ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
Утвержден на заседании кафедры литературы
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»
Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»
Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»
Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»
Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
опасный человек – опасливый человек, освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – предоставить возможность, техническое исполнение – техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал.
Практическая работа №4
Тема: «Нормы словообразования»
2 часа
План
1. Понятие словообразовательной нормы. Функции русского словообразования.
Словообразовательные правила и стилистика.
Стилистически окрашенные словообразовательные модели.
Словообразовательные правила создания эмоционально –экспрессивной окраски речи.
Стилистические функции окказионализмов.
Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста.
Список литературы
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 193-212.
Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 107-130.
Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. - С. 85-100.
Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 197-201.
Задания
Подготовьте сообщение: «Активные процессы в словообразовании» (рекомендуемая литература: Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Рус. язык конца 20 столетия (1985-1995). – М., 1996. – С. 90-140; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. –СПб, 1999. – С. 208-245; Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. – М., 1998. – С. 90-103).
Из газет, журналов, художественных произведений подберите примеры окказионального словообразования. Определите их стилистическую роль в структуре текста.
В предложениях из школьных сочинений исправьте ошибки, нарушающие нормы словообразования. Покажите, в результате каких ассоциаций возникли эти слова:
Это, конечно, не значит, что я трус и слабоволец.
Курс, взятый Германией в 30 –е годы, порождал человеконенависть.
Это были недобитки буржуазизма.
Ухватила Поволжье кощавая рука голода.
С детских лет парнишка был неудачлив, потому что малознателен.
Иудушка –жестокий пустомыслитель и пустоупотребитель.
Превознемогая боль, раненый полз к избе.
На картине поэт изображен вполбока.
Хлестаков воспользовался заблужденностью чиновников.
Единство и монолитство страны еще больше окрепли.
4. Определите функционально – стилевую принадлежность слов по особенностям их словообразования, разграничивая книжные, разговорные, просторечные, специальные:
Асимметричный, алеться, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, гипертрофированный, жилетка, закаливание, ирреальный, культяпка, запропаститься, заворот, злобствовать, злобиться, квазинаучный, киношный, курячий, летучка, планшетка, настой, обмундировка, обогрев, псевдонаучный, разлюбезный, рубануть, тазобедренный, трудоустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шоферить.
5. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите стилистическую правку; при необходимости внесите свои коррективы:
1. |
Поначалу Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домушке. |
Сначала Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домишке. |
2. |
У птицы узкие надвисающие над крылом перья белесого цвета. |
Над крылом птицы нависают узкие белые перья. |
3. |
Этот ароматический мед особенно полезен с чаем. |
Этот душистый мед особенно полезен с чаем. |
4. |
В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев. |
В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжников. |
5. |
От этого удорожает себестоимость ремонта, занизится прибыль предприятия. |
Это повысит себестоимость ремонта, снизит прибыль предприятия. |
6. |
Скотоприемный пункт производит закуп крупного рогатого скота и свиней. |
Скотоприемный пункт покупает у населения свиней и крупный рогатый скот. |
Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»
2 часа
План
Понятие морфологической нормы, ее свойства, причины отступления от нормы.
Морфологические нормы в области именных частей речи:
а) образование и употребление форм рода, числа, падежа имен существительных;
б) трудности в образовании различных форм имен прилагательных;
в) особенности употребления числительных и местоимений.
3. Колебание как ведущий процесс развития нормы:
а) колебание в роде, числе, падеже, изменения в склонении имен существительных;
б) колебания в употреблении форм имен прилагательных.
4. Основные ошибки в использовании именных морфологических норм и пути их устранения.
Список литературы
Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов - н/Д., 2002. - С. 248-262.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. -С. 84-105.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 213-287.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 300-308.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1978. - С. 161-192.
Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. - М., 1976. - С. 65-186, 231-242, 247-268.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 127-139.
Люстрова З. Н. О культуре русской речи / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Л. - М., 1987. - С. 78-91.
Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 201-231.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С. 111-194.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997. - С. 193-237.
Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 111-134.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 164-242.
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. - М., 1985.
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - Л., 1975.
Задания
Подготовьте сообщения:
а) Новое в грамматике (рекомендуемая литература: Ильина Н. Е. Рост аналитизма в морфологии // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). -М., 2000. –С.326-343; Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 237-302).
б Склонение некоторых имен и фамилий (рекомендуемая литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 189-192).
в) Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д. ( литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 183-185).
г) Особенности употребления числительных (рекомендуемая литература: Колесников Н. П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь, 1997. - № 6. - С. 41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М., 1998. - С. 128-131).
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:
Директор, доктор, договор, бухгалтер, катер, корпус, паспорт, порт, отпуск, кондуктор, профессор, слесарь, торт, шофер, шулер, пропуск, соболь, орден, ордер.
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных:
Валенки, молдаване, турки, литры, облака, узбеки, блюдца, крылья, калачи, лохмотья, грабли, полусапожки, яблоки, места, рельсы, армяне.
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм:
Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских
(мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах.
Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).
На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен).
В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог).
Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки.
В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).
Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса.