Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 5115
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка: пациентка с помощью м/с справляется с самоуходом. Цель достигнута.
Студент объясняет, как правильно подготовиться к взятию крови на биохимическое исследование.
-
Студент демонстрирует на муляже технику применения лекарственного компресса на область коленного сустава в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 45
На стационарное лечение поступил пациент К., 50 лет, с диагнозом ревматоидный артрит, амилоидоз почек.
Жалобы на боли в тазобедренных суставах при ходьбе, дизурические явления (встает ночью 3 – 4 раза, мочеиспускание безболезненное, малыми порциями), поносы, слабость. Из-за частого жидкого стула старается меньше есть и пить.
Объективно: лицо бледное, отеки на веках, «шаркающая» походка, пульс 68 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в минуту, в общем анализе мочи белок 3.0 г/л, на Rg –грамме – некроз головок тазобедренных костей.
Назначено: проба Зимницкого.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила взятия мочи по Зимницкому, диагностическую ценность исследования. -
Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
нарушение самообслуживания; -
нарушение питания; -
нарушение сна и отдыха; -
дефицит информации о собственном заболевании.
Потенциальные проблемы:
-
риск падения; -
риск развития ХПН; -
риск поражения других суставов, органов и систем.
Приоритетная проблема: нарушение питания.
Цель: пациент будет получать достаточное количество пищи и жидкости.
План | Мотивация |
1. Провести беседу о заболевании, о необходимости соблюдать назначенную диету, о лечении | Для адаптации пациента к заболеванию |
2. Проконтролировать соблюдение диеты с ограничением белков, соли и жидкости Подобрать блюда по вкусу пациента в рамках диеты Включить в рацион питания закрепляющие продукты (черника, черемуха), настои, отвары | Уменьшить нагрузку на почки Улучшить аппетит, обеспечить необходимыми питательными веществами Нормализовать стул |
Оценка: пациент получает достаточное количество пищи и жидкости, в соответствии с назначенной диетой. Цель достигнута.
Студент объясняет правила взятия мочи по Зимницкому и диагностическую ценность исследования.
-
Студент демонстрирует на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.
ЗАДАЧА № 46
В отделении 2 сутки находится пациентка Н, 45 лет, с диагнозом диффузный токсический зоб. Жалобы на раздражительность, мышечную слабость, повышенную потливость, нарушение сна, снижение веса.
Объективно: пациентка возбуждена, глаза блестят, экзофтальм, шея увеличена в объеме, кожа влажная, подкожно-жировой слой мало выражен. Рост 170 см, масса тела 49 кг, t 37,10С, ЧСС 100 в мин, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните суть исследования и правила подготовки к УЗИ щитовидной железы. -
Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения витамина В1.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
дефицит самоухода из-за мышечной слабости; -
нарушение сна и отдыха; -
нарушение общения из-за раздражительности, возбуждения; -
дефицит знаний о заболевании и его лечении.
Потенциальные проблемы:
-
риск развития ОСН; -
риск инфицирования; -
риск истощения; -
риск тиреотоксического криза.
Приоритетная проблема:
-
дефицит знаний о заболевании и его лечении.
Цель: пациентка продемонстрирует знания об особенностях режима и диетического питания при ее заболевании.
План | Мотивация |
1. Проследить за соблюдением палатного режима, исключить резкие раздражители (яркий свет, громкие звуки), разместить в одноместной палате | Для уменьшения нагрузки на миокард, создания психоэмоционального покоя |
2. Проконтролировать соблюдение диеты с ограничением соли и увеличением продуктов, богатых калием и белками | Для восполнения дефицита белка, предупреждение ОСН. |
3. Осуществлять уход за кожей: ежедневный душ под наблюдением м/с | С целью профилактики инфицирования, получения травм |
4. Провести беседу с пациенткой о заболевании, обследовании, лечении | Для активного участия пациентки в процессе лечения и получения достоверных результатов обследования |
5. Контроль гемодинамики, массы тела, t0 тела | Для контроля динамики состояния и своевременного выявления осложнений |
Оценка: пациентка демонстрирует знания об особенностях режима и диетического питания при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент объясняет сущность исследования и правила подготовки к УЗИ щитовидной железы.
-
Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного ведения витамина В1 в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 47
Пациентка П., 24 лет, поступила в отделение с медицинским диагнозом хронический пиелонефрит, обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.
Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). В анамнезе аллергическая реакция в виде сыпи на антибиотики группы пенициллина. Работает секретарем.
Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,80С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о правилах подготовки к экскреторной урографии. -
Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие проблемы:
-
дефицит самообслуживания, связанный с болями в пояснице, головными болями, ознобом; -
учащенное мочеиспускание малыми порциями; -
дефицит знаний о своем заболевании.
Потенциальные проблемы:
-
риск присоединения восходящей генитальной инфекции; -
риск развития ХПН; -
риск аллергической реакции.
Приоритетная проблема:
-
дефицит самообслуживания.
Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.
План | Мотивация |
1. Проследить за соблюдением постельного режима: создать положение в постели, преимущественно на спине или на правом боку, повязать шаль (шарф) на поясницу | Для оптимальной работы почек (улучшение микроциркуляции, оттока), уменьшения болевого синдрома |
2. Дать рекомендации по диете и проконтролировать ее соблюдение: соль не ограничивать, количество жидкости увеличить до 2,5 – 3 литров за счет клюквенного, брусничного морсов, отваров мочегонных трав, мин. воды, бутилированной воды | Для увеличения пассажа мочи, санации мочевых путей, подкисления мочи, восстановления почечного эпителия |
3. Создать условия для частого опорожнения мочевого пузыря | С целью создания комфорта |
4. Регулярно проводить гигиенические мероприятия | Для профилактики урогенитальной инфекции |
5. Осуществлять уход при ознобе: тепло укрыть, напоить теплым чаем (отваром шиповника), грелки к ногам | Для увеличения теплоотдачи |
6. Объяснить пациентке необходимость соблюдения назначенного режима и проводимого лечения | С целью адаптировать к условиям стационара, включить пациентку в процесс лечения |
7. Контроль температуры тела, АД, ЧСС, ЧДД, диуреза, стула | Для контроля динамики состояния |
Оценка: пациентка справляется с активностью повседневной жизни с помощью м/с. Цель достигнута.
Студент объясняет правила подготовки к экскреторной урографии.
-
Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщин в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 48
На амбулаторный прием обратилась пациентка Д., 54 л., с диагнозом мочекаменная болезнь, оксалатные камни. Жалобы на периодические приступообразные боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной смородины. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает, лекарств никаких не принимает.
Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Составьте план беседы с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колики. -
Продемонстрируйте на муляже технику применения грелки на поясничную область.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
дискомфорт, связанный с дизурией и болями; -
неадекватное отношение к состоянию своего здоровья; -
дефицит информации о питании.
Потенциальные проблемы:
-
риск развития пиелонефрита и др. гнойных осложнений; -
риск развития почечной колики и ОПН; -
риск развития гидронефроза почки.
Приоритетная проблема:
-
неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.
Цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании к концу беседы с м/с.
План | Мотивация |
1. Дать рекомендации по режиму ( амбулаторный, щадящий) Посоветовать избегать подъема тяжестей, вибрации, работы в наклон | Для предупреждения возникновения почечной колики |
2. Дать рекомендации по назначенной диете: исключить продукты, богатые щавелевой и аскорбиновой кислотой: яблоки, кислую капусту, кислые ягоды и т.д.; изменить питьевой режим: количество жидкости увеличить до 2 – 2,5 литра в день | Для снижения массы тела, уменьшения кристаллурии , уменьшения концентрации мочи, предупреждения дальнейшего образования оксалатных камней |
3. Контролировать диурез, t, АД, ЧСС, ЧДД | Для оценки динамики состояния, выявления осложнений |
Оценка: пациентка демонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании. Цель достигнута.
Студент представляет план беседы с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колики.
-
Студент демонстрирует на муляже технику применения грелки на поясничную область в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 49
В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.
Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о подготовке пациента к исследованию крови на сахар. -
Продемонстрируйте технику введения инсулина в область плеча.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие проблемы:
-
дискомфорт из-за жажды, кожного зуда, учащенного мочеиспускания; -
дефицит информации о собственном заболевании.
Потенциальные проблемы:
-
риск развития гипергликемической комы; -
риск развития гипогликемической комы; -
риск инфицирования из-за повреждения кожи и снижения иммунитета; -
риск развития восходящей урогенитальной инфекции; -
риск развития сосудистых осложнений (ретинопатия, нефропатия, «диабетическая стопа»); -
риск развития парадонтоза, потери зубов; -
риск вынужденного бесплодия.
Приоритетная проблема:
-
дефицит информации о заболевании.
Цель: пациентка продемонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании.
План | Мотивация |
1. Проследить за соблюдением постельного режима (избегать физических и психоэмоциональных нагрузок) | Для предупрения развития осложнений (ком) |
2. Проконтролировать соблюдение диеты с полным исключением легкоусваиваемых углеводов | С целью достижения компенсации |
3. Обучить уходу за кожей, промежностью, ногами, полостью рта (исключить использование жестких зубных щеток, полоскать 1% содовым раствором) | Для профилактики присоединения вторичной инфекции. |
4. Проводить беседы с пациенткой о заболевании, необходимости соблюдения назначенного режима, диеты, правилах ухода за полостью рта, ногами, ногтями | Для адаптации пациентки к болезни и лечению, ее участия в лечении |
5. Обучить пациентку технике введения инсулина, правилам самоконтроля сахара крови и мочи | Для адаптации пациентки к новым условиям, сохранения ее независимости и качества жизни |
6. Контролировать состояние кожи, полости рта, нижних конечностей, уровня сахара крови и мочи, гемодинамики | Для контроля динамики состояния |