ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 355
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Возьмем пример еще более многофразового объявления.
«Дмитрий Шостакович II Четырнадцатая симфония) для сопрано баса |и камерного оркестра |(сочинение 135) (посвящается/ Бенджамину Бриттену) || Исполнители ||| Московский камерный оркестр) художественный руководитель и дирижер Рудольф Баршай | солисты: // солистка Московской государственной филармонии Маргарита Мирошникова и солист Центрального телевидения и Всесоюзного радио/ Евгений Владимиров. |
Центр — пик объявления — «Четырнадцатая симфония», с ударением на числительном, так как имеется в виду противопоставление— из всех симфоний, созданных Шостаковичем, сегодня исполняется именно «Четырнадцатая». Далее идут фразы уточнения, они носят подчиненный по отношению к главной информации характер: «для сопрано, (баса) и камерного оркестра». Следующие две фразы — вводные — к ним относятся номер сочинения и посвящение. За ними следуют исполнители. Их две группы: первая — «Московский камерный оркестр» и вторая —солисты. Эти слова и будут опорными в последних фразах. Несколько подчинены им (но не «проглочены») расшифровки: «художественный руководитель и дирижер Рудольф Баршай» и титулы и имена солистов.
Разметив таким образом все фразы объявления, найдя их центр, оттенив главное, «уравновесив» остальные части, соблюдая все степени ударений и поставив их на нужные слова, ведущий последует указанию К. С. Станиславского, которое гласит: «Между всеми... выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию сил, качества ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и жизнь фразе»*. (Выделено К. С. Станиславским.)
По мере накопления опыта логический строй объявлений входит что называется «в плоть и кровь», становится частью интуиции и ие требует от ведущего специальных усилий. Но для того чтобы этого достигнуть, довольно длительное время приходится работать над законами логики речи.
Часто их трудно «взять на слух», и тут большим подспорьем будет та запись на листочках, которая уже неоднократно рекомендовалась, как рабочий прием. Запись поможет разметить текст объявления, разбить его на речевые такты, найти главные и второстепенные ударения, определить логическую перспективу, логический центр и т. д.
Мысленный анализ текста должен быть закреплен звуковым, размеченный текст обязательно надо произнести вслух, проверить, как получается в звучании. Это репетиция ведущего. Проводить ее надо, как и все упражнения, действуя словом, то есть адресуясь к воображаемому слушателю.
В логическом разборе мы столкнулись с таким краеугольным понятием, как ударение, но еще не сказали о том, что же оно собой представляет. Ясно, что это выделение слова, но как оно производится? Достигается оно тремя способами: либо усилением голоса, либо некоторым изменением мелодического хода (повышением или понижением тона), либо замедлением. Самым точным (особенно для ведущего) будет определение К. С. Станиславского: «Вообще я не знаю, правильно ли говорить «ударение слов или на словах». Тут дело не в ударении, а в выделении слов, в их подчеркивании, подаче». (Подчеркнуто К. С. Станиславским.)
Выделять фамилии исполнителей усилением голоса, а тем более криком, как это пытаются иногда делать, крайне неэстетичный и неубедительный способ. Зато интонационный ход, а особенно «замедление», «разрядка», дает самый лучший результат для подчеркивания, подачи ударных слов объявления.
К нашему краткому разговору о логике речи следует сделать одно добавление. Касается оно пауз.
В художественном тексте существуют так называемые психологические паузы. Есть они и у ведущего, их можно назвать психологическими—рабочими. Поясним, что это такое. Объявляется имя, вызывающее гром аплодисментов. Какое-то время они мешают ведущему закончить свою речь. Эту паузу он должен по возможности «запланировать» и сделать, не прерывая при этом мысли. Пример: «Две сцены из пьесы «Чрезвычайный посол». Роли исполняют артисты Московского Художественного академического театра СССР: дипломат Елена Кольцова|| народная артистка СССР)лауреат Государственной премии СССР Ангелина Осиповна Степанова (аплодисменты, пауза, но ни в коем случае не
точка), советник Борг народный артист СССР( Борис Яковлевич Петкер (аналогичная предыдущей пауза), король одной из северных стран||народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Анатолий Петрович Кторов. |||
Замечено, что подобные психологические рабочие паузы способны сами по себе вызвать или усилить аплодисменты, служить «позывным» для изъявлений настроения публики.
А почему бы ведущему и не спровоцировать слушателей на лишние хлопки, не порадовать актеров, не «подогреть» зал?
Завершая разговор о логике речи, необходимо предупредить, что никакая эмоция ведущего, никакое самое яркое отношение к происходящему на сцене не заменят отсутствия логики речи. Неправильное ударение, несоблюденная перспектива, любой логический огрех сразу так и врежется в уши слушателей. Чувства ведущего, а они, как мы уже знаем, обязательно сопутствуют его пребыванию на сцене, могут окрасить его речь, придать ей те или иные оттенки, растянуть или ужать паузу, выделить слово замедлением или изменением тона, но логический строй при этом остается неизменным, то есть ударное слово будет ударным в любом случае, пауза не поменяет своего места.
Немного режиссуры
Как начать претворять теоретические знания практически? Как сделать первый, самый трудный шаг на эстрадные подмостки?
Давайте попробуем провести одно занятие, по образцу которого пойдет дальнейшая самостоятельная работа. Оно поможет ощутить на деле самые первые, самые главные элементы методики.
Для нашего урока вам надо совсем немного воображения. Представьте себе, что автор этой книги — ваш режиссер, что вы встретились со мной не на ее страницах, а как с живым, реальным человеком, что я сижу перед вами. Занятие наше будет проходить не в зале, а в обыкновенной комнате. Итак, начнем.
Вы — за дверью. Прошу вас зайти в комнату и произнести самый простой текст объявления. К примеру, такой: «Начинаем концерт из произведений советских композиторов».
В девяносто девяти случаях из ста человек, даже опытный актер, впервые взявшийся за ведение, напрягается и, будто он не в комнате, а в огромном зале, ни к кому не обращаясь, каким-то особым голосом, вообще, приподнятым, неестественно бодрым начинает вещать.
Именно это с вами и произошло. Остановитесь, не договаривайте фразу до конца. Выйдите из комнаты. Войдите снова. Посмотрите на меня — своего единственного слушателя. Да-да, именно на меня, того реального человека, который перед вами. «Поймайте» мой взгляд. «Притяните» мои глаза сильнее к себе. Я — ваш партнер, я должна понять, что вы готовитесь сказать мне нечто важное. Не торопитесь начать говорить. Мои глаза прикованы к вашим? Хорошо. А теперь скажите мне то, зачем вы вошли. Скажите не вообще, не в никуда, а только мне. Говорите как раз так, как надо, чтобы я в этой комнате вас услышала.
Не получилось? Начали говорить и потеряли мои глаза? Это случилось потому, что потеряли «адрес», стали говорить опять в никуда, в неведомый зал. Повторим все сначала.
На этот раз лучше, но еще и еще конкретнее и внимание мне — вашему партнеру.
Теперь вам кажется, что вы ничего не делаете? Вам слишком легко? На самом деле как раз наоборот, все стало правильно. Появилась органика поведения, оттого и стало легче, появилась правда, а она легче лжи.
Прошу вас, сделайте это упражнение еще раз, но только прибавьте к вашему объявлению, кроме стремления проинформировать слушателя, еще и желание обрадовать его: какой интересный предстоит концерт. Вошли. Но почему вы опять заговорили не своим голосом? Почему игнорировали живого человека, который перед вами? Я не смотрю на вас, а вы начали объявлять! Сначала!
Вошли. Нет, нет, рано говорить. Заставьте меня обратить к вам лицо. Так. Я готова. Но вы опять глядите куда-то мимо моих зрачков. Не скользите по мне пустым взглядом.
Хорошо. Теперь мне стало интересно смотреть, как напрягается ваша мысль, перед тем как выразиться в слове. Не забудьте, вам надо обрадовать меня богатейшей программой. Вот теперь правильно. Только почему, отговорив объявление, вы меня сразу «бросили» и убежали? Разве в жизни, сообщив нечто важное, интересное, мы не проверяем (пусть мгновенно) реакцию своих слов? Ведь это и есть истинное общение.
Еще раз все сначала. Помните все ступеньки общения и пройдите по ним сами.
Вам стало интереснее произносить вашу фразу? Конечно, потому что вы ею действовали, потому что вы общались. Теперь не умозрительно, а всем своим существом вы поняли, что это такое — действие и общение.
Самый первый, самый предварительный шаг вами сделан. Остается закрепить достигнутое. Советую вам «мобилизовать» для этого кого-либо из друзей, посадить их в комнате и проделать с реальным человеком то, о чем я просила и чего добивалась. Вы будете первое время терять и обязательно снова находить истинное общение, и, таким образом, оно закрепится.
Конечно, когда вы первый раз выйдете на сцену, оно может ускользнуть от вас. Это закономерно. Однако вы уже знаете, к чему надо стремиться, ощутили органику ваших действий и позаботитесь, чтобы ее обрести перед лицом зала.
Прийти к естественности трудно, ибо первое, что одолевает начинающего ведущего, — это штампы. Их услужливо подсовывает не только собственная растерянность перед сценой, но и советчики-добровольцы, которые всегда находятся в достаточном количестве.
Поделюсь воспоминаниями. В начале моей деятельности один артист, наблюдая оторопь, охватывающую меня перед лицом публики, поучал:
— Тон должен быть, тон! «Греметь» надо! Патетика нужна!
И он показал, как надо патетически греметь.
Долго терзала себя тем, что не могу воплотить этот тон и честно тренировалась. Очень мне было от этого тона неуютно на сцене и на долгий срок отбросило от истинного понимания основ моей профессии.
Знаменитый тон был окончательно забракован после встречи с одним замечательным музыкантом и педагогом. Концерт он давал «закрытый», не для широкой публики, а в маленьком зале научного института для небольшого числа его сотрудников — видных ученых. На крошечной эстраде (на ней так и осталась какая-то аппаратура, которую, по-видимому, нельзя было убрать) расположились трое: сам исполнитель, пианика-аккомпаннатор и его студент, переворачивающий ноты. И в этой-то почти домашней и особенно драгоценной именно своей интимностью обстановке я загремела: «Начинаем концерт :народного артиста Советского Союза...» Помню улыбку, которой обменялся исполнитель со своим учеником. Спасибо ему за эту улыбку. Она высвободила меня из оков «патетического топа», якобы обязательного для хорошего ведущего, а заодно и от каких-либо других заранее заданных тонов. Она заставила заглянуть в лицо зала, увидеть его стены и людей, которые в нем находятся, не вообще публику— многоликую и безликую, а твоих гостей и собеседников. Молчаливый его урок заставил задуматься о том, что ведущий должен жить в рамке той картины, которую являет собой на данном концерте сцена, и не нарушать гармонии.