ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1460
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
В теории ролей есть термин Я-включение или включенность в Я той или иной роли. Термин появился в 1947 г., сразу после Второй
Берне Р. Развитие Я-кониегшии и воспитание. М., 1986. С. 62. Там же. С. 65.
303
мировой войны, когда тысячи и тысячи людей рисковали жизнью и погибали во имя ценностей, ставших неотъемлемой частью Я. «Покушение на такие ценности, отмечает В. Б. Ольшанский, человек воспринимает как покушение на его личность, ибо самосохранение есть стремление сохранить свое Я, а вовсе не тело Убежденный человек скорее пожертвует жизнью, чем убеждениями.»56 • , ,
СООТНОШЕНИЕ Я И РОЛИ
На рисунке, предложенном В. Б. Ольшанским, изображен континуум соотношения Я и роли, слева — полюс полной «несостыковки», а справа — почти абсолютное слияние то ли роли с Я, то ли Я с ролью. В промежутке располагаются все остальные случаи, чаше всего встречающиеся в повседневности: и вхождение в роль и дистанциро-ванность от нее. По глубине включения различают «случайное» (нерадивый ученик), «ритуальное» (дежурная улыбка официантки), «одухотворенное» (актер, вошедший в роль), «гипнотическое» (художник под гипнозом идентифицируется с Репиным и пишет картину по-репински), «истерическое» (изматывающая душу и тело одержимость ролью), «экстатическое» (когда «вселяется дух» и ходят по углям, жуют стекло и т, п.), и «сверхъестественное» отождествление Я и роли5"7.
Большое значение идентификации Я с ролями нашло отражение в формуле ролевого поведения В. Б. Ольшанского:
где RB — ролевое поведение, R — роль как значение, в котором зафиксированы ожидания участников совместного действия, Я — концепция, значение самого себя, t — момент времени,f, & — обозначения функциональной зависимости58.
С. 181
Там же. С. 60. Там же. С. 164.
304
По распространенному тесту на самооценку Я (когда предлагается бланк с 20 пустыми линейками и надо 20 раз вписать ответ на вопрос КТО Я? Не «какой», а именно «кто») в одном из исследований более 2000 молодых людей по самым значимым трем самооценкам среди «убежденных холостяков» на первые места вышли тендерные характеристики «Я — представитель своего пола», «Я — представитель сильного пола», «Я — представитель своей нации>\ Среди «семенников» значимыми оказались «Я — мать», «Я — женщина», «Я — отец». Сопоставление групп холостяков и «семьянинов» по индикаторам семейных и внесемейных ориентации подтвердило обоснованность различения этих двух категорий. Более того, В. Б. Ольшанский сделал вывод, «что ориентация на семейную жизнь является существенным Я-аттитью-дом социально желательной Я-концепции и, следовательно, не может оставаться в стороне от воспитательного процесса»59.
Таблица 5, 7. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Критерий различения |
убежденный семьянин |
убежденный ХОЛОСТЯК |
коэффициент конти н гентности |
Преданность семье |
87,4% |
41,2% |
0,46% |
Невоз.можно жить без семьи |
77,6 |
42.8 |
0,32 |
План: не меньше двух детей |
88,8 |
67,7 |
0,31 |
Чувство собственного достоинства |
|
|
|
определяется наличием крепкой семьи |
93,5 |
62,8 |
0,29 |
Домашняя обстановка доставляет |
|
|
|
радость |
61,3 |
34,5 |
0,24 |
Мнение родителей и родственников |
|
|
|
не важно |
4,6 |
19,7 |
0,24 |
Общение с природой доставляет |
|
|
|
радость |
58,1 |
39,7 |
0,21 |
Посещение баров и ресторанов |
7,0 |
19,9 |
0,20 |
Опрошено |
1567 |
272 |
|
Источник. Ольшанский В. Б.Практическая психология для учителей. М. 1994. С. 168.
Таким образом, построенные по самооценкам Я категории респондентов дают значимые различия при сопоставлении с высказываниями, дискриминирующими ориентации на тот или иной образ жизни.
59 Там же С. 168-169
305
Экспериментально-диагностическая процедура В. В. Столина и М. Кальвиньо по шкалированию на 30 шкалах ключевого понятия Я с семантически противоположными полюсами предложениями-конста-тациями показала, что словарное значение Я содержательно близко к личностным определениям или смыслам, приписываемым себе респондентами «При этом, как видно из приведенного и типичного примера (см табл. 5.8. — Л. А.), эти определения не подразумеваются словарным значением слова (ср.: Я достигну многого Я горда. Я нужна близким и друзьям и т. д. — все это не подразумевается значением Я}60 Другими словами, отдельно взятое Я или абстрактно оцениваемое слово «Я» может выражать личностный смысл, тяготеющий к позитивному полюсу оценки.
Таблица 5.8. БЛИЗОСТЬ ПОЛЮСОВ КЛЮЧЕВОМУ ПОНЯТИЮ «Я*
полюс |
ключевое понятие |
коэффициент Спирмена |
уровень значимости |
Я независима |
Я |
0,34 |
незначимо |
Я достигну многого |
Я |
0,46 |
1 |
Я достойна уважения |
Я |
0,22 |
незначимо |
Я уверена в себе |
я |
0,52 |
1 |
Я вызываю симпатию |
я |
076 |
0,] |
Я нужна близким и друзьям |
я |
0,42 |
5 |
Я горда |
я |
0,50 |
1 |
Интересный результат получен (см табл. 5 9) по всем статистически значимым сопоставлениям Я с суждениями-констатациями, полученными по обобщенным протоколам ТАТ (теста тематической апперцепции) в группе испытуемых, где «наибольшее число значимых семантических связей обнаружилось у ключевого понятия Я с предложением «Я одинок и никому не нужен». Это объясняется тем, что среди наших испытуемых не было ни одного семейно-благополучного человека»61.
Результаты, полученные при выборке семейно-неблагополучных испытуемых, показывают, что в случаях тяготения Я к позитивному полюсу оценки тем не менее Я не может служить эталоном положительной оценки. Фактически оценка Я индивидом всегда конфликтна, но при перевесе личностных смыслов, тяготеющих к позитивно-
СтолинВ В Самосознание личности М, 1983 С 155, 156 Там же С 162
306
сти, доминирует положительная самооценка, при перевесе негативных смыслов — отрицательная. Но эту самооценку следует понимать как кризис самоопределения, а не как приговор самому себе. Конфликтный смысл оценки Я означает либо двойное отрицание обоих полюсов (негативного и позитивного), либо это борьба альтернатив самоосмысления, незаконченность выбора между двумя полюсами оценки Я.
Таблица 5.9. ПСИХОСЕМАНТИКА СМЫСЛОВ Я
'я |
Позитивный смысл |
Негативный смысл |
Конфликт ный смысл |
|||
независимый |
0,6! |
0,52 |
|
0,45 |
|
|
достигну многого |
0,46 |
0,58 |
0,59 |
|
|
|
достоин уважения |
049 |
|
|
-0,45 |
-0,46 |
0,36 |
уверен в себе |
0,52 |
0,48 |
|
-0,56 |
-0,55 |
0,47 |
вызываю симпатию |
0,76 |
0,44 |
|
-0,42 |
-0,42 |
0,40 |
нужен близким и друзьям |
0 42 |
0.55 |
0,37 |
0,45 |
|
0,47 |
горд |
0,50 |
0,53 |
|
-0,65 |
0,45 |
0,47 |
завишу от многих |
|
|
|
0,74 |
|
0,44 |
вряд ли чего достигну |
|
|
|
0,68 |
0,62 |
0,70 |
не очень уважаемый |
-0,53 |
|
|
0,57 |
|
0,36 |
не уверен |
-0,43 |
|
|
0,69 |
0,40 |
0,50 |
несимпатичен |
0,57 |
|
|
0,67 |
0 6] |
|
одинок, никому не нужен |
-0,49 |
|
|
0,74 |
0,41 |
0,56 |
часто унижаюсь |
-0,46 |
-0,41 |
|
0,36 |
0,42 |
0,55 |
несчастлив |
|
|
|
0,38 |
|
|
переменчив |
|
|
|
|
|
0,47 |
|
|
|
|
Во всяком случае, понятие Я, которое может использоваться в сопоставлении с другими объектами для характеристики механизма определения ситуаций, при общей тенденции к положительной оценке сопровождается также и негативными аспектами самооценки. Поэтому значения Я по СД будут варьировать на континууме измерения в соответствии с вариациями Я среди респондентов. Другими словами, введение Я для сопоставления с ценностями и любыми объектами вообще преследует иную цель, чем введение объектов, — эталонов положительного или отрицательного значения. При исследовании индивидуального механизма определения ситуаций процедура включения в Я или ролей, или же индикаторов жизненных ценностей необходима для введения в исследование индивидуального свое-
307
образия, индивидуальной идиосинкразии. Тогда уникальность определения ситуаций разными индивидами найдет выражение в вариативности Я. Давая разным респондентам для оценки одни и те же вербальные объекты, можно получить разные величины СД благодаря различиям Я этих респондентов. Следовательно, процедура расчета значений Д между Я и объектами оценки адекватна целям улавливания специфики диспозиционного определения ситуаций, что и требовалось доказать.
Проиллюстрируем данными исследований сравнение ценности «рождение и воспитание детей» с другими жизненными ценностями, измеренными по СД, Из выборки 100 московских семей с двумя детьми были взяты для экспериментального тестирования 49 семей, проживающих в одном доме. По итогам тестирования были выделены две группы семей — сплоченные (18) и конфликтные (17), которым в свою очередь предъявлялись для оценки 6 жизненных ценностей. После заполнения бланков мужьями и женами рассчитывались величины Д между Я респондента и каждой из 6 ценностей. Затем каждое включение ценности в Я (Я — включение) одного супруга сопоставлялось с аналогичным другого. Например, ориентация «Я — достаток» жены сопоставлялась с самооценкой «Я — достаток» мужа, и так по всем 6 ценностям. Величина Д, близкая к 0, при этом говорит о близости оценок супругов.
В таблице 5.10 видна разница величин Д в сплоченных парах (0,09-0,33) и в конфликтных (0,28—0,50), а также разница структур ценностных ориентации супругов. Рождение и воспитание детей в сплоченных семьях оказались ведущими ценностями и по сходству ориентации мужа и жены в пять раз более сильными, чем в конфликтных семьях, где эта ориентация оказалась лишь на четвертом месте.