ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 358
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
И, наконец, самое главное, ведущий должен' заимствовать у своего старшего родственника — конферансье умение создать собственный сценический образ.
Быть самим собой
Ведущий и сценический образ? Разве человек, основные задачи которого — информировать, должен в кого-то перевоплощаться?
Прежде чем ответить на эти вопросы, разрешим себе привести некоторые выдержки из одного дневника.
«4 января 195... г.
Мой первый выход на сцену 4 января в роли ведущей окончился плачевно.
Это было для меня неожиданно, так как никаких особых затруднений я не предвидела.
За плечами – театральный институт, речь отработанна, минимум актерских профессиональных навыков получен…Кроме того, концерт был литературный, выступал один мастер художественного слова и предстояло объявить только его имя, мне знакомое.
Раздался третий звонок. Я стала в кулисе, готовясь выйти на сцену. И тут произошло непредвиденное. Ноги будто отделились от тела и стали неуправляемы, в голове — пустота, в ушах — звон. Губы растянулись в судорожную и жалкую улыбку. Такими губами произнести хотя бы одно внятное слово было невозможно, сомкнуть же их не удавалось. Горло перехватило и из него не извлекался ни один нормальный звук.
— Идите. Выходите. Да выходите же! — раздался шип за моей спиной.
Я приросла к месту.
Кто-то довольно решительно подтолкнул меня. Моя нелепая, одеревеневшая фигура привысунулась из-за кулисы, и предстала перед зрителями. Обратного пути уже не было. С трудом добралась я до середины сцены.
Зрители насторожились, с удивлением приглядываясь к перепуганному существу, которое неверными шагами, как-то боком продвигалось перед их глазами.
Наконец, я остановилась. Но произнести положенные и заранее затверженные слова: «Выступает заслуженный артист РСФСР (имярек) долго не могла. Изгнанные страхом, они запрятались в каких-то далеких извилинах и, чем упорнее, ощущая позор, катастрофу, я старалась их оттуда извлечь, тем глубже они забивались.
В зале раздался смех. Он нарастал. Из-за кулис неслось все громче: «Заслуженный артист... заслуженный артист...»
Наконец я выдавила из себя все положенные слова.
Но как теперь повернуться, чтобы уйти со сцены? Оказалось, что и это нелегкая задача. В какую сторону? И как повернуться? Никогда не думала, что простой поворот представляет такую сложность.
Неловко перед артистом, который вынужден был выйти перед грохочущим залом, он собирался читать отнюдь не юмористическую программу. В полуобморочном состоянии прислонилась я к стене, радуясь, что скрылась с глаз публики. Надо было собрать всю волю, чтобы унять дрожь в ногах, сумбур в голове и отчаяние в душе. Гибшман, наверное, позавидовал бы мне: никаким мастерством нельзя было б достичь большей нелепости и большего смеха в зале. Но ведь я—увы! — вызвала «огонь на себя», совершенно того не желая.
28 Января 195... Г.
Нет времени и сил оглянуться.
Силы тратятся без остатка на волевую подготовку к очередному концерту, на сражение с собой, с собственным ужасом, на то, чтобы вытолкнуть себя из-за кулис, пройти по сцене, остановиться вовремя, произнести положенные слова. Каждый концерт – испытание, через которое ощупью, спотыкаясь и ушибаясь, приходится переваливать.
Может быть, придет привычка и станет легче? Как побыстрее / ее приобрести? Попробую быть поразвязней... Бодро выходить, лихо ] говорить... Может быть, это как раз то, что требуется, и моя внутренняя дрожь станет незаметной для зала?
29 Января 195... Г.
Сегодня вылетела на сцену с невероятной бойкостью, выпалив объявление, поспешно улетела. Казалось бы, все в порядке. Страх загнан в глубь моего существа. Смеха я, кажется, у зала уже не вызываю, скорее, недоумение. Но контакта с залом нет ни малейшего. Я сама по себе, слушатели — сами по себе."Если раньше я была автоматом с заевшим механизмом — лишенной движения, то сейчас автомат движущийся, но по-прежнему неуправляемый. Зрители это ощущают со всей ясностью, как только я появляюсь перед ними, и готовы обрушиться на меня при первом моем промахе. И поделом. Я делаю свое дело плохо.
И бойкость» оказывается, не спасает. Чего-то главного я не понимаю, что избавило бы меня от Страха, помогло на сцене мыслить, ориентироваться в обстановке. Мое судорожное, неуправляемое состояние— причина немыслимых оговорок, нелепейших ошибок. Сегодня, например, выскочила, без оговорок сказала все, что полагалось. Побежала облегченно за кулисы. Навстречу мне выступающий артист. Мы сталкиваемся. Разминуться нам не удается. Он направо, я направо, он налево, я налево. Ему приходится буквально прорываться сквозь меня. Залу весело, мне не очень.
Каждый концерт с неприятностями или с ожиданием таковых. На днях вместо: «Чайковский. Русский танец» "с перепугу сказала: «Русский вальс». Пианист оказался человеком с крепкими нервами и не без юмора. Кончил, потом мне говорит: «Очень старался сыграть это как вальс, но было трудно, Чайковский написал танец, откуда вы взяли — вальс?» Стыдно. Перед ним, перед собой, перед публикой. И вдвойне трудно после этого объявлять следующий помер. \-/-1ь В чем же секрет естественности, простоты, раскрепощенности?
"' 20 февраля 195... г.
Сегодня слышала за кулисами разговор двух опытнейших драматических актеров. Они рассказывали о том, что когда им волей V случая поручали выходить на сцену и объявлять номера в концерте, 'А они испытывали ту же оторопь, растерянность, неуправляемость, что и я. А эти актеры ежедневно играли спектакли и к сцене привыкли.
Тут есть над чем подумать. Значит, дело не в привычке? Значит, под словом «привычки» кроется нечто другое? Но что? Хочу при случае поподробнее поговорить с этими актерами.
10 Марта 195... Г.
Итак, разговор с товарищами по несчастью— актерами — состоялся Я спросила, в чем они видят трудности выхода в роли ведущего. Привожу ответы.
-
Видите ли, это совсем другое дело, выйти вот так перед публикой.
-
Но ведь вы ежедневно выходите на сцену в спектакле?
-
Да. Но там я, во-первых, говорю данные мне автором слова, г в них я «вжился». В театре спектакль отрепетирован. А в концерте ) ничего приготовленного, масса неожиданностей, с, которыми я дол- ) жен справиться на ходу, импровизационно.
Второе рассуждение:
«В театре мое «я» как бы отгорожено от зрителей образом того персонажа, который я играю. Моя душа, таким образом, словно одета и защищена. Защищено театральным костюмом тело, гримом— лицо. Мои действия замкнуты на партнерах, с которыми я общаюсь по ходу пьесы. Между мной и залом та самая незримая «четвертая стена», о которой говорил К. С. Станиславский, сидящие в зале для меня будто бы не существуют. А в концерте, когда мне однажды пришлось выйти и объявить выступающего товарища, я почувствовал себя совершенно незащищенным. Ни четвертой стены, благодаря которой я косвенно, «шестым актерским чувством» воспринимаю зрителей— прямо на меня направлены сотни глаз; ни партнеров по сцене, ни образа, в который я привык перевоплощаться, ничего, за что бы я мог «спрятаться». Я в единоборстве с публикой».
Есть над чем подумать. Значит ли все это, что в методике актерского искусства ведущему нечего почерпнуть? Или все же из богатой методики театра можно взять то, что_необходимо ведущему?»
Актеры не причисляют ведущих к своей про
я и не я.
фессии. Действительно, ведущий не «играет» если считать «игрой» перевоплощение в образы, данные драматургами.
Ведущему в обыкновенном концерте, если это не театрализованное представление, нет необходимости принимать образ человека другой эпохи, или персонажа, отличающегося от его собственного «я». Только в театрализованных концертах-монтажах, в которых ведущему иногда приходится участвовать, он явно становится актером. К примеру, в дни празднования 50-летия Великой Октябрьской революции проводились монтажи, составленные из чтения, сцен, пения. Ведущие в них действовали от имени образов участников революции: матросом, красногвардейцев. Но у нас речь идет о концерте, В котором ведущий выходит в своем собственном облике.
Значит зерно этой профессии надо искать в сфере, ничего общего с искусством актера не имеющей? Так ли это? Один из первых советских исследователей телевидения В.С. Саппак в книге «Телевидение и мы» в главе, посвященной диктору В. Леонтьевой, так и утверждает. Он пишет: «Я думаю, что Леонтьева интересна как раз тем, что воспринимается нами не как актриса. Для нас очень важно, что Леонтьева не в образе, что она с нами такая, как на самом деле, что она обыкновенный человек и даже_как бы наш_представитель_по ту сторону экрана». И далее: «Леонтьевна обладает даром куда более редким, чем дар перевоплощения.— в любой «роли», в любых обстоятельствах она_ остается сама собой (выделено В. Саппаком)".