Файл: Щербакова концерт и его ведущие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.А. Щербакова

Концерт и его ведущий.

Наша книга обращена к участникам художественной самодея­тельности. К тем из них, кто берет на себя нелегкий труд ведения концертных программ.

Но разговор будет главным образом об эстраде профессиональ­ной. Это и понятно, ибо само слово «профессия» подразумевает опыт, основанный на знании, и знание, обогащенное опытом. Участ­ник художественной самодеятельности отрывает время от других дел, от отдыха, ради искусства. Значит он его любит. Недаром раньше было такое слово «любитель». Человек, лишенный этого чувства, если и заглянет в какой-либо приглянувшийся ему коллек­тив самодеятельности, то лишь как случайный прохожий. Тот же, кто любит искусство, любит и его нелегкий, не знающий предела труд. Такого любителя не покидает стремление делать то, что он делает, все лучше. Следовательно, расширять свои знания.

'Нам могут сказать: такие-то и такие-то виды концертных вы­ступлений пока на самодеятельной эстраде не встречаются, а вы о них пишете. Да, пока не встречаются. Но искусство самодеятель­ности растет и углубляется. Значит, то, что не встречается сегодня, может встретиться завтра. Поэтому ведущему концерта самодея­тельности нужно знать о своей работе столько же, сколько и веду­щему-профессионалу.

Роль ведущего в концертной программе скромна. Внимание слу­шателей обтекает эту фигуру, почти не задерживаясь на ней. Оно направлено только па суть того, что он произносит.

Расходясь с концерта, слушатели не обмениваются впечатления­ми о том, кто сегодня представлял им артистов, и редко упоминают этот персонаж. Кроме тех, однако, случаев, когда с ведущим слу­чается какой-либо конфуз. Да, по иронии судьбы о ведущем говорят, его замечают и адресуют ему активное внимание лишь тогда, когда он ошибся, оговорился, повел себя нетактично, был нелепо одет... словом, делал свое дело недостаточно хорошо, с огрехами. Это, так сказать, интерес со знаком минус," нередко подкрепленный ирониче­ским смехом или неодобрительным шумом зала.

Но как ни скромна роль ведущего, она в современной концертной жизни необходима. Концерты без ведущего идти не могут. Правда, бывают исключения. Так, в больших филармонических залах камер­ные или симфонические концерты имеют отпечатанные заранее программы. Но стоит произойти какому-либо изменению, и сразу потребуется человек, который должен будет выйти и сказать: или­сто такого-то произведения будет исполнено такое-то или виллу болезни такого-то артиста выступит такой-то.


Раз ведущий — непременный участник концертной жизни, значит, есть люди, которые этим специально занимаются. Значит, есть такая профессия: артист — ведущий концерты. Всякая профессия требует овладения, познания ее законов, практики, ее больших и маленьких секретов.

Не минует этого и художественная самодеятельность. В каждом коллективе находятся люди, которым поручают вести программы. И многие участники самодеятельности знают по собственному горь­кому опыту, в какое сложное положение попадает тот, кто выходит на сцену объявлять номера, не имея ни нужных знаний, ни привычки.

Итак, ведущий — неотъемлемое звено в сложном виде искусства, именуемом концерт. И как бы ни скромна была его роль, все равно ведущий, вступает в область искусства, сам становится явлением искусства, о котором ему надо как можно больше знать.

Родственники и родословная

Как сложился и что собой представляет совре­менный концерт? - Слово «концерт» заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Словарь толкует его следующим образом: «Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2—3 солирующих инструментов... В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра». Запомним выделенные нами слова, они пригодятся для опреде­ления современного концерта. 'И далее: «Для лучших... образцов концерта характерно яркое выявление выразительных средств соли­рующего инструмента, всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных возможностей, подчиненных раскрытию идейнообразного содержания произведения». Единое целое — концерт (если это не концерт в прямом знаме­ни) — есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременно (в лучших образцах) выявление виртуозности, высокого мастерства исполнения, ибо каж­дый номер концертной программы обязательно солирующий, авто­номный. Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Соединение разнородных и ранее не соприка­савшихся друг с другом видов искусства в едином действии связано с демократизацией общества, с уничтожением перегородок между его слоями и одновременно с ростом культуры широких народных слоев. На народную эстраду сегодняшнего концерта спустились такие «высокие» и ранее принадлежавшие только высшим привиле­гированным слоям общества жанры, как камерная и инструменталь­ная музыка. Более того, рояль, скрипка, виолончель и другие ин­струменты стали постоянными участниками смешанных концертов и даже концертов развлекательных, где они соседствуют с эстрад­ными жанрами. Такого соединения нельзя было и помыслить вплоть до последней четверти XIX века: камерная музыка не выходила за стены светских салонов и дворянских клубов, для народа же устраи­вались гулянья.


-Народные гулянья начались еще в XVIII веке, но в XIX они становятся особенно популярны. На рождестве — «гулянья под го­рами», на масленицу и пасху — «под качелями». Современники оставили описание таких гуляний: «...В течение недели толпы народа ежедневно стекаются к качелям, воздвигнутым на площадях. Еще издали привлекаемый турецкими барабанами и шумной музыкой странствующих комедиантов, канатных плясунов и других различ­ного рода актеров народ спешит на площадь, чтобы погулять возле •качелей.., Несколько музыкантов, предводительствуемых паяцами, размешаются на балконе и на верхней площадке этой своеобразной карусели и таким образом оказываются в центре общего кругово­рота. В ближайшем соседстве — подмостки комедиантов, особенно привлекающих народ острыми, хотя и грубоватыми шутками»1.

На этих паяцах, или, как их называли в пароде, «карусельных дедах», нам следует остановиться особо, ибо они прямые предки современных конферансье и ведущих.

«Костюм и грим «деда» был традиционный...» — пишет один из деятелей народных гуляний2. Добавим — и броский. В пестром мно­голюдстве гуляний надо было останавливать на себе взгляды. «Бо­рода и усы из серой пакли, нарочито грубо сделанные, серый, на­меренно заплатанный кафтан и старая круглая ямщицкая шапка с бумажным цветком сбоку, на ногах онучи и лапти». Появление на балконе качелей фигуры в этом наряде служило сигналом начала веселых речей, всяческого балагурства, шуток и прибауток.

На обязанности «карусельного деда» было и объявление «номе­ров». Вот как это происходило: «Побалагурив... «дед» внезапно хло­пал себя по лбу, точно вспомнив что-либо, торопливо исчезал и выводил трех танцорок. Представив их публике и чаще всего до­вольно откровенно побалагурив на их счет, «дед» принимался отплясывать с ними...»3

Историки эстрады не без основания усматривают в этих народ­ных забавниках далеких предков конферансье. Тесная связь с пуб­ликой и веселье от непосредственного разговора с ней, а также «подача» исполнителей—вот ниточки, которые тянутся от остросло­вов в онучах к современным элегантным конферансье.

«Под горами», «под качелями» складывались различные виды истинно народных эстрадных выступлений. Историк русской эстрады Е. Кузнецов пишет: «В репертуар балаганов, выраставших под горами и под качелями, включались небольшие дивертисменты, в которых выступали гимнасты и фокусники, акробаты и плясуны, звукоподражатели и атлеты, наконец, народные певцы, а подчас и рассказчики»4.


Выступали на гуляньях и солдатские хоры, то есть те же крестьяне, одетые в солдатские мундиры.

Еще один источник есть у современного концерта — театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов — любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или

танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными.

(" В середине 20-х годов XIX века дивертисменты начинают устраи­ваться и в драматических театрах, главным образом в Александрий­ском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полю­бившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей.

В антрактах выступали самые знаменитые актеры того времени. Великий Щепкин вынес на них свои устные рассказы. Он же первый стал читать перед занавесом произведения Пушкина и Шевченко, басни Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще одно важно. Выделялись и выносились на просцениум луч­шие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фраг­менты ролей. И этот естественный отбор постепенно превращался *,, в новую форму искусства — концерт.

Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор / живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара так вошел в концертную жизнь, что для современного концерта это сама собой разумею­щаяся часть программы. В крупнейших концертных организациях страны наряду с собственным штатом исполнителей постоянно со­трудничают актеры драматических и оперно-балетных театров.

Вряд ли многие знают сейчас, что слово «вокзал», связанное у нас со встречами и отъездами, лязгом колес и волнующими запа­хами путешествия, закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства и. притом искусства эстрадного. Процитируем исто­рика: «В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами" (наиме­нование «вокзал» перешло к нам от лондонского Воксала, наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий по­добного типа)».


Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. На станции Павловска был построен концертный и танцевальный зал и эстрада — излюбленное место развлечения жителей столицы — так называемый Павловский музыкальный вок­зал. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.

С сороковых годов XIX века, кроме Павловского вокзала в Пе­тербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду (на той территории, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха имени Горького), а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства.

В вокзалах и садах интереснейшими постановками были так называемые русские дивертисменты — целые представления, по­строенные на фольклоре — танцах, песнях и обрядах некоторых об­ластей России.

В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, испол­нявших танцевальную музыку, и тут пальма первенства принадле­жала королю танцев — вальсу. Интересно, что громкую славу Иоганна Штрауса в значительной мере создала Россия.

Пятнадцать лет композитор выступал на эстраде Павловского вокзала', В эти годы им были созданы его лучшие вальсы.

Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызвала недовольство николаевской реакции. Ча­стное предпринимательство в области эстрады подпало под жесто­кий контроль, равноценный запрещению. При Александре II ее по­ложение еще больше ухудшилось. В 1862 году вышел циркуляр, окончательно подчинивший концертное дело высочайшему, а вернее, полицейскому, контролю. Циркуляр гласил: «Министр двора уве­домляет, что по высочайшему повелению публичные сценические представления составляют исключительное право императорских театров, и изъятие допускается только в уважение к благотвори­тельной цели, притом не иначе, как с высочайшего разрешения»1.

Благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады. Но вместе с тем ее истинно народный харак­тер был несколько приглушен. Демократическое, а порой и револю­ционное звучание благотворительные концерты обретали главным образом в студенческой аудитории. Там читала Некрасова великая Ермолова. Там впервые прозвучала «Песня о буревестнике» Горь­кого, прочитанная Качаловым. И все же благотворительный концерт был мероприятием главным образом для «избранных». Разорвать «салонный» круг удавалось редко.