Файл: Ответы по муз. пед. высшей школы с сайта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

01 Обєкт та предмет м.П.

1. Система музыкального воспитания с . Кодая .

2. Система музыкального воспитания Карла Орфа

03 Отличия в подготовке кадров для профессиональной и просветительской музыкальной педагогики

04 Первые университеты и музыка в них

06 Перетворення консерваторій у вищі навч закл

07 Европейские консерватории в XIX – XX вв.

2) «Техникум» для подготовки музыканта; 3) Институт по исполнительным, научным и

1983-2004 P .; сейчас ректором является профессор Владимир Рожок.

21 Квітня 1907 р . Збори « Союзу Співацьких і Музичних Товариств » ухвалили змінити його назву на « Музичне Товариство імені Миколи Лисенка » .

14 Современные тенденции развития музыкального образования

15 Исторический путь муз. Педагогики от авторитарной к гуманной модели

18. Средства воздействия на особист и во музыканта в вузе

19. Інтерпретаційність як прояв креативної природи музичного мистецтва та педагогіки

20. Міжособ діалог у процесі формування муз-професіонала у муз внз

1. Властивості наочностей . Бажано застосовувати наочності , що є

25 Принцип послідовності навчання у музичній педагогіці вищої школи

26 Прочность («міцність навчання»)

27 Принцип активности

28. Принцип состязательности и

Различные типы построения университетского образования оказали свое влияние на разных стадиях университетских реформ в России. В разработке проектов учреждения университета в Петербурге на базе не имевшего полноценного статуса «Академического университета» участвовали члены Академии наук. Большинство из академиков или прибыли в Россию из старых «доклассических» немецких университетов, или учились там, а потому желали появления здесь университета, основанного на полных началах автономии, с развернутыми правами и привилегиями, что и стало одной из причин неудачи этих проектов. Стремление к созданию автономной корпорации отразилось и в проекте основанного в 1755 году Московского университета. Принимавший активное участие в его составлении граф И.И. Шувалов сумел ввести туда многие элементы «модернизированного» университета, ограничивавшие автономию. Основание Московского университета вместе с открытием на его базе классической гимназии связано с деятельностью великого русского ученого и педагога М.В. Ломоносова. Гимназию он образно сравнивал с садом, в котором закладываются семена будущей науки и ее практического приложения. М.В. Ломоносов подготовил регламент (устав) университета и гимназии. Последующие преобразования Московского университета рассматривались в 1760-80е годы именно в свете возможности дарования ему полной автономии или, напротив, усиления в нем государственного контроля.

Образование в России во втор. пол. XVIII в. связано с именем видного общественного деятеля И.И. Бецкого (1704 - 1795 гг.), который, по поручению Екатерины II, стал инициатором создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. Целью Бецкого было формирование "породы людей" полезной государству (новых людей), которые смогут впоследствии распространять принципы нового воспитания из своих семей на все общество. Предлагаемая система образования опиралась на идеи Просвещения, в частности, Ж.-Ж. Руссо, которые были изложены в романе «Эмиль, или о воспитании».

Этой цели должна была служить созданная в 1760- нач. 70-х гг. система закрытых учебных заведений с широкой образовательной программой "развития души и тела"

Консерватория (ит. Conservatorio, фр. Conservatoire, нем. Conservatorium) — хранилище искусства, высшее учреждение, в котором преподается музыкальное искусство сообразно его традициям и художественно-эстетическим требованиям. Первая К. (conservatorio Maria di Loretto) возникла в Неаполе в 1537 г., благодаря стараниям священника Таппии. Наплыв учащихся был так велик, что явилась потребность открыть еще 3 К. в том же городе. Позже основаны К. в Венеции. К. открывались при духовно-благотворительных учреждениях и назывались тоже Ospedale (приюты). В 1813 г. неаполитанские К. слились в одно музыкальное учреждение, под названием "Real collegio di musica". Во Франции, в 1783 г., основана Ecole royale de chant et de déclamation, переименованная в 1793 г. в Institut national de musique, а в 1795 г. — в Conservatoire. Парижская К. послужила образцом для всех позднейших К. В Милане К. учреждена в 1808 г., Мадриде и Праге — 1810 г., Варшаве — 1821 г., Вене — 1823 г., Лейпциге — 1842 г., Кельне — 1849 г. В настоящее время все цивилизованные страны, в главных своих музыкальных центрах, имеют К. В СПб. К. основана А. Г. Рубинштейном в 1862 г., при спб. отделении имп. рус. муз. общества.


При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального М. о. (например, учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства — Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории — Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества (См. Русское музыкальное общество); в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881—1908).


07 Европейские консерватории в XIX – XX вв.

Вопрос №7: Европейские консерватории в XIX – XX вв.

Парижская модель консерватории

Парижская консерватория – старейшее в Европе светское профессиональное музыкальное учебное заведение. Основана в 1795 г. на базе Королевской школы пения и декламации и Музыкальной школы Национальной гвардии. 1806 – статус вуза. В первые же годы своей деятельности выросла в ведущее учебное заведение страны. В 19 веке происходило совершенствование структуры, методов преподавания, расширение круга дисциплин:

- при консерватории открываются типография и нотный магазин;

- обучение игре на всех традиционных музыкальных инструментах, пению, драматическому искусству, истории и теории музыки;

- 1812 – открытие пансионата и учреждение стипендий для неимущих студентов;

- открытие консерваторского театра, проводившего публичные репетиции спектаклей;

- 1817 – открытие Начальной школы пения;

- «Общество концертов Парижской консерватории», поныне играющее заметную роль в музыкальной жизни города.

- с 1803 (и до 1968) – Римская премия.

Почти полное отсутствие возрастных границ для поступающих и своеобразная система конкурсных испытаний и премирования учащихся при переходе с курса на курс и по окончании учёбы.

Рейтинговая оценочная система. Высокий уровень подготовки исполнителей. Консерватория выпускает блестящих инструменталистов, которые хорошо читают с листа, играют в ключах, транспонируют (уроки читки и транспорта обязательны для студентов всех специальностей). В преподавании историко-теоретических дисциплин предпочтение отдается авторским курсам. Каждый год в консерватории разными педагогами читается определенное количество таких курсов – любые семь из них студенты (по своему вкусу) должны выбрать и посещать. Например, курс может охватывать детальный анализ всех сонат Бетховена. Минус такого подхода: нет фундаментальности в остальных музыкально-теоретических дисциплинах. Плюс: основательное и глубокое изучение чего-то одного дает студенту методологические навыки, при помощи которых он может самостоятельно анализировать любую другую музыку.

Немецкая модель

1843, Лейпциг – первая немецкая консерватория, основанная Мендельсоном. Система такая же, как и у нас: это вуз, рассчитанный на взрослых людей с предварительной музыкальной подготовкой. Разработаны программы обучения, системы экзаменов и оценок.


Венская модель

1819 – Венская консерватория.

Эта модель (помимо Вены и Праги) была и во Львовской консерватории до 1918 года. Охватывает всю пирамиду музыкального образования: от начального – к среднему – и к высшему.

1-й год – школа, 2-й – училище, 3-й – 6-й – вуз. «Майстершуле» – аспирантура.Разделение на исполнителей и педагогов (соответственно, два типа дипломов). Те, кто учились на исполнителей, при успешной сдаче выпускного экзамена получали диплом «виртуоза», что давало право гастролировать. Обучавшиеся же на педагогов на 6-й год своего пребывания в консерватории обычно уже начинали преподавать. По окончании консерватории они должны были привести учеников, которые играли программу. Эту особенность перенял Рубинштейн.

Следует отметить, что самостоятельного историко-теоретического факультета в европейских вузах нет. Музыковеды там – это бывшие исполнители, которые получают высшее образование в университете (там есть кафедра типа «музыкальной философии»).

08 Консерваторское образование в России в XIX – XX вв.

Вопрос № 8: Консерваторское образование в России в XIX – XX вв.

События музыкальной жизни России, предшествовавшие открытию консерваторий:

1840-1851 – деятельность «Симфонического музыкального общества», возникшего в Петербурге в доме графов Виельгорских.

1850 – «Концертное общество», созданное в доме князя Львова.

1859 – открытие Русского музыкального общества (с 1868 – Императорское РМО) в Петербурге по инициативе А. Рубинштейна и под покровительством Великой княгини Елены Павловны. 1860 – отделение РМО в Москве, возглавленное Н. Рубинштейном. Просветительская работа, организация многочисленных камерных, симфонических, вокальных концертов, открытие музыкальных классов.

1862 – Петербургская Бесплатная музыкальная школа (инициатор – Балакирев).

Петербургская консерватория

Основана РМО в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Сразу было открыто 36 классов. Преподаватели – лучшие музыканты Петербурга (пианисты Рубинштейн, Лешетицкий, Черни, скрипач Венявский, виолончелист Давыдов, теоретические дисциплины – Воячек, теория композиции – Заремба). Был разработан подробный распорядок экзаменов по различным специальностям. Окончившие полный курс обучения получали звание свободного художника. 1865 – первый выпуск.


1860-е – классы оркестровой игры и ансамбля (вёл Рубинштейн), квартетный класс (Венявский), первый оперный спектакль (силами учащихся был исполнен «Орфей» Глюка).

1880-е – открытие оперного класса. Срок обучения был разделён на два этапа – подготовительный (6 лет) и высший (4 года).

1890-е – консерватория получила широкое признание. Важную роль сыграл Римский-Корсаков (преподавал в 1871-1908) – выпустил более 200 учеников. Переход в новое помещение – с Большим и Малым залами.

В это время складываются такие музыкально-педагогические школы: композиции – Римского-Корсакова, пианизма – Лешетицкого и Есиповой, скрипки – Ауэра, виолончели – Давыдова и Вержбиловича.

НЕДОСТАТОК: ДОРОГОЕ ОБУЧЕНИЕ. Введение бесплатного обучения после революции 1917 изменило социальный состав учащихся.

1925 – факультетская структура, что позволило более чётко и гибко руководить вузом, охватывающим широкий круг специальностей. Открываются композиторский, оперно-режиссёрский, дирижёрский факультеты, аспирантура; осуществляется подготовка научных работников, преподавателей для средних музыкальных учебных заведений, руководителей музыкального воспитания для педагогических заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

1930-е – открытие Музыкального техникума и детской группы для одарённых музыкантов (в перспективе – школа-десятилетка).

1941-45 – эвакуация в Ташкент. После войны – заочное и вечернее отделения, 2-годичные подготовительные курсы.

1944 – присваивается имя Римского-Корсакова.

Выпускники: Лядов, Ипполитов-Иванов, Аренский, Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Свиридов, Мравинский, Сафонов, Блуменфельд, Софроницкий, Ф. И. Стравинский, Соловьёв-Седой и другие.

Среди директоров – А. Рубинштейн, Заремба, Глазунов.

Московская консерватория

Основана РМО в 1866 г. (инициатор – Н. Г. Рубинштейн). Педагоги: Чайковский, Танеев, Сафонов, Ипполитов-Иванов. Воспитанники: Рахманинов, Скрябин, Метнер, Зилоти, Нежданова, Николаев и др.

Курс обучения: 5 лет – певцы, 6 лет – инструменталисты. С 1879 года срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее (1-5 курсы) и старшее (6-9 курсы), по окончании которого получали звание «свободный художник».