ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 602

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа №23

Тема: «Язык художественной литературы в системе стилей русского языка»

2 часа

План

  1. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы».

  2. Правомерность понятия «художественный стиль».

  3. Язык художественной литературы как национальный язык.

  4. Лингвистический анализ текста и его разновидности: частный и общий, полный и избирательный.

  5. Значение лингвистики текста для культурологии.

Список литературы

  1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. - С. 76-98.

  2. Будагов Р. А. Язык и культура. - М, 2002. - С. 69-75.

  3. Болотнова Н. С. Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста. - СПб., 1992.

  4. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992.

  5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

  6. Горшков А. И. Русская стилистика. - М., 2001. - С. 310-360.

  7. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 200-213.

  8. Коньков В. И., Митрофанова А. А. Литературно-художественный стиль: Учебное пособие для студентов факультетов журналистики. – СПб., 1999. –32 с.

  9. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 12-24.

  10. Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе. - Томск, 2001.

  11. Лисоченко Л. В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог, 1997.

  12. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М., 1999.

  13. Максимов Л. Ю. Литературный язык и язык художественной литературы // Анализ художественного текста. –Вып. 1. - М., 1975.

  14. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. - М., 1979.

  15. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. - М., 1972. - С. 22-23.

  16. Шанский М. Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.

- М., 1986.


Задания

  1. Дайте комплексный лингвистический анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю».

  2. Охарактеризуйте тропы и фигуры речи, используемые в пределах анализируемого текста. Сопоставьте результаты анализа с данными, полученными при рассмотрении публицистического текста.

Практическая работа №24

Тема: «Разговорный стиль и разговорная речь»

2 часа

План

  1. Общая характеристика разговорного стиля. Экстралингвистические и стилевые черты разговорного стиля.

  2. Прагматика и стилистика разговорной речи. Условия успешного общения.

  3. Причины коммуникативных неудач.

  4. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

  5. Жанры речевого общения.

  6. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 26-33.

  2. Горшков А. И. Русская стилистика. - М., 2001. - С. 277-309.

  3. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 5-34.

  4. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. - С. 175-201.

  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 213-218.

  6. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 47-94.

  7. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь и ее особенности. - М., 1974. - С. 6-40.

  8. Сметанина С. И. Разговорный стиль: Учебное пособие. - СПб., 1998. -36 с.

Задания

  1. Подготовьте сообщения:

а) по статье Едличка А. Проблематика разговорного языка и стиля // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 20. - М., 1988. –С. 111- 122.

б) По разделам главы 1 «Культуры русской речи». - М., 2000:

- Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

- Жанры речевого общения.

- Причины коммуникативных неудач.

  1. Из произведений художественной литературы подберите фрагменты текстов, иллюстрирующие функционирование элементов разговорного стиля. Определите функции «разговорной стилистики» в художественном тексте.


Практическая работа №25

Тема: «Культура письменной речи: русская орфография»

2 часа

План

  1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии.

  2. Орфографическая норма. Орфографическое правило. Орфограмма.

  3. Трудные случаи русской орфографии.

Список литературы

    1. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.

    2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

    3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.

Задания

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание буквы о или е после шипящих.

Горяч…, танц…вщик, облуч…нный, алыч…вый, гребеш…к, верблюж…нок, девч…нка, распаш…нка, свеж…, закопч…нный, ситц… вый, понож…вщина, борщ…к, коч…вка, облиц…ванный, добряч…к, крюч…чек, парч…вый, выкорч…вывать, изображ…н.

    1. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было еще сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.

Как всякая (не)позноваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам – (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам – (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, еще (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)примиримости с рабством.

    1. Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъясните их значение.

Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…прятать, пр…верженный, пр…касаться, пр…мерять, пр…бытие, пр…ображать, пр…взойти, пр…верженец, пр…тяжение, пр…возносить, пр…сечь, пр…служиваться, пр…низить, пр…бирать, пр…одеть, пр…забавный, пр…беречь, пр…поднять, пр…восходить, пр…выше всего, пр…образованный, пр…полярный, пр…дисловие, пр…избыток, пр…мириться, пр…нуждение, пр…командированный, пр…емлемый, пр…вносить, пр…одолеть, пр…гнуть, пр…мудрый, пр…вить.


    1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание н или нн.

Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор, рама покраше…а; коше…ый или некоше…ый луг, скоше…ая трава, трава скоше…а; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ые стены; балова…ый ребенок – избалова…ое дитя – девочка избалова…а родителями; стриже…ый мальчик – остриже…ая голова, волосы остриже…ы; дистилирова…ая вода.

    1. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1.(С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Березка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

    1. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(В) следств… ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени… дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени… двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).

(По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени… старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви… я узнал, что не только наводнение являлось причиной вашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби… Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду – задание ответственное (Эренб.).