер-министр дает глубокую оценку экономической ситуации в стране.

10.Ты всю жизнь строишь себе идеалы.

11.Наша новая встреча состоялась только глубокой весной.

12.В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.

13.Буду в районе двух часов.

14.Вдали охотники заприметили стаю уток и зайцев.

4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1.По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

2.Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.

3.В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину.

4.Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

5.Нас на занятиях учат высказывать свое мнение по поводу высказываний всемирно известных личностей.

6.Роль ваших примеров очень важна. К примеру, без них бы я не понял темы лекции.

7.Они думают, что о них можно подумать что-то плохое.

4. Объясните разницу в значении словосочетаний: