Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1460

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

В теории ролей есть термин Я-включение или включенность в Я той или иной роли. Термин появился в 1947 г., сразу после Второй

Берне Р. Развитие Я-кониегшии и воспитание. М., 1986. С. 62. Там же. С. 65.

303

мировой войны, когда тысячи и тысячи людей рисковали жизнью и погибали во имя ценностей, ставших неотъемлемой частью Я. «Поку­шение на такие ценности, отмечает В. Б. Ольшанский, человек вос­принимает как покушение на его личность, ибо самосохранение есть стремление сохранить свое Я, а вовсе не тело Убежденный человек скорее пожертвует жизнью, чем убеждениями.»56 • , ,

СООТНОШЕНИЕ Я И РОЛИ

На рисунке, предложенном В. Б. Ольшанским, изображен кон­тинуум соотношения Я и роли, слева — полюс полной «несостыков­ки», а справа — почти абсолютное слияние то ли роли с Я, то ли Я с ролью. В промежутке располагаются все остальные случаи, чаше всего встречающиеся в повседневности: и вхождение в роль и дистанциро-ванность от нее. По глубине включения различают «случайное» (не­радивый ученик), «ритуальное» (дежурная улыбка официантки), «оду­хотворенное» (актер, вошедший в роль), «гипнотическое» (художник под гипнозом идентифицируется с Репиным и пишет картину по-ре­пински), «истерическое» (изматывающая душу и тело одержимость ролью), «экстатическое» (когда «вселяется дух» и ходят по углям, жуют стекло и т, п.), и «сверхъестественное» отождествление Я и роли5"7.

Большое значение идентификации Я с ролями нашло отражение в формуле ролевого поведения В. Б. Ольшанского:

где RB — ролевое поведение, R — роль как значение, в котором за­фиксированы ожидания участников совместного действия, Я — кон­цепция, значение самого себя, t — момент времени,f, & — обозначе­ния функциональной зависимости58.

С. 181

Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М ., 1


Там же. С. 60. Там же. С. 164.

304

По распространенному тесту на самооценку Я (когда предлагает­ся бланк с 20 пустыми линейками и надо 20 раз вписать ответ на воп­рос КТО Я? Не «какой», а именно «кто») в одном из исследований более 2000 молодых людей по самым значимым трем самооценкам среди «убежденных холостяков» на первые места вышли тендерные характе­ристики «Я — представитель своего пола», «Я — представитель силь­ного пола», «Я — представитель своей нации>\ Среди «семенников» зна­чимыми оказались «Я — мать», «Я — женщина», «Я — отец». Сопос­тавление групп холостяков и «семьянинов» по индикаторам семейных и внесемейных ориентации подтвердило обоснованность различения этих двух категорий. Более того, В. Б. Ольшанский сделал вывод, «что ориентация на семейную жизнь является существенным Я-аттитью-дом социально желательной Я-концепции и, следовательно, не может оставаться в стороне от воспитательного процесса»59.

Таблица 5, 7. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Критерий различения

убежденный семьянин

убежденный

ХОЛОСТЯК

коэффициент конти н гентности

Преданность семье

87,4%

41,2%

0,46%

Невоз.можно жить без семьи

77,6

42.8

0,32

План: не меньше двух детей

88,8

67,7

0,31

Чувство собственного достоинства

определяется наличием крепкой семьи

93,5

62,8

0,29

Домашняя обстановка доставляет

радость

61,3

34,5

0,24

Мнение родителей и родственников

не важно

4,6

19,7

0,24

Общение с природой доставляет

радость

58,1

39,7

0,21

Посещение баров и ресторанов

7,0

19,9

0,20

Опрошено

1567

272


Источник. Ольшанский В. Б.Практическая психология для учителей. М. 1994. С. 168.

Таким образом, построенные по самооценкам Я категории респон­дентов дают значимые различия при сопоставлении с высказывания­ми, дискриминирующими ориентации на тот или иной образ жизни.

59 Там же С. 168-169

305

Экспериментально-диагностическая процедура В. В. Столина и М. Кальвиньо по шкалированию на 30 шкалах ключевого понятия Я с семантически противоположными полюсами предложениями-конста-тациями показала, что словарное значение Я содержательно близко к личностным определениям или смыслам, приписываемым себе респон­дентами «При этом, как видно из приведенного и типичного примера (см табл. 5.8. — Л. А.), эти определения не подразумеваются словар­ным значением слова (ср.: Я достигну многого Я горда. Я нужна близ­ким и друзьям и т. д. — все это не подразумевается значением Я}60 Дру­гими словами, отдельно взятое Я или абстрактно оцениваемое слово «Я» может выражать личностный смысл, тяготеющий к позитивному полюсу оценки.

Таблица 5.8. БЛИЗОСТЬ ПОЛЮСОВ КЛЮЧЕВОМУ ПОНЯТИЮ «Я*

полюс

ключевое понятие

коэффициент Спирмена

уровень значимости

Я независима

Я

0,34

незначимо

Я достигну многого

Я

0,46

1

Я достойна уважения

Я

0,22

незначимо

Я уверена в себе

я

0,52

1

Я вызываю симпатию

я

076

0,]

Я нужна близким и друзьям

я

0,42

5

Я горда

я

0,50

1


Интересный результат получен (см табл. 5 9) по всем статистически значимым сопоставлениям Я с суждениями-констатациями, получен­ными по обобщенным протоколам ТАТ (теста тематической апперцеп­ции) в группе испытуемых, где «наибольшее число значимых семанти­ческих связей обнаружилось у ключевого понятия Я с предложением «Я одинок и никому не нужен». Это объясняется тем, что среди на­ших испытуемых не было ни одного семейно-благополучного челове­ка»61.

Результаты, полученные при выборке семейно-неблагополучных испытуемых, показывают, что в случаях тяготения Я к позитивному полюсу оценки тем не менее Я не может служить эталоном положи­тельной оценки. Фактически оценка Я индивидом всегда конфликт­на, но при перевесе личностных смыслов, тяготеющих к позитивно-

СтолинВ В Самосознание личности М, 1983 С 155, 156 Там же С 162

306

сти, доминирует положительная самооценка, при перевесе негатив­ных смыслов — отрицательная. Но эту самооценку следует понимать как кризис самоопределения, а не как приговор самому себе. Конф­ликтный смысл оценки Я означает либо двойное отрицание обоих по­люсов (негативного и позитивного), либо это борьба альтернатив са­моосмысления, незаконченность выбора между двумя полюсами оценки Я.

Таблица 5.9. ПСИХОСЕМАНТИКА СМЫСЛОВ Я

Позитивный смысл

Негативный смысл

Конфликт ный смысл

независимый

0,6!

0,52

0,45

достигну многого

0,46

0,58

0,59

достоин уважения

049

-0,45

-0,46

0,36

уверен в себе

0,52

0,48

-0,56

-0,55

0,47

вызываю симпатию

0,76

0,44

-0,42

-0,42

0,40

нужен близким и друзьям

0 42

0.55

0,37

0,45

0,47

горд

0,50

0,53

-0,65

0,45

0,47

завишу от многих

0,74

0,44

вряд ли чего достигну

0,68

0,62

0,70

не очень уважаемый

-0,53

0,57

0,36

не уверен

-0,43

0,69

0,40

0,50

несимпатичен

0,57

0,67

0 6]

одинок, никому не нужен

-0,49

0,74

0,41

0,56

часто унижаюсь

-0,46

-0,41

0,36

0,42

0,55

несчастлив

0,38

переменчив

0,47


Во всяком случае, понятие Я, которое может использоваться в сопоставлении с другими объектами для характеристики механизма определения ситуаций, при общей тенденции к положительной оцен­ке сопровождается также и негативными аспектами самооценки. По­этому значения Я по СД будут варьировать на континууме измере­ния в соответствии с вариациями Я среди респондентов. Другими словами, введение Я для сопоставления с ценностями и любыми объектами вообще преследует иную цель, чем введение объектов, — эталонов положительного или отрицательного значения. При иссле­довании индивидуального механизма определения ситуаций процеду­ра включения в Я или ролей, или же индикаторов жизненных ценно­стей необходима для введения в исследование индивидуального свое-

307

образия, индивидуальной идиосинкразии. Тогда уникальность опре­деления ситуаций разными индивидами найдет выражение в вариатив­ности Я. Давая разным респондентам для оценки одни и те же вер­бальные объекты, можно получить разные величины СД благодаря различиям Я этих респондентов. Следовательно, процедура расчета значений Д между Я и объектами оценки адекватна целям улавлива­ния специфики диспозиционного определения ситуаций, что и тре­бовалось доказать.

Проиллюстрируем данными исследований сравнение ценности «рождение и воспитание детей» с другими жизненными ценностями, измеренными по СД, Из выборки 100 московских семей с двумя деть­ми были взяты для экспериментального тестирования 49 семей, про­живающих в одном доме. По итогам тестирования были выделены две группы семей — сплоченные (18) и конфликтные (17), которым в свою очередь предъявлялись для оценки 6 жизненных ценностей. После за­полнения бланков мужьями и женами рассчитывались величины Д между Я респондента и каждой из 6 ценностей. Затем каждое включе­ние ценности в Я (Я — включение) одного супруга сопоставлялось с аналогичным другого. Например, ориентация «Я — достаток» жены сопоставлялась с самооценкой «Я — достаток» мужа, и так по всем 6 ценностям. Величина Д, близкая к 0, при этом говорит о близости оценок супругов.

В таблице 5.10 видна разница величин Д в сплоченных парах (0,09-0,33) и в конфликтных (0,28—0,50), а также разница структур ценност­ных ориентации супругов. Рождение и воспитание детей в сплоченных семьях оказались ведущими ценностями и по сходству ориентации мужа и жены в пять раз более сильными, чем в конфликтных семьях, где эта ориентация оказалась лишь на четвертом месте.