ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 654
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
Утвержден на заседании кафедры литературы
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»
Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»
Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»
Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»
Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
Практическая работа №26
Тема: «Культура письменной речи: русская пунктуация»
2 часа
План
Понятие пунктуации.
История возникновения пунктуационных знаков.
Рекомендательный характер русской пунктуации.
Трудные случаи русской пунктуации.
Список литературы
Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.
2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.
3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.
Задания
Определите функции знаков препинания и объясните их постановку.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка… Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но не довольному своему в нем искусству приписывать долженствуем.
Кто от часу далее в нем углубляется… то увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море (М.В. Ломоносов. Российская грамматика).
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу? (И.С. Тургенев).
-
Разделите предложения по группам, соответствующим правилам пунктуации:
запятые, выделяющие части сложного предложения;
запятые, выделяющие обособленные члены предложения (определения, обстоятельства и т.д.);
запятые, оформляющие сравнительный оборот;
запятые, оформляющие вводные слова и конструкции.
Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например,
Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник.
– М.: Высшая школа, 1993; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990), если выделенные жирным шрифтом понятия требуют дополнительного разъяснения.
-
Примеры использования пунктуационных знаков
Группа правил
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона (А. Сталь)
(2)
Люди любят удивляться, и это служит семенами науки (Р. Эмерсон)
(1)
Бежать, кстати, это – известная манера побеждать (П. Кальдерон)
(4)
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью (Пифагор)
(3)
Быть умным – значит не спрашивать, на что нельзя ответить (В. Ключевский)
Любовь к ближнему, хорошо понятая, начинается с самого себя (В. Гете)
Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним (Ф. Ларошфуко)
Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными (Р. Эмерсон)
Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника (Р. Соути)
Свет переполнен глупцами, и кто не желает этого видеть, тот должен держаться особняком и разбить свое зеркало (Н. Буало)
Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей (У. Шекспир)
В процессе перенесения мысли на бумагу, по-видимому, ускользает самая тонкая ее часть (О.Уайльд)
Гордость – это скользкая покатость, в низу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие (П. Декурсель)
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений (В. Гюго)
Человек, полностью не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим (Б. Шоу)
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам (Т.Тассо).
Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы (П. Буаст).
Люди забывают какие отвратительные мысли приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).
На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдательностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с острым мышлением (Г. Бокль).
Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).
Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).
Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить ученику желание учиться кует холодное железо (Х. Манн).
Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В. Ключевский).
Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).
Чтобы правильно выполнить это упражнение, сначала нужно ответить на следующие вопросы:
Всегда ли следует ставить запятую в сложносочиненном предложении перед союзом и?
Всегда ли ставится запятая перед союзом как?
(Тем, кто сомневается в правильности ответов, необходимо воспользоваться любым справочником по пунктуации).
Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.
Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню … В четыре прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).
Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В Августе).
Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).
Практическая работа №27
Тема: «Основы мастерства публичного выступления»
2 часа
План
Оратор и его аудитория.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.
Композиция публичного выступления.
Приемы изложения и объяснения содержания речи.
Аргументация в ораторской речи.
Монолог и диалог в публичных выступлениях.
Речевые тактики и стратегия общения.
Контакт оратора с аудиторией.
Как повысить интерес слушателей к выступлению?
Как готовиться к выступлению.
Оценка эффективности публичного выступления.
Список литературы
Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 271-324.
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 211-302.
Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 207-220.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М.,2002. - С. 348-361.
Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие. - М., 2000.
Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1999. - С. 22-137.
Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95, - С. 102-133.
Львов М. Р. Риторика. 1995. - М., - С. 23-55.
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов-н/Д., 2002.
Савкова З. В. Искусство оратора. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 143-187.
Сергеечева В. Как говорить убедительно. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 4-157.
Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234.
Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. - Ростов-н/Д., 1999.
Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480.
Задания
Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.
Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)