ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Благотворительные подмостки, которые все же имели и некоторую свободу репертуара и некоторую отдушину в смысле состава аудитории, оказались не худшим явлением на пути отечественной эстрады. Она познала и период настоящего унижения, став принадлежностью ресторанов и кафешантанов.
Многие неизвестные нам таланты погибли ресторанном омуте. некоторые отстояли себя и свое искусство и стали гордостью русской эстрады. В ресторане начинала Н. Плевицкая — почти легендарная исполнительница русской песни, которой восхищались Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский. Она прочно утвердила русскую народную песню на концертной эстраде.
Большую часть жизни пела в ресторане цыганка Варя Панина. И только на склоне лет ей удалось сделать свое искусство концертным жанром. Цыганская песня живет в концерте и сегодня.
Из плеяды звезд, освещавших эстраду начала XX века, нельзя не упомянуть А. Вяльцеву. С ее появлением приобрела небывалую дотоле популярность жанровая лирическая песня.
Путь А. Вяльцевой на эстраду лежал не через ресторан, а через оперетту, которая и по сей день дает блестящих эстрадных исполнителей.
После Октябрьской революции концертная жизнь страны приобрела большое самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, впервые получившего возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.
Концерт стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным. Он вобрал в себя жанры, выкристаллизовавшиеся в его предыстории: от серьезной — камерной и симфонической музыки до жанров эстрадных — развлекательных.
От каждого значительного явления в истории эстрадного искусства тянутся нити в сегодняшний концерт. По составу жанров он одновременно несет в себе и жанры глубоко традиционные, отсеянные историей эстрадного искусства, и новые, рожденные современностью.
Бывает и так, что забытые старые жанры возрождаются и в современном виде становятся новинкой. Так было с древним искусством мимов, так в последние годы вновь завоевал себе место в программе старинный русский романс.
Концерт как явление искусства.— диалектичен, в него вбирается все свежее, вновь возникающее во всех видах исполнительского
искусства и сохраняется накопленное за долгий исторический путь.
ИСКУССТВО
КОНФЕРАНСЬЕ,
Один жанр, знакомство с историей которого крайне необходимо ведущему, имеет точную дату рождения. Это искусство конферанса. В России он возник в 1910 году. Именно в этом году на авансцене появилась новая для эстрадных представлений фигура — конферансье.
А что же было до 1910 года? Кто объявлял номера?
Никто. Такой роли «и в дивертисментах, ни в антрактах, ни в музыкальных вечерах просто не существовало. В сущности, и надобности в ней не было. В театрах публика великолепно знала и немедленно узнавала актера. Музыкальные вечера посещались узким по нашим понятиям кругом. Со времен «карусельных дедов» никто не связывал номера программы, никто не брал на себя функции «хозяина» и «стержня» эстрадного мероприятия. В большинстве случаев аудитория была почти постоянная, круг посетителей тесен и знаком не только с выступающими, но и между собой. Чем ограниченнее был круг посетителей благотворительного концерта, тем меньше он нуждался в объявляющем номера.
В благотворительных концертах для широкой аудитории, а так же в «городских»
эстрадных концертах использовались по большей части печатные программы.. Кроме печатных программ, в ходу были аншлаги-плакаты, которые вывешивались перед занавесом.
Первого конферансье, знаменитого Никиту Балиева, дал русской эстраде Художественный театр.
Актеры молодого тогда Художественного театра сами были молоды, обладали большим запасом творческих сил, их переполняла энергия, они, не жалея, расходовали себя на шутку, на озорство, блиставшее выдумкой, вкусом. В театре устраивались «семейные» вечера, до краев переполненные весельем самого высокого вкуса, озаренного блистательным талантом. Вечера эти стали называться капустниками.
Поначалу они были действительно только внутритеатральными, на них извне допускались лишь самые близкие друзья. Но так как все большее количество людей стремилось попасть на капустники, семейный круг разорвался, и они стали своеобразным видом эстрадного представления, своего рода шуточным концертом, уже не для себя, а для публики. «9 февраля 1910 года состоялся первый платный «капустник»1.
На капустниках Художественного театра впервые появился совершенно новый персонаж эстрадного зрелища — конферансье.
Обратимся к книге К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «В качестве конферансье на этих капустниках впервые выступил и блеснул талантом наш артист. Н. Ф. Балиев. (Профессия конферансье была столь нова, что К. С. Станиславский приводит ее французское написание. — Г. Щ.) Его неистощимое веселье, находчивость, остроумие — и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток — смелость, часто доходившая до дерзости, уменье держать аудиторию в своих руках, чувство меры, уменье балансировать на границе дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, уменье вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление — все это делало из него интересную артистическую фигуру нового жанра». Из капустников Художественного театра родился под руководством Н. Балиева театр «Летучая мышь», а вслед за ним буквально посыпались театры этого типа (теперь бы мы их назвали театры миниатюр).
Программа «Летучей мыши» состояла из сцен, инсценировок и номеров. Непременным персонажем этого дробленого «действа», его стержнем и цементирующим элементом был конферансье Никита Балиев. Его новое по тем временам амплуа, равно как и «блестящий талант» (К. С. Станиславский таких эпитетов на ветер не бросал) влекли в «Летучую мышь» зрителей ничуть не меньше, чем во МХАТ.
Существовало одно обстоятельство, определявшее во многом своеобразие балиевского конферанса. Поскольку связь «Летучей мыши» с капустниками и актерскими забавами не была еще окончательно порвана, зал нового театра поначалу продолжал наполняться театральной и околотеатральной, то есть «своей» публикой. Еще недавно на капустниках этот зритель через минуту становился исполнителем, и все смеялись его выдумке и шутке, а затем возвращался с игровой площадки в зал и сам хохотал над очередным номером своих товарищей. В новом театре какое-то время граница, отделяющая сцену от зала, была стерта. Самое активное привлечение зрителей в происходящее на сценической площадке было непременным условием жанра. II вместе с тем — залогом всеобщего веселья, ради которого и ходили в этот театр.
Летописец «Летучей мыши» в юбилейном издании, выпущенном к 10-летию театра, писал: «Каждый спускавшийся под свод1 оставлял в прихожей вместе с калошами печаль, снимал с себя вместе с пальто и заботы и как бы принимал обет быть в эти немногие ночные часы под крыльями «Летучей мыши» рыцарем смеха и остроумного веселья. Обязан был там, за порогом, оставить и обидчивость, способность уязвляться шуткою. Иначе рисковал быть изрядно изжаленным, потому что стрелы и шутки «мыши» были отточены очень остро и метко попадали в цель, хотя и спускались с тетивы веселой и ласковой рукою...
Клубок шутки, начинавшейся на сцене, перебрасывался в под-. вал, потом назад на сцену и все больше и веселее запутывался, захватывая в свои нити все большее число актеров-зрителей»2.
Конферансье способствовал еще более тесному общению зала и сцепы, исполнителей и зрителей. Но это была не единственная его функция.
Представление, носившее мозаичный характер, нуждалось в стержне, в общем сюжетном движении, которое и осуществлял конферансье.
Почти одновременно с «Летучей мышью» стали возникать во множестве другие театры подобного типа. Из лучших дореволюционных, кроме «Летучей мыши», стоит назвать «Кривое зеркало», в 20-х годах — такие, как «Свободный театр», «Вольная комедия», «Балаганчик», «Кривой Джимми»... Можно привести еще много названий, но какое бы имя ни носили эти театры, какие бы программы ни показывали, главным в них был смех.
Аккумулятором смеха и веселья на представлениях подобных театров был конферансье.
Своевременность рождения этой профессии подтверждается почти мгновенным ее распространением. Сейчас даже трудно отделить даты появления Никиты Балиева в Москве и Алексея Григорьевича Алексеева в Петербурге. Они открыли плеяду блистательных мастеров этого жанра. За ними последовали К. Гибшман, Л. Менделевич, П. Муравский, позже М. Гаркави и многие другие.
Конферансье были теми, кто, как опытные кулинары, приправляли представления нужными дозами соли, перца и пряностей, делая тесную связь сцены и зала еще теснее. Публика в подобных театрах, так уж повелось от прародителя — капустника, была активно втянута в представление. Реплики неслись не только со сцены в зал, но и из зала на сцену, а точнее — на авансцену, к конферансье. I Профессия конферансье тогда требовала импровизации, молние-' поеной реакции и, конечно, блистательного остроумия, ибо зрители активно втягивались в игру и не молчали. Среди публики попадались опытные остроумцы. Горе конферансье, который из «словесных боев» не выходил победителем.
Приводить примеры остроумия более чем полувековой давности, да еще родившегося к случаю, в определенной ситуации и атмосфере, не имеет смысла. Но образец находчивости конферансье привести стоит, он поучителен. Остроумие — это, конечно, дар природы, но, как и всякий талант, оно требует развития, воспитания, тренировки. Точно так же и находчивость. Тугодумам (равно как и людям с органическими пороками речи) не стоит выбирать профессию ведущего или конферансье. Но раскрепостить свой природный дар можно, нужно, необходимо. И тут удачные образцы — верные помощники.
А. Г. Алексеев вспоминает, что во времена нэпа не самую лучшую часть зала составляли повылезшие невесть из каких укрытии различные дельцы, часто с большим капиталом, но с весьма малым запасом культуры. Один из таких посетителей верхом остроумия счел парировать шутку криком «сволочь». Это привело в замешательство даже такого опытного конферансье, каким был А. Г. Алексеев. «... Но ответить надо,— вспоминает он,— и стал я мямлить о том, что, мол, в политике мы научились разбираться, а юмора еще не понимаем, и в то же время лихорадочно соображал: не к такой лекции обязывает мое место на просцениуме, но если отделаться шуткой, он и не такое скажет; так что же? Что?!. В это время директор театра... прибежал за кулисы: «Дайте свет в зал!» Дали—• и это спасло меня! Я тут же повернулся к сцене и сказал: «Не надо, погасите, я не хочу видеть то, что слышал!»1
Изящный нокаут!
Оставлять за собой последнее и «неперешибаемое», непререкаемое слово в словесных поединках было блестящим свойством, неотъемлемым условием профессии конферансье. Эстрадные легенды сохранили немало сказаний о славных победах, неотразимых ответах, неумирающих остротах.
Поражавшая в прежних конферансье способность молниеносной и победоносной контрреплики была плодом не только таланта, культуры, но, как и в каждой профессии, обязательно работы, тренажа, впитывания чужого опыта. Многие конферансье и в том числе А. Г. Алексеев считают лучшим своим учителем Владимира Маяковского. Рассказы о том, как поэт разговаривал' с аудиторией, как намертво сражал своих противников, стали хрестоматийными, многие его остроты и реплики вошли в наш обиход, как поговорки.
Конферансье «первого призыва» отличались яркими индивидуальностями. Каждый являл собой на эстраде определенный образ' с подчеркнутой характерностью.
Никита Балиев, по определению А. Г. Алексеева, „«был конферансье-москвич, не московский конферансье, а именно конферансье-москвич;- на сцепу выходил розоволицый, широкоулыбчатый, упи-танпый, радостный жизнелюб, хозяин-хлебосол: москвич!»1
Стоит перечитать главы «Войны и мира» Л. Толстого о старом графе Ростове и станет понятна генеалогия образа Балиева. Был ли он таким на самом деле? Другими словами, пользовался ли он «гримом души»? Еще точнее: выходил ли он перед публикой «как есть» или «ретушировал» свои свойства для создания определенного сценического образа? Вне всякого сомнения, что это было именно так. Тому достаточно подтверждений можно найти хотя бы в статьях, посвященных Балиеву. Как правило, они восторженны. Недовольство критиков Балиев вызывает тогда, когда в пикировке он излишне -увлекается своим остроумием и ранит противников, Упреки он вызывает не только потому, что изменяет общей атмосфере легкого веселья., — главному девизу «Летучей мыши». И не только потому, что обижает человека, вступившего с ним в состязание, причем обижает не как равный равного, а как хозяин, забывший правила гостеприимства. Но главным образом потому, что выходит из образа, выходит из «маски», необходимой для его искусства.
Да, искусству конферансье изначала было присуще и необходи-мо внутреннее перевоплощение, внутренняя перестройка и «подстройка» в постоянный образ. Поведение его в этом образе зависело от состава публики и от самых различных ситуаций, часто неожиданных2.