Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1469

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Примером суждения подобного типа может быть следующее: «Если Вы вступаете в брак, то предпочтете жену, которая ...а) вызы­вая всеобщее восхищение, поможет повысить Ваш социальный пре­стиж, б) обладает артистическим даром, в) окажется религиозной в своем отношении к жизни, г) которой по душе вести домашнее хо­зяйство?». Подсчет баллов позволяет в итоге определить значимость для индивида (группы) каждого из 6 типов ценностей.

Измерение ориентации родителей и детей по этой шкале показы­вает степень влияния родительских ценностей на становление систе­мы жизненных ориентации детей. Одновременно направленность цен­ностей родителей помогает понять характер воспитательных воздей-

45 Цит, по: Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей М., 1994. С. 102,

298

ствий и целей, которые могут ставить перед собой родители относи­тельно воспитания детей. Данная методика позволяет осуществлять различные сопоставления. К примеру, в курсовой работе студентки кафедры социологии семьи Е. А. Богачихиной на основе исследования старшеклассников двух московских школ, одной — общего типа и дру­гой — с религиозной ориентацией, удалось сравнить ценностные ори­ентации школьниц из однодетной и многодетной семьей.

Оказалось, что при попарном суммировании баллов по двум ори-ентациям сразу ценности экономические плюс политические сильно различаются у школьниц из многодетной и однодетной семьей (88 и 77 балов), разность 11 баллов у подростков из школы общего типа и (85 и 68 баллов) разность 17 баллов у подростков из школы с религиозной ориентацией. Не было различия в религиозной школе по теоретичес­кой и эстетической ориентации (соответственно 77 и 76 баллов) и в общей школе по религиозно-социальной ориентации (85 и 84 баллов). Установлено различие в теоретико-эстетической ценности 88 и 103 балла у подростков из общей школы и по религиозно-социальной цен­ности 94 и 107 баллов — из религиозной школы. Таким образом, под­ростки под влиянием профиля школы различаются по своим теорети­ко-эстетическим и религиозно-социальным ценностям, тогда как под влиянием семейного образа жизни изменяются экономические и по­литические ориентации: они значимее среди подростков из многодет­ных семей.

Наиболее известным измерением ценностных ориентации являет­ся методика, разработанная американским социальным психологом Милтоном Рокичем. Оригинальным является заполнение теста: рес­понденту предъявляется бланк, на двух страницах которого наклеены в алфавитном порядке ярлыки с наименованием вида ценности. Эти ярлыки следовало переклеить по значимости для респондента с 1-го до 18-го места сначала на одной странице с 18-ю терминальными цен­ностями — целями жизни, потом на другой странице с инструменталь­ными ценностями — средствами достижения этих целей. Процедура давала возможность решить и переклеить ту или иную ценность на соответствующее ей место, сохраняя сам бланк. Данная методика при­влекла внимание отечественных социологов и была использована в одном из ленинградских исследований49.


В исследовании «Москва-78» для определения ценности семьи и детей была применена модифицированная шкала Ликерта, содержащая 12 высказываний, одна половина из которых выражает позитивное, а

49 См. подробнее об этом. Саморегуляция и прогнозирование социально­го поведения личности / Под ред. В. А Ядова. Л., 1979. С. 90.

299

другая негативное отношение к детям. Предлагалось оценить степень согласия с каждым из суждений по 5-балльной системе от « аниям, причем итоговая оценка 60 соответствует самому положительному, а 32 — самому отрицательному отношению к детям в семье. Было обра­зовано 4 группы по росту ценности детей, до 36 баллов (7,35 опрошен­ных), 36-41 (38,8%), 42~47 (40,2%) и свыше 48 баллов (12,3%), причем менее 1,4% не дали ответа. Эти четыре типа по ценности детей потом позволили сделать ряд интересных группировок,

Вот как распределились ответы двухдетных москвичек (приведены лишь объединенные проценты по ответам «правильно»: всегда интерес­но наблюдать за детьми (97,5%), приятно опекать малыша и заботиться о нем (96,3%), уход за малышом требует слишком больших усилий (75,6%), когда возникают неприятности, дети подают надежду (63,4%), дети часто не отвечают теплом и благодарностью на заботу родителей (30,7%), супруги, имеющие детей, упускают возможности для других радостей (36,5%), среди детей всегда чувствуешь себя свободнее, лучше (76,2%), наибольшее удовлетворение современной женщине приносит работа (26,4%), часто бывает трудно сдерживаться в обращении с деть­ми (64,2%), играя с детьми, всегда узнаешь что-то новое (88,8%), дети всегда отнимают какую-то важную часть жизни (39,4%), рождение и воспитание детей — самое главное в жизни женщины (83,3%)30.

Индекс ценности детей при сопоставлении с показателями пред­почитаемого числа детей обнаруживает прямую связь с желанием иметь 3-х и более детей и обратную с желанием 0. 1 и 2 детей. Поскольку детьми обзаводятся не ради процесса деторождения, то данные корре­ляции имеют прямое отношение к воспитанию детей. Различие в по­требности в детях — это одновременно различие в целях и средствах воспитания детей. Чем выше установки детности (и чем меньше уста­новки на интервалы между рождениями детей), тем лучше, по мнению респонденток, уход за детьми, крепче их здоровье, тем успешнее вос­питание детей, причем, чем выше индекс ценности детей, тем больше доля позитивных ответов. Чем выше индекс ценности детей, тем в два с лишним раза чаще отмечается, что рождение двоих детей эмоцио­нально обогащает жизнь (75% и 35% соответственно), тем в три раза реже отмечается социальный мотив (15% и 45%) и в 2 раза реже — эко­номический индикатор мотивации (9% и 19%). Интересно, что резкое по своей формулировке суждение «чем меньше детей в семье, тем в конечном счете счастливее семейная жизнь» в семь с лишним раз чаше отмечено среди имеющих низкий индекс ценности детей (28% и 3,7%)51.


Антонов А. И., Медков В. М Второй ребенок С 165-166. Там же. С. 176, 179, 180, 185.

300

Эти примеры приведены для того, чтобы показать полезность введе­ния индекса ценности детей как одного из важнейших индикаторов ха­рактера социализационного поведения родителей. Различия в ценности детей при одной и той же потребности семьи в детях и при одинаковых примерно условиях жизни ведут к различиям результатов воспитания. При высокой ценности детей проявляются в полной мере любовь к де­тям и все связанные с этим способы поведения и воспитания детей.

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ (по О. Коннеру)"

Тип позиции

Словесные выражения

Способ поведения

Влияние на

развитие ребенка

Приятие и любовь

Ребенок центр моих интересов

Нежность, занятия с ребенком

Чувство безопас­ности, нормаль-

ное развитие

Явное отвержение

Ненавижу этого ребенка, не буду о

Невнимательность, жестокость, избега-

Агрессивность, эмоциональная

нем тревожиться

ние контактов

недоразвитость

Излишняя требова-

Не хочу ребенка такого, какой есть

Отсутствие похвал, придирчивость,

Неуверенность в себе, фрустрация

тельность

критика

Чрезмерная опека

Все сделаю для ребенка, посвящу ем> себя

Чрезмерные побла­жки или ограниче­ния свободы

Инфантилизм, особенно в соци­альных отноше­ниях, неспособ-

ность к самосто-

ятельности


По мнению многих ученых, в социологических теориях воспита­ния и социализации решающая роль отводится социальной среде, ро­левым взаимодействиям и формированию Я. Используя дискурс дис-позиционной регуляции, можно видеть многоуровневую детерминацию поведения и центральную роль механизма определения ситуаций. Со­циальные факторы действуют на каждый элемент поведения только сквозь призму диспозиционного взаимодействия элементов. Социальные нормы интернализуются, усваиваются и служат основой индивидуаль­ной системы потребностей, которая характеризует лишь один аспект ценностных ориентации, связанный с лаговым, остаточным влияни­ем прошлых условий жизни, законсервированных в сохраняющихся нормах. Текущие условия жизни образуют общий фон функциониро-

52 Цит по: Стол и н В В. Самосознание личности. МГУ, 1983. С. 31

301

вания семьи, причем семейные ситуации не есть точные копии вне­шних условий, они одновременно и следствие результатов семейного поведения, активности самой семьи. Барьерами или стимулами к реа­лизации потребностей они становятся не сами по себе, а благодаря критериям оценки ситуаций — ценностным ориентациям, обусловлен­ным ценностями среды и ценностью собственного Я. В обшей систе­ме диспозиций и в блоке определения ситуаций главная роль принад­лежит Я, если рассматривается поведение индивида, и МЫ, если речь идет о семье.

Само по себе изучение Я и МЫ относительно и обретает смысл, когда измеряются различия между людьми и семьями, когда об Я и МЫ начинают судить по взаимодействию потребностей и результатов по­ведения, а не как о неких трансцендентных сущностях. Во всяком случае, в социологии семьи признается важность измерений Я и МЫ, особенно в связи с формированием Я — концепции индивидуальной уникальности и Мы — концепции семейной идентичности. Однако ме­тодология подобных исследований целиком психологическая и далека от социологического проникновения в процесс дислозиционного оп­ределения ситуаций.

Отстраняется от этого и психологическая теория решений53, пы­тающаяся «очеловечить» экономическую теорию рационального вы­бора с помощью вроде бы поведенческой терминологии «уровня при­тязаний», «субъективной полезности и вероятности», «теории удовлет­воренности», «теории реактивного сопротивления личности» (кстати говоря, описывающей ограничение свободы выбора под давлением разных обстоятельств, в том числе сюда попадает и давление, оказыва­емое родителями на выбор детьми института или профессии, которое порождает обратное уменьшение ценности рекомендуемой альтерна­тивы) и т. д. Вместе с тем, ЛПР (лицо, принимающее решение) и че­ловек, обладающий уникальным Я со всей системой ценностных ори­ентации, установок и мотивов, — это вовсе не одно и то же. Методы исследования принятия решений посредством измерения «субъектив­ной ценности» или «полезности», а также математические описания самого «процесса оценки», хотя и могут послужить основой для моде­лирования процесса определения ситуаций, но пока еще непримени­мы в социологических исследованиях на больших выборках,


Поэтому приходится ограничить проблему измерения методами исследования Я-концепции, поскольку степень включенности в Я тех или иных семейных ролей будет служить основой для дальнейшего

3j См., например: Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

302

изучения пропорций семейных и внесемейных ориентации в систем­ной направленности личности. В связи с этим полезной может ока­заться схема Р. Бернса, которая отражает структуру Я-концепции и служит упорядочению терминологии, встречающейся в психологичес­кой литературе по Я-концепции54.

Как отмечает Р. Берне, «подавляющее большинство методик из­мерения Я-концепции основаны на самоотчетах. Это в основном тща­тельно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тес­тировании. Комбс и его коллеги считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я-концепции. на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Они придерживаются следующей точки зрения: как следует из всех определений, Я-концепция — это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. Самоотчет — это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывание о себе. Нет сомнения, что Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть пол­ного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменологической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли»55.

Существует множество тестов и методик измерения Я-концепции, ими пестрят психологические издания. Измерение Я с помощью СД снимает многие недостатки использования самоотчета, но при тща­тельном отборе нейтральных шкал и при сопоставлении с другими объектами. Конечно, наиболее интересно характеризуется Я при сли­чении с другими людьми, в дифференциации с ними. Об этом специ­ально пойдет речь в следующей главе. Однако с точки зрения иссле­дования механизма определения ситуаций и ценностных ориентации как критериев этого определения чрезвычайно продуктивно ввести в эту цепочку измерение Я, но не самого по себе, а в сравнении с ин­дикаторами ценностей. При этом, чем большее число объектов со­поставляется с Я, тем шире и глубже оно раскрывается. Но не ради этого привлекается СД: эта тончайшая техника позволяет многократ­но продифференцировать Я с релевантными, уместными по отноше­нию к целям социологического исследования ценностями.