Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 5110
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка эффективности: случаев падения не было. Цель достигнута.
Студент объясняет принципы лечебного питания при патологии сердца.
-
Студент демонстрирует методику выявления отеков.
ЗАДАЧА № 41
В стационаре 2-е сутки находится пациентка М., 30 л., врачебный диагноз острый лейкоз. Жалобы на выраженную слабость (не может встать с кровати), ознобы, проливные поты, боли во рту и в горле при глотании.
Объективно: кожа бледная, влажная, с обильной геморрагической сыпью. На слизистой полости рта и небных миндалинах – гнойно-некротические изменения. Т – 39,20С, пульс – 98 в 1 минуту, АД 110/60, ЧДД – 22 в мин., в крови Hb 90 г/л, лейкоциты – 26 х 109, СОЭ – 40 мм/час. У пациентки - подключичный катетер справа. Назначено проведение стернальной пункции.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о подготовке к проведению стернальной пункции и диагностической ценности данного исследования. -
Заполните капельную систему для внутривенного вливания.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие проблемы:
-
дефицит самоухода вследствие резкой слабости, лихорадки; -
невозможность самостоятельного питания, вследствие болей во рту и горле; -
дефицит общения из-за резкой слабости, болей в горле; -
дефицит информации о заболевании, обследовании и лечении.
Потенциальные проблемы:
-
риск падения; -
риск развития острой сердечной недостаточности; -
риск развития температурного кризиса; -
риск присоединения вторичной инфекции; -
риск развития пролежней; -
риск развития массивных кровотечений и кровоизлияний; -
риск тромбоза подключичного катетера.
Приоритетная проблема: дефицит самоухода вследствие резкой слабости и лихорадки.
Цель: пациентка будет справляться с повседневной деятельностью с помощью медицинской сестры.
План | Мотивация |
Проконтролировать соблюдение постельного режима(с приподнятым изголовьем) Обеспечить пребывание в боксированной палате (асептический блок) | Для профилактики развития острой сердечной недостаточности С целью профилактики вторичной инфекции |
Обеспечить парентеральное питание по назначению врача | Вследствие невозможности энтерального питания |
Осуществлять уход за кожей: смена положения тела каждый час с одновременной обработкой кожи антисептическим раствором и легким массажем, смена постельного и нательного белья по мере загрязнения (белье стерильное), противопролежневые прокладки под крестец, пятки, локти. | Для профилактики пролежней и инфицирования. |
Осуществлять уход за полостью рта: полоскание рта антисептическими растворами (фурацилином, отваром зверобоя, тысячелистника), новокаином каждые 2 –3 часа, обработка зубов ватными палочками 2% содовым раствором | С целью уменьшения воспаления и боли в полости рта Для предупреждения распространения инфекции |
Осуществлять уход при лихорадке | Для увеличения теплоотдачи |
Осуществлять профилактику застойной пневмонии:
| С целью профилактики застоя в нижних отделах легких Для уничтожения патогенных микроорганизмов |
Осуществлять уход за подключичным катетером | Для профилактики инфицирования |
Провести беседу с пациенткой, разъяснить необходимость постельного режима, назначенного лечения, обследования, преимущества парентерального питания | Для адаптации к условиям стационара, восполнения дефицита информации, получения достоверных результатов обследования |
Контролировать гемодинамику, t° С, состояние кожи, диурез, стул | Для своевременной диагностики осложнений |
Оценка: пациентка справляется с повседневной деятельностью с помощью м/с. Цель достигнута.
Студент рассказывает о подготовке к стернальной пункции, диагностической ценности исследования.
-
Студент заполняет капельную систему для внутривенного вливания согласно алгоритму манипуляции.
ЗАДАЧА № 42
В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина, 27 лет, с жалобами на слабость, головокружение, сердцебиение при подъеме на 2 этаж (живет на 4 этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест уголь, мел. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке.
Объективно: кожа бледная, сухая. ЧСС 90 в мин., ЧДД 20 в мин, АД 100/70 мм рт. ст.
Врачебный диагноз железодефицитная анемия.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Расскажите о принципах диетотерапии при дефиците железа.
-
Продемонстрируйте технику взятия крови из вены на биохимическое исследование.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
дефицит самообслуживания из-за слабости, головокружения; -
дефицит информации о заболевании; -
дефицит ухода за ребенком.
Потенциальные проблемы:
-
риск трофических изменений кожи, вследствие ее сухости и снижения иммунитета. -
риск развития сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема: дефицит информации о заболевании.
Краткосрочная цель: пациентка получит информацию о заболевании в течение 1-2 дней.
Долгосрочная цель: к выписке пациентка будет иметь достаточно информации о своем заболевании.
План | Мотивация |
Проконтролировать соблюдение палатного режима, научить правильно вставать, по возможности убрать предметы с острыми углами | Для уменьшения нагрузки на миокард, уменьшения риска травм |
Проследить за соблюдением диеты с повышенным содержанием железа (мясо, мясопродукты, гречневая каша, зелень и т.д.) | Для восполнения дефицита железа |
Осуществлять уход за кожей (смазывание увлажняющим кремом) | С целью уменьшения сухости кожи |
Провести беседу с пациенткой о заболевании, его осложнениях, обследовании и лечении | Для включения в процесс лечения пациентки и обеспечения достоверных результатов обследования |
Осуществлять контроль гемодинамики ( пульс, АД) | С целью контроля динамики состояния |
Оценка: пациентка
Студент доступно объясняет принципы диетотерапии при ее заболевании.
-
Студент демонстрирует на муляже технику взятия крови из вены на биохимическое исследование согласно алгоритму.
ЗАДАЧА № 43
Пациент В., 51 год, поступил с диагнозом В12-дефицитная анемия. Жалобы на резкую слабость, одышку при небольшой физической нагрузке, жжение в кончике в языка. Пять лет назад прооперирован по поводу рака желудка, за медицинской помощью обращаться боялся, т.к. имеет негативный опыт.
Объективно: кожа бледно-желтушная, язык ярко-красный, трещины в углах рта, пульс 98 в минуту, АД 110/70, ЧДД 22 в минуту, Нb 62 г/л.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости. -
Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения 500 мкг цианокобаламина.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
одышка вследствие недостатка кислорода; -
дефицит самообслуживания из-за слабости, одышки; -
затруднения при самостоятельном питании из-за болей в языке и трещин в углах рта; -
тревога о своем состоянии.
Потенциальные проблемы:
-
риск падения; -
риск развития острой сердечной недостаточности; -
риск рецидива рака; -
риск присоединения вторичной инфекции.
Приоритетная проблема: дефицит самообслуживания из-за слабости, одышки
Краткосрочная цель:
-
пациент будет справляться с повседневной деятельностью с помощью м/с в течение недели.
Долгосрочная цель:
пациент продемонстрирует знания об особенностях режима и питания при его заболевании к выписке.
План | Мотивация |
1. Проследить за соблюдением пациентом постельного режима Разместить в палате вдали от отопительных приборов Проветривание по 15 мин 5 – 6 раз в день Обеспечить комплексный уход в постели | Уменьшить нагрузку на миокард Предупредить травматизацию, ожоги Насыщение тканей кислородом Обеспечить физиологические потребности |
2.Проконтролировать соблюдение диеты: питание 6 – 7 раз в день, последний прием – за 2 часа до сна, объем порции не более 200 мл | Обеспечить необходимыми питательными веществами, при этом, не перегружая культю желудка |
3.Осуществлять уход за полостью рта: полоскание раствором анестетика за 15 - 20 мин до еды и раствором антисептика – после еды | Уменьшить боль при еде и предупредить риск инфицирования полости рта. |
4. Провести беседу о причинах возникновения анемии, принципах ее лечения, питания при его состоянии | Адаптировать пациента и включить его в процесс лечения. |
5. Контроль гемодинамики( пульс, АД) | Контроль состояния пациента |
Оценка: пациент демонстрирует знания об особенностях режима и питания, с помощью м/с справляется с самоуходом. Цель достигнута.
Студент объясняет правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.
-
Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного введения 500 мкг цианокобаламина в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 44
Пациентка Д., 32 лет, обратилась на прием в поликлинику с жалобами на отечность и боли в мелких суставах кистей и в коленных суставах. Диагноз ревматоидный артрит, суставная форма. Больна в течение 3 лет. Лечится регулярно. Работает бухгалтером. Замужем, имеет 2 детей (4 и 10 лет). Объективно: t 37,30 С, мелкие суставы обеих кистей и коленные суставы гиперемированы, отечны, при пальпации резко болезненны. Объем активных и пассивных движений в пораженных суставах ограничен. ЧСС 80 в мин, АД 120/80 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о правилах взятия крови на биохимическое исследование. -
Продемонстрируйте на муляже технику применения лекарственного компресса на область коленного сустава.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящая:
-
дефицит самоухода из-за болей в суставах.
Потенциальная проблема: риск инвалидизации вследствие анкилозирования.
Приоритетная проблема:
-
дефицит самоухода.
Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.
План | Мотивация |
1. Проследить за соблюдением постельного режима: положение в постели – с валиками под коленными суставами, под кистями Осуществлять уход в постели | Для уменьшения нагрузки на пораженные суставы, придания им физиологического положения, уменьшение болей Удовлетворение основных потребностей |
2. Дать рекомендации по назначенной диете | Для обеспечения необходимыми питательными веществами |
3. Провести беседу с родственниками пациентки о заболевании, об отрицательном воздействии стресса на его течение и исход, о необходимости оказания ей психологической и физической помощи и поддержки | С целью создания психоэмоционального комфорта пациентке |
4. Контролировать субъективные ощущения, объем движений в пораженных суставах, состояние окружающих тканей, диуреза, t° С и гемодинамики | Для контроля динамики состояния |