Файл: Щербакова концерт и его ведущие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 343

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темп и ритм.

Понятия ритм и темп незримо присутствовали тогда, когда речь шла о стиле ведения концерта. Рассмотрим теперь различные виды концертов с точки зрения темпа и ритма.

Условимся под ритмом подразумевать внутреннее напряжение действия. Темп и ритм понятия не однозначные и далеко не всегда совпадающие.

Еще во время составления программы у ведущего появляется словно особое чувство ритма будущего концерта. Открывая кон­церт, ведущий превращается в некую пружину, которая этот ритм «держит» и осуществляет.

Ритм концерта задается скоростью, движения занавеса. Если он праздничный и слушателям предстоит развлечение, то, стоя около

рабочего, ведущий командует: занавес открывать очень быстро.

Ускоренное, «веселое» движение занавеса словно бравурная увертюра возвещает темп и ритм, в котором пойдет концерт.

Тематическая, познавательная программа диктует замедленный, «солидный» ход занавеса. Его складки расходятся степенно, ведь на сцене, которую он открывает взглядам слушателей, будет проис­ходить го, что требует сосредоточенного внимания, углубленного сопереживания.

Когда занавес открылся, складки его успокоились, лучше всего выходить, выдержав маленькую паузу, (хоть сосчитать до трех) и лишь после этого сделать первый шаг на сцену. В противном случае расходящийся занавес и одновременное появление ведущего создадут мельтешню, смажут ритм.

Если программа построена верно, то «держать» ритм легче— чередование номеров само обеспечит его нарастание. Ведущему остается только заботиться о том, чтобы его собственное появле­ние на сцене, речь, движения соответствовали этому ритму, не роняли его, а подчеркивали.

Произнесение названий произведений также подчиняется ритми­ческому строю концерта, а тем самым смыкается и с его стилем. Невозможно одинаково доложить слушателям, что исполняется "Под камнем могильным» Бетховена или старинный романс «Гори, гори моя звезда». По тому, как называет ведущий разные произве­дения, можно судить о степени слияния его с происходящим на сце­пе. Тут следует сделать только одну оговорку. Предварять своим тоном» характер произведения надо крайне тактично. Безвкусно и претенциозно звучит излишне эмоциональное объявление, словно ведущий пытается присвоить себе исполнительские функции.


И то время, как на сцене выступают артисты и ведущий со своего «капитанского мостика» (из-за кулис) «поет» с певцами, «танцует» с балетными артистами, «играет» с пианистом, «читает» с мастером художественного слова и «болеет» за каждый звук, каждое движение, он чутко ловит и регистрирует настроение и «градус» зала, интенсивность аплодисментов, взрывы смеха, глубину тиши­ны. То есть он живет также восприятием зрителей, слушает их ушами, смотрит их глазами. Этот двойной заряд от актеров и от слушателей – закручивает в нем на нужное количество оборотов пружину ритма и, вытолкнутый ее повелением на сцену, он передает этот ритм залу. Иногда ведущему надо лишь соответствовать созданному ритму. Иногда подстегнуть зал, обострив его реакцию. Иногда сделать так, чтобы новое произведение влилось в ритм концерта, то есть подготовить к нему слушателей.

Часто, задавая ритм, ведущий использует нарочито замедлен­ный темп. Так, предваряя какой-либо особенно «коронный» номер, он выходит подчеркнуто не спеша, начинает говорить не сразу, с от­тенком таинственности, заинтриговывая. Звания произносит усилен­но обстоятельно, искусно отдаляя тот момент, когда наконец про­ звучит долгожданное или радостно-ошеломляющее имя. Ритм — самый напряженный, а темп медленный.

К концу программы ритм и темп совпадут, так как длительные проходы, паузы, замедленные движения совершенно неуместны — медленный темп уронит, а не нагнетет ритм. Тут удобнее всего вый­ти вместе с артистом, согласившимся исполнить еще одно произве­дение и, не мешкая, произнести его название.

Бывают и тонкости: артист решил в ряду других «бисов» пойти против обычая и преподнести публике произведение не «бисовое», серьезное. Тут ведущий, прежде чем начать говорить, выдерживает паузу. Она означает: дорогие слушатели, соберитесь, переключи­тесь— сейчас будет не то, что вы ожидаете,— вернемся к серьезной музыке. Вслед за этим молчаливым призывом идет объявление. В том, как произносит ведущий название произведения, сквозит тот же смысл, что и в его предварительном призыве. Таким способом слушатели приготовлены и исполнению открыта «зеленая улица».

Ритм и темп сливаются в концертах развлекательных, задача которых — веселье. Быстрый, задорный темп тут подчеркнет и ритм. В таких концертах неуместно торжественно и медленно шествовать по сцене, заставляя артиста в бездействии дожи­даться, когда, наконец, будет объявлено то, что он уже давно готов исполнить. Ритм так валится, что все — и публика, и находя­щиеся на сцене — томятся. Незадачливый ведущий, не сумевший угадать ритма и темпа, чувствует на себе ненавистный взгляд бед­ного артиста, которому он срывает успех, а бывает, что слышит раздраженный шип из-за кулис: «Да скорей, скорей же!..»


Ритм смешанного и развлекательного концерта зависит и от метража каждого номера. Длинному эпическому повествова­нию не место в конце программы, равно как и излишнему количе­ству произведений у музыканта. Оговорить с исполнителем «метраж», в зависимости от его места в программе, также входит в обязанности ведущего.

Самый убыстренный темп — в концертах эстрадных. Ведущему редко приходится быть их участником, обычно в них фигурируют конферансье. Однако при случае полезно принять участие в эст­радном концерте. Это расширяет палитру ведущего.

Из дневника.

«23 октября 196... г.»

Сегодня мне пришлось быть палочкой-выру­чалочкой и вести эстрадный концерт.

По привычке, закономерной в филармонических концертах, я, дав отыграть очередному исполнителю, выдерживала паузу, затем шла через сцену, останавливалась в ее середине и объявляла. Но меня не покидало ощущение, что что-то не получается.

Настала очередь композитора Л. Лядовой. Ей в высшей степени ведом секрет эстрадности, праздничности, озорного подъема. Как правило, она сама и объявляет произведения, но тут почему-то ей на хотелось, чтобы это делал ведущий. Пытаясь быть «на уровне», и чуть не вприпрыжку бегала по сцене, расточала улыбки, а за спитой раздавалось: «Роняете ритм! скорее!» Наконец, Лядова, не выдержав, выскочила за кулисы и сказала:

— Будьте у меня за спиной, наступайте на меня!

— Но я же не могу торчать во время исполнения на сцене?

— Торчите! Только не роняйте ритм! В темпе!

И действительно, став чуть не рядом с пей и мгновенно сменяя ее у микрофона, я словно подхватывала ее задорную эстафету, под­черкивая, а не роняя ритм. Мое пребывание на сцене никого не удивляло: помощник имеет право быть рядом с основным действующим лицом — в тени, когда делается главное дело, и на подхвате, когда подходит его черед. Не понадобились ни улыбки, ми «бодрячок». Дело было не в них, а в соучастии, секрет которого ил 'пот случай оказался в мгновенном подхватывании «мяча»: перехватила и тут же пасс обратно — основному игроку.

Урок Л. Лядовой мне пригодится для финала филармонического концерта, когда темп и ритм совпадают. Вызывая артиста на по­клоны, я не буду уходить со сцены, а останусь в ее глубине, на по­следнем плане. И если исполнитель согласится бисировать, выйду вперед одновременно с ним и назову произведение. Если же после циклонов он останется за кулисами, не собираясь дальше выступить, то выйду вперед одна и завершу концерт».


Ритм концерта слагается и из технических обстоятельств, таких, как неизбежные в смешанном концерте перестановки рояля, обо­рудования сцены. Самое неприятное — это паузы в конце програм­мы, когда ритм и темп особенно напряжены. Да и в начале концер­на их большая длительность нежелательна. Конферансье в паузах исполняют репризы на просцениуме, перед занавесом. Ведущие этим не занимаются, но у них есть свои приемы.

Чтобы заполнить паузу и вместе с тем не уронить ритм, можно часть номеров объявлять перед закрытым занавесом, используя прием «замедления»—преподносить номер и его исполнителей с заинтриговывающей оттяжкой. Когда ведущий объявляет перед и крытым занавесом, он заранее точно уславливается с рабочим», по какому знаку они его открывают.


Аплодисменты.

В создании ритма концерта участвуют не только исполнители и ведущие, но и публика. За­таенное дыхание зала, особая, напряженная тишина или взрывы смеха означают, что искусство артиста захватило и заставило слу­шателей жить в мире созданных им образов, в ритме его художест­венного строя.

Но зал задает ритм и активной реакцией — аплодисментами. «Читать» аплодисменты умеют все участники концерта и, конечно, ведущий. Он же может ими в какой-то степени управлять. Почти всегда в его возможностях их погасить или разжечь, допустить или сократить, «бороться» с ними (иногда приходится и это делать) или поощрить.

Во время концерта между артистами, ведущим и публикой су­ществует некая, почти телепатическая связь. Артист, уходя за ку­лисы и появляясь на поклоны, дает понять публике, согласится он исполнить еще одно произведение или будет непреклонен. И публика мгновенно вступает в этот бессловесный диалог и своими апло­дисментами отвечает артисту. Значение их легко расшифровывает­ся человеком с концертным опытом, так выразительно они звучат. Либо настойчивое (до скандирования): «Еще! еще! еще! Знать ни­чего не хотим — устал не устал, еще! еще! еще! еще!» Либо: «Спа­сибо, паша благодарность с вами, но отпускаем, так как понима­ем— просить больше нельзя». Либо стеснительно: «Попросили бы еще, но не уверены, можно ли» (это бывает, если ажиотаж зала еще не достиг той степени, когда всякая деликатность откидывает­ся). Либо: «Очень благодарны за ваше искусство, но отпускаем, так как ждем следующих номеров, любопытно, что нам еще пред­стоит»... и т. д.

В этот разговор вступает участником и ведущий. В его распоря­жении не только мимика и жест, но и слово, и он волен в зависимо­сти от обстоятельств пользоваться, первым, вторым и третьим, «ре­гулируя» аплодисменты.

Самое трудное для артиста начинать концерт. Еще идет при­стройка зрителей к своим местам, к сцене, к общности настроения, словом, на языке кулис — «публика не раскачалась». Следующим выступающим легче, они словно ступают на эскалатор и «бегут» вместе с ним вверх. Артисты со скрипом соглашаются быть первым номером программы, это почти всегда жертва во имя общего дела.

Но тут на страже ведущий. Исполнение артиста, может быть/и не нуждается в «подогреве», но этого требует его место в концерте. Поэтому ведущий «собирает» аплодисменты, если слушатели еще недостаточно включились, не вошли во вкус. Он появляется на сце­не не тогда, когда смолк последний хлопок, а в разгаре аплодисментов. Но появляться следует умеючи, так как сам выход веду­щего может быть расценен, как сигнал, что пора кончать хлопки, артист мол, хочет приступить к следующему произведению. Если ведущий вышел с деловым видом, явно сигнализирующим, что он хочет говорить, публика послушно смолкает. Но если он вышел для того, чтобы вместе, со слушателями порадоваться их удоволь­ствию, если он, стоя поодаль, с улыбкой и гордостью смотрит на артиста, собирающего законную дань благодарности слушате­ли!, тогда он не помешает выразить слушателям свою благодар­ность в полной мере, тогда он не оборвет, а умножит аплодисменты.