ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Дабы легче усвоить этот необходимый закон логического строения речи, предлагаем следующее упражнение. «Посадите», как мы условились, воображаемого слушателя и адресуйте ему данное объявление. Текст возьмем тот же. Произнесите первый речевой такт: «Романс Бородина...» Следите за тем, чтобы мысль на нем не кончалась (голос вверх) и дайте секундное время, чтобы эти слова были усвоены слушателями. Затем преподнесите им следующую часть объявления («...на стихи Пушкина...») и, соблюдая то же голосоведение и то же действие (дать время усвоить), завершите объявление названием романса — «Для берегов отчизны дальной».
Выполняя упражнение вкупе с действенной задачей, ведущий берет себе в помощники общение, а все это, вместе взятое, поможет органическому рождению верной логики.
Еще теснее сомкнутся и дадут нужный результат общение и логика, если усложнить упражнение. Как известно, истинное общение — это диалог. Не важно, что один из участников (слушатель) молчит, а говорит только ведущий. Слушатели вступают с ним в диалог невысказанными вслух вопросами. Пусть такие вопросы задаст воображаемый слушатель, а ведущий каждым следующим речевым тактом на эти вопросы ему ответит. Что спрашивает слушатель, легко можно себе представить. Ведущий вышел для объявления. Собрал внимание. Как только слушатели сосредоточились, это и означает первый вопрос:- что будет исполнено? «Романс Бородина,— отвечает он, но как бы одновременно творит:—Это еще не все».— «А что же?» — напрягает внимание слушатель. «На стихи Пушкина,— продолжает отвечать ведущий. «Какой романс?» молчаливо вопрошает слушатель. «Для берегов отчизны дальной», — заканчивает свои ответы ведущий. Чтобы от одного до другого речевого такта слушатель не счел мысль законченной, а «задавал» вопросы, его надо спровоцировать, то есть дать понять, что мысль только начата и продолжение будет. Это действие поможет верному голосоведению на речевых тактах.
Выполняя данное упражнение, можно заметить новый «поворот» словесного действия ведущего. Это действие определяется глаголом «заинтересовать». Действие, продиктованное этим глаголом (и подкрепленное соблюдением пауз на речевых тактах при ведении голоса вверх), оградит ведущего от распространенного порока, когда его немногочисленные фразы «рубятся», то есть каждый речевой такт отделяется неоправданной точкой. Получается не одно объявление, не одна мысль, а три: Романс Бородина. На стихи Пушкина. «Для берегов отчизны дальней». Такое объявление звучит безграмотно и не легче воспринимается сознанием слушателей, чем беспаузное.
Завершим разговор о речевых тактах предупреждением «...когда мы говорим, что внутри такта все слова и звуки произносятся слитно, это не значит, что можно «смазывать» звуки, проглатывать окончания предыдущих слов, сливая их с началом последующих. Внутри речевого такта все звуки должны быть ясно слышны. Объединение нескольких слов в речевой такт означает только то, что эти слова связаны друг с другом грамматически, по смыслу, более тесно, чем с другими словами, и поэтому между ними не может быть паузы».
Ведущий, чей текст состоит в основном из имен и названий, должен его донести до слушателей четко и ясно, чтобы не пришлось догадываться: Лядов или Лядова написали данное произведение. Вышеприведенное условие должно служить постоянной заповедью.
Можно заметить, что в предложенной фразе не все слова речевых тактов произносятся одинаково. Некоторые из них выделяются, имеют как бы первенство перед другими. Подчеркнем эти слова. «Романс Бородина на стихи Пушкина! «Для берегов отчизны дальней». Мы подошли к еще одному закону логики речи— закону ударений. Правила, по которым определяются ударные слова, необходимо знать ведущему. Без них смысл объявления может быть искажен или трудно воспримется слушателями.
Из свода правил, по которым определяются ударения, ведущему нужны лишь некоторые, так как его задача—только информировать. Приведем те, без которых невозможно обойтись.
Каждый речевой такт имеет свое ударное слово. Это мы уже видели в нашем примере. Но фраза, содержащая несколько речевых тактов, имеет свое главное ударение. Слово, на которое оно падает, выделяется сильнее остальных ударных слов.
Возьмем фразу, содержащую один речевой такт. Пусть это будут названия песен: «Красная гвоздика», «Огромное небо». Казалось бы каждое слово в названии имеет равное значение.
Что же, ударять каждое слово? Это будет неверно, такая фраза будет непонятна. Обычно, ударение (или отяжеление фразы) склоняется к ее концу, то есть в речевом такте ударение, если нет особо веских причин, более «сильных» правил, будет стремиться к последнему слову. Таким образом, эти названия и им подобные произносятся: «Красная гвоздика», «Огромное небо».
Если в фразе имеются подлежащее и сказуемое, то ударение принимает то из них, которое стоит на втором месте. Поэтому, в названии песни Варламова на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий» правильно будет выделить слово парус: «Белеет парус одинокий».
Часто правила логического ударения (напоминаем, речь идет о некоторых названиях, которые бытуют в объявлениях) пересекаются, то есть данное ударение «оправдывают» не одно, а сразу несколько правил. Так, в уже имеющихся у нас примерах слова «гвоздика», «небо», «парус», принимают ударения еще и потому, что являются так называемыми новыми понятиями. О чем гласит правило нового понятия? Если в речи встречается впервые произносимое имя, название, го оно должно быть непременно преподнесено так, чтобы «засеклось» в сознании слушающих. И делается это при помощи ударения.
Есть еще одно правило, «оправдывающее» вышеприведенные ударения: прилагательное, находясь при существительном, не ударяется, а сливается с ним. Поэтому слова «красная», «огромное», «одинокий» не несут ударения.
Однако среди всех правил логического ударения есть одно, самое «властное», и если оно вступает в силу, то «отбирает» ударения у всех других правил. Называется оно правилом противопоставления. Чтобы усвоить его сущность, возьмем пример не из текста объявления, а обычную жизненную фразу: «Я пошел на концерт». Если ничего более, как сообщить этими словами сам факт ухода на концерт, говорящий не подразумевал, то ударяется слово (ударение склоняется к концу речевого такта): «концерт»: «Я пошел на концерт». Но в эту же фразу можно вложить и иной смысл,
например, что пошел на концерт именно я, а не кто другой. Тогда
слово «я» выделится — мой поступок противопоставится поступку других людей. Можно выделить слово «пошел». Смысл сказанного будет в том, что человек пошел пешком, а не воспользовался транспортом.
Противопоставления нередко заключены в названиях произведений, поименованных первой стихотворной строкой. Во встречавшемся нам уже названии романса Бородина «Для берегов отчизны дальной», чтобы уловить это противопоставление, надо знать следующую строку: «Ты покидала край чужой». «Дальняя отчизна» противопоставлена «чужому краю», существительное это и будет ударным. Заглавие романса Рахманинова на стихи Бунина звучит: «Ночь печальна», ударение падает на последнее слово по двум причинам – конец речевого такта и противопоставление.
Необходимо ведущему знать и правило о том, что несколько однородных членов предложения и в том числе несколько определений при существительном все принимают па себя ударения, за исключением того, которое стоит непосредственно перед определяемым словом: «русская народная плясовая песня».
Не надо опасаться, что слово, на котором нет ударения, «пропадет», не будет услышано. Совсем наоборот. Как черное резче выступает на белом, piano подчеркивается в сопоставлении с forte, так и неударные слова ярче выступят рядом с ударными, своим «способом» влагая в сознание слушателей, несомый ими смысл. И наоборот, сплошные ударения этот смысл затемнят.
Одним из признаков логической безграмотности будут ударения на местоимениях. Последние принимают ударения только при противопоставлении, которое в названиях встречается не так уж часто. Поэтому ведущий допустит ошибку, если, объявляя песню Л. Пахмутовой на стихи Добронравова «Знаете, каким он парнем был» вместо ударения на слове «парнем» поставит ударение на слове «он».
Романс Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала» не может иметь ударение на местоимении, но уже по совокупности с другим правилом, также крайне важным для ведущего: ударение принимают однородные члены предложения. В нашем случае, это глаголы «знала», «ведала».
В объявлениях могут встречаться обильные перечисления, например: «В концерте исполняются произведения Александра Блока, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой». Или: «В концерте принимают участие: солисты Московской государственной филармонии, артисты московских театров, артисты московской эстрады». Пересекаются эти ударения и с правилами ударности в речевых тактах: каждое из понятий — отдельный речевой такт, ударениее в котором склоняется к концу.
Добавим к усвоенным прежде правилам логики еще одно, с которым также часто приходится сообразовываться ведущему. Это правило о вводных словах и предложениях. Оно гласит: «Если вводное слово или вводное предложение находится внутри всего предложения, то наблюдается так называемый «голосовой перехват», то есть голос изменяется (повышается или понижается) «охватывая» вводные слова, а затем снова возвращается к прежней высоте».
У нас уже встречался такой пример, но мы на этом правиле тогда не останавливались намеренно. «Романс Бородина (на стихи Пушкина) «Для берегов отчизны дальной». Авторов текстов, отнюдь не пренебрегая их ролью в создании песни или романса, лучше произносить как «вводное» предложение. Если же их ставить интонационно в один ряд с именем композитора и названием произведения, то фраза лишается тех логических оттенков, той контрастности, которая облегчает ее восприятие.
То м дело сталкивается ведущий с ударением, ставящимся по правилу единого понятия, можно сказать, что без него не обходится ни одно объявление, так как в его «ведении» имена и фамилии. Оно гласит, что если понятие складывается из нескольких слои, то ударение принимает последнее. «Евгений Птичкин» «Дмитрий Николаевич Журавлев».
Но так как имена исполнителей всегда сопровождаются их званием (титулом) или принадлежностью к тому или иному коллективу, а эти ориентиры стоят перед именем исполнителя, посмотрим, как велит их произносить логика речи. Как бы ни был длинен титул, он представляет собой один речевой такт, единое понятие: «народный артист СССР», «лауреат Всесоюзного и международного конкурсов», «солист Центрального телевидения и Всесоюзного радио», артист Московского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного академического театра», «солистка Московской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии».
Таким образом, полное объявление, включающее звание и имя исполнителя, будет состоять из нескольких речевых тактов с главным ударением на фамилии артиста: «Народный артист РСФСР,/ лауреат Государственной премии СССР,| артист Московской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии! Дмитрий Николаевич Журавлев». ||| Или: Заслуженная артистка РСФСР, | солистка Московской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии,| лауреат Всесоюзных и Все--российских конкурсов! Лидия Мельникова.Ц|
А теперь обратимся к более расширенным текстам объявлений и разберем их, вооружась известными уже законами логики.
«Выступает) детская хоровая студия] «Веснянка) (Дворца
культуры имени Серафимовича) ||| Художественный руководитель) Елена Николаевна Свешникова ||| Дирижер Лариса Буракииа | Концертмейстер | Татьяна Юрманова».
Слово «выступает» — речевой такт, поэтому оно несет ударение; «студия» — конец речевого такта. Но самое главное — какая это студия. Центр всего объявления — слово «Веснянка». Принадлежность студии к той или иной организации лучше всего определить как вводное предложение с небольшим выделением последнего слова, ибо весь речевой такт представляет собой к тому же «единое понятие»: (дворца культуры имени Серафимовича).
Остальные фразы — пояснения и уточнения. Они имеют два главных центра — это имена художественного руководителя и дирижера. Имя концертмейстера также произносится, как вводное, как добавление, иначе оно, стоя в конце, «задавит» имя дирижера, который является более значительной в данном случае фигурой.