ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 636

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

опасный человек – опасливый человек, освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – предоставить возможность, техническое исполнение – техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал.


Практическая работа №4

Тема: «Нормы словообразования»

2 часа

План

1. Понятие словообразовательной нормы. Функции русского словообразования.

  1. Словообразовательные правила и стилистика.

  2. Стилистически окрашенные словообразовательные модели.

  3. Словообразовательные правила создания эмоционально –экспрессивной окраски речи.

  4. Стилистические функции окказионализмов.

  5. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 193-212.

  2. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 107-130.

  3. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. - С. 85-100.

  4. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 197-201.

Задания

  1. Подготовьте сообщение: «Активные процессы в словообразовании» (рекомендуемая литература: Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Рус. язык конца 20 столетия (1985-1995). – М., 1996. – С. 90-140; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. –СПб, 1999. – С. 208-245; Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. – М., 1998. – С. 90-103).

  2. Из газет, журналов, художественных произведений подберите примеры окказионального словообразования. Определите их стилистическую роль в структуре текста.

  3. В предложениях из школьных сочинений исправьте ошибки, нарушающие нормы словообразования. Покажите, в результате каких ассоциаций возникли эти слова:

  1. Это, конечно, не значит, что я трус и слабоволец.

  2. Курс, взятый Германией в 30 –е годы, порождал человеконенависть.

  3. Это были недобитки буржуазизма.

  4. Ухватила Поволжье кощавая рука голода.

  5. С детских лет парнишка был неудачлив, потому что малознателен.

  6. Иудушка –жестокий пустомыслитель и пустоупотребитель.

  7. Превознемогая боль, раненый полз к избе.

  8. На картине поэт изображен вполбока.

  9. Хлестаков воспользовался заблужденностью чиновников.

  10. Единство и монолитство страны еще больше окрепли.


4. Определите функционально – стилевую принадлежность слов по особенностям их словообразования, разграничивая книжные, разговорные, просторечные, специальные:

Асимметричный, алеться, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, гипертрофированный, жилетка, закаливание, ирреальный, культяпка, запропаститься, заворот, злобствовать, злобиться, квазинаучный, киношный, курячий, летучка, планшетка, настой, обмундировка, обогрев, псевдонаучный, разлюбезный, рубануть, тазобедренный, трудоустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шоферить.

5. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите стилистическую правку; при необходимости внесите свои коррективы:

1.

Поначалу Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домушке.

Сначала Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домишке.

2.

У птицы узкие надвисающие над крылом перья белесого цвета.

Над крылом птицы нависают узкие белые перья.

3.

Этот ароматический мед особенно полезен с чаем.

Этот душистый мед особенно полезен с чаем.

4.

В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев.

В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжников.

5.

От этого удорожает себестоимость ремонта, занизится прибыль предприятия.

Это повысит себестоимость ремонта, снизит прибыль предприятия.

6.

Скотоприемный пункт производит закуп крупного рогатого скота и свиней.

Скотоприемный пункт покупает у населения свиней и крупный рогатый скот.


Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

2 часа

План

  1. Понятие морфологической нормы, ее свойства, причины отступления от нормы.

  2. Морфологические нормы в области именных частей речи:

а) образование и употребление форм рода, числа, падежа имен существительных;

б) трудности в образовании различных форм имен прилагательных;

в) особенности употребления числительных и местоимений.

3. Колебание как ведущий процесс развития нормы:

а) колебание в роде, числе, падеже, изменения в склонении имен существительных;

б) колебания в употреблении форм имен прилагательных.

4. Основные ошибки в использовании именных морфологических норм и пути их устранения.

Список литературы

  1. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов - н/Д., 2002. - С. 248-262.

  2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. -С. 84-105.

  3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 213-287.

  4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 300-308.

  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1978. - С. 161-192.

  6. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. - М., 1976. - С. 65-186, 231-242, 247-268.

  7. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 127-139.

  8. Люстрова З. Н. О культуре русской речи / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Л. - М., 1987. - С. 78-91.

  9. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 201-231.

  10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С. 111-194.

  11. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997. - С. 193-237.

  12. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 111-134.

  13. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 164-242.

  14. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. - М., 1985.

  15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - Л., 1975.

Задания


  1. Подготовьте сообщения:

а) Новое в грамматике (рекомендуемая литература: Ильина Н. Е. Рост аналитизма в морфологии // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). -М., 2000. –С.326-343; Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 237-302).

б Склонение некоторых имен и фамилий (рекомендуемая литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 189-192).

в) Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д. ( литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 183-185).

г) Особенности употребления числительных (рекомендуемая литература: Колесников Н. П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь, 1997. - № 6. - С. 41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М., 1998. - С. 128-131).

  1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:

Директор, доктор, договор, бухгалтер, катер, корпус, паспорт, порт, отпуск, кондуктор, профессор, слесарь, торт, шофер, шулер, пропуск, соболь, орден, ордер.

  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных:

Валенки, молдаване, турки, литры, облака, узбеки, блюдца, крылья, калачи, лохмотья, грабли, полусапожки, яблоки, места, рельсы, армяне.

  1. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм:

  1. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских

(мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах.

  1. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).

  2. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен).

  3. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог).

  4. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки.

  5. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).

  6. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса.