ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 491

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».


  1. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

    1. Читайте, читайте, читайте!

    2. О времена! О нравы!

    3. Отцы и дети.

    4. Ученье – свет.

    5. Ода здоровому образу жизни.

    6. Ода студенчеству.

    7. Легко ли быть молодым.

    8. О красоте.

    9. Дарите людям радость.

    10. Человек и природа.

  1. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.

Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002).

Аспекты

Возможные ситуации

Кол - во баллов

1.

Соответствие содержания речи теме

а) соответствует полностью

2

б) не полностью

1

в) не соответствует

0

2.

Использование фактов

а) в достаточном количестве

2

б) в недостаточном количестве

1

в) в излишнем количестве

1

г) не использованы

0

3.

Характер использованных фактов

а) интересные факты

2

б) свежие факты

2

в) всем известные факты

0

4.

Интерпретация фактов

а) удачная интерпретация

2

б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)

1

в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)

0

5.

Количество аргументов

а) аргументы содержатся в достаточном количестве

2

б) в недостаточном количестве

1

в) в излишнем количестве

1

г) аргументов по существу нет

0

6.

Характер аргументов

а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)

3

б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)

1

в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)

0

7.

Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе)

а) использование аргументов разных типов

3

б) типовое однообразие аргументов

1

8.

Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей)

а) заметная ориентация на всю аудиторию

2

б) ориентация только на часть аудитории

1

в) отсутствие ориентации

0

9.

Композиционная (структурная) сторона речи

а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны

4

б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)

1

в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)

0

10.

Выразительность речи

а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды

4

б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются

1

в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют

0

11.

Ортологическая сторона речи

а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п.

3

б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер

1

в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)

0

12.

Подготовленность речи

а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)

4

б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.)

1

в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.)

0

13.

Соблюдение правил произнесения речи

а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.)

4

б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна

1

в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них

0

14.

Реакция выступающего на поведение аудитории

а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам

3

б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

0



Приложение №1

Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление

Справка 1. Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация состоит из двух обязательных частей:

  1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора;

  2. адресат первичного текста.

Кроме этого могут быть факультативные части:

  1. композиция, структура первичного текста;

  2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

  1. Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается…

В книге изложены…

Статья посвящена…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Цель статьи – показать…

Автор ставит своей целью проанализировать…

  1. Композиция работы:

Книга состоит … глав (… частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы.

  1. Назначение текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

Сборник рассчитан…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Книга заинтересует…

Образец аннотации:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-н/Д., 1998.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.


Справка 2. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Требования к написанию реферата по специальности

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту.

Цель реферирования – создать «текст о тексте», «схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность, полнота изложения,

- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,

- корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов

Репродуктивные Продуктивные

Реферат-конспект реферат-резюме реферат-обзор реферат-доклад

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.