Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 5115

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценка: пациентка с помощью м/с справляется с самоуходом. Цель достигнута.

Студент объясняет, как правильно подготовиться к взятию крови на биохимическое исследование.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику применения лекарственного компресса на область коленного сустава в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.


ЗАДАЧА № 45

На стационарное лечение поступил пациент К., 50 лет, с диагнозом ревматоидный артрит, амилоидоз почек.

Жалобы на боли в тазобедренных суставах при ходьбе, дизурические явления (встает ночью 3 – 4 раза, мочеиспускание безболезненное, малыми порциями), поносы, слабость. Из-за частого жидкого стула старается меньше есть и пить.

Объективно: лицо бледное, отеки на веках, «шаркающая» походка, пульс 68 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в минуту, в общем анализе мочи белок 3.0 г/л, на Rg –грамме – некроз головок тазобедренных костей.

Назначено: проба Зимницкого.
Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните правила взятия мочи по Зимницкому, диагностическую ценность исследования.

  3. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие проблемы:

  • нарушение самообслуживания;

  • нарушение питания;

  • нарушение сна и отдыха;

  • дефицит информации о собственном заболевании.

Потенциальные проблемы:

  • риск падения;

  • риск развития ХПН;

  • риск поражения других суставов, органов и систем.

Приоритетная проблема: нарушение питания.

Цель: пациент будет получать достаточное количество пищи и жидкости.



План

Мотивация

1. Провести беседу о заболевании, о необходимости соблюдать назначенную диету, о лечении

Для адаптации пациента к заболеванию

2. Проконтролировать соблюдение диеты с ограничением белков, соли и жидкости

Подобрать блюда по вкусу пациента в рамках диеты

Включить в рацион питания закрепляющие продукты (черника, черемуха), настои, отвары

Уменьшить нагрузку на почки

Улучшить аппетит, обеспечить необходимыми питательными веществами

Нормализовать стул



Оценка: пациент получает достаточное количество пищи и жидкости, в соответствии с назначенной диетой. Цель достигнута.

Студент объясняет правила взятия мочи по Зимницкому и диагностическую ценность исследования.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику взятия крови на биохимическое исследование.


ЗАДАЧА № 46

В отделении 2 сутки находится пациентка Н, 45 лет, с диагнозом диффузный токсический зоб. Жалобы на раздражительность, мышечную слабость, повышенную потливость, нарушение сна, снижение веса.

Объективно: пациентка возбуждена, глаза блестят, экзофтальм, шея увеличена в объеме, кожа влажная, подкожно-жировой слой мало выражен. Рост 170 см, масса тела 49 кг, t 37,10С, ЧСС 100 в мин, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните суть исследования и правила подготовки к УЗИ щитовидной железы.

  3. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения витамина В1.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие проблемы:

  • дефицит самоухода из-за мышечной слабости;

  • нарушение сна и отдыха;

  • нарушение общения из-за раздражительности, возбуждения;

  • дефицит знаний о заболевании и его лечении.

Потенциальные проблемы:

  • риск развития ОСН;

  • риск инфицирования;

  • риск истощения;

  • риск тиреотоксического криза.

Приоритетная проблема:

  • дефицит знаний о заболевании и его лечении.

Цель: пациентка продемонстрирует знания об особенностях режима и диетического питания при ее заболевании.



План

Мотивация

1. Проследить за соблюдением палатного режима, исключить резкие раздражители (яркий свет, громкие звуки), разместить в одноместной палате

Для уменьшения нагрузки на миокард, создания психоэмоционального покоя

2. Проконтролировать соблюдение диеты с ограничением соли и увеличением продуктов, богатых калием и белками

Для восполнения дефицита белка, предупреждение ОСН.

3. Осуществлять уход за кожей: ежедневный душ под наблюдением м/с

С целью профилактики инфицирования, получения травм

4. Провести беседу с пациенткой о заболевании, обследовании, лечении

Для активного участия пациентки в процессе лечения и получения достоверных результатов обследования

5. Контроль гемодинамики, массы тела, t0 тела

Для контроля динамики состояния и своевременного выявления осложнений



Оценка: пациентка демонстрирует знания об особенностях режима и диетического питания при ее заболевании. Цель достигнута.

Студент объясняет сущность исследования и правила подготовки к УЗИ щитовидной железы.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику внутримышечного ведения витамина В1 в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.


ЗАДАЧА № 47

Пациентка П., 24 лет, поступила в отделение с медицинским диагнозом хронический пиелонефрит, обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.

Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). В анамнезе аллергическая реакция в виде сыпи на антибиотики группы пенициллина. Работает секретарем.

Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,80С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о правилах подготовки к экскреторной урографии.

  3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие проблемы:

  • дефицит самообслуживания, связанный с болями в пояснице, головными болями, ознобом;

  • учащенное мочеиспускание малыми порциями;

  • дефицит знаний о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

  • риск присоединения восходящей генитальной инфекции;

  • риск развития ХПН;

  • риск аллергической реакции.

Приоритетная проблема:

  • дефицит самообслуживания.

Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.



План

Мотивация

1. Проследить за соблюдением постельного режима: создать положение в постели, преимущественно на спине или на правом боку, повязать шаль (шарф) на поясницу

Для оптимальной работы почек (улучшение микроциркуляции, оттока), уменьшения болевого синдрома

2. Дать рекомендации по диете и проконтролировать ее соблюдение: соль не ограничивать, количество жидкости увеличить до 2,5 – 3 литров за счет клюквенного, брусничного морсов, отваров мочегонных трав, мин. воды, бутилированной воды

Для увеличения пассажа мочи, санации мочевых путей, подкисления мочи, восстановления почечного эпителия


3. Создать условия для частого опорожнения мочевого пузыря

С целью создания комфорта

4. Регулярно проводить гигиенические мероприятия

Для профилактики урогенитальной инфекции

5. Осуществлять уход при ознобе: тепло укрыть, напоить теплым чаем (отваром шиповника), грелки к ногам

Для увеличения теплоотдачи

6. Объяснить пациентке необходимость соблюдения назначенного режима и проводимого лечения

С целью адаптировать к условиям стационара, включить пациентку в процесс лечения

7. Контроль температуры тела, АД, ЧСС, ЧДД, диуреза, стула

Для контроля динамики состояния



Оценка: пациентка справляется с активностью повседневной жизни с помощью м/с. Цель достигнута.

Студент объясняет правила подготовки к экскреторной урографии.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщин в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

ЗАДАЧА № 48

На амбулаторный прием обратилась пациентка Д., 54 л., с диагнозом мочекаменная болезнь, оксалатные камни. Жалобы на периодические приступообразные боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной смородины. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает, лекарств никаких не принимает.

Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Составьте план беседы с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колики.

  3. Продемонстрируйте на муляже технику применения грелки на поясничную область.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие проблемы:

  • дискомфорт, связанный с дизурией и болями;

  • неадекватное отношение к состоянию своего здоровья;

  • дефицит информации о питании.

Потенциальные проблемы:

  • риск развития пиелонефрита и др. гнойных осложнений;

  • риск развития почечной колики и ОПН;

  • риск развития гидронефроза почки.

Приоритетная проблема:

  • неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.

Цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании к концу беседы с м/с.



План

Мотивация

1. Дать рекомендации по режиму ( амбулаторный, щадящий)

Посоветовать избегать подъема тяжестей, вибрации, работы в наклон

Для предупреждения возникновения почечной колики

2. Дать рекомендации по назначенной диете:

исключить продукты, богатые щавелевой и аскорбиновой кислотой: яблоки, кислую капусту, кислые ягоды и т.д.;

изменить питьевой режим: количество жидкости увеличить до 2 – 2,5 литра в день

Для снижения массы тела,

уменьшения кристаллурии ,

уменьшения концентрации мочи, предупреждения дальнейшего образования оксалатных камней

3. Контролировать диурез, t, АД, ЧСС, ЧДД

Для оценки динамики состояния, выявления осложнений



Оценка: пациентка демонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании. Цель достигнута.

Студент представляет план беседы с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колики.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику применения грелки на поясничную область в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.


ЗАДАЧА № 49

В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.

Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о подготовке пациента к исследованию крови на сахар.

  3. Продемонстрируйте технику введения инсулина в область плеча.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие проблемы:

  • дискомфорт из-за жажды, кожного зуда, учащенного мочеиспускания;

  • дефицит информации о собственном заболевании.

Потенциальные проблемы:

  • риск развития гипергликемической комы;

  • риск развития гипогликемической комы;

  • риск инфицирования из-за повреждения кожи и снижения иммунитета;

  • риск развития восходящей урогенитальной инфекции;

  • риск развития сосудистых осложнений (ретинопатия, нефропатия, «диабетическая стопа»);

  • риск развития парадонтоза, потери зубов;

  • риск вынужденного бесплодия.

Приоритетная проблема:

  • дефицит информации о заболевании.

Цель: пациентка продемонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании.



План

Мотивация

1. Проследить за соблюдением постельного режима (избегать физических и психоэмоциональных нагрузок)

Для предупрения развития осложнений (ком)

2. Проконтролировать соблюдение диеты с полным исключением легкоусваиваемых углеводов

С целью достижения компенсации

3. Обучить уходу за кожей, промежностью, ногами, полостью рта (исключить использование жестких зубных щеток, полоскать 1% содовым раствором)

Для профилактики присоединения вторичной инфекции.

4. Проводить беседы с пациенткой о заболевании, необходимости соблюдения назначенного режима, диеты, правилах ухода за полостью рта, ногами, ногтями

Для адаптации пациентки к болезни и лечению, ее участия в лечении

5. Обучить пациентку технике введения инсулина, правилам самоконтроля сахара крови и мочи

Для адаптации пациентки к новым условиям, сохранения ее независимости и качества жизни

6. Контролировать состояние кожи, полости рта, нижних конечностей, уровня сахара крови и мочи, гемодинамики

Для контроля динамики состояния